Священник Архиепископии западноевропейских православных приходов русской традиции, организатор паломнических поездок для россиян к святыням западной Европы, действительный член ИППО Тимофей Китнис защитил магистерскую диссертацию по теме: «Проблемы православного паломничества в современном мире»

Священник Архиепископии западноевропейских православных приходов русской традиции, организатор паломнических поездок для россиян к святыням западной Европы, действительный член ИППО Тимофей Китнис
Священник Архиепископии западноевропейских православных приходов русской традиции, организатор паломнических поездок для россиян к святыням западной Европы, действительный член ИППО Тимофей Китнис
Исследование содержит исторический анализ паломнического делания периода первых столетий после легализации Христианства. Одним из методов исследования является сравнительный анализ духовного опыта и мотивации паломников периода раннего Христианства, с опытом паломничества современного периода. Этот метод помогает отследить временные девиации и проанализировать их трансформацию в современное паломничество.
«В нашей практической работе мы видим, что последствием таких девиаций является не только искажение христианской веры, но и неправильные ожидания от паломничества, способные причинить человеку духовный вред, вместо ожидаемой пользы», - рассказывает отец Тимофей.
 
Автор подчеркивает, что христианство не раз сталкивалось с искаженным и неправильным пониманием почитания святынь и святых мощей. Например, в период иконоборческого кризиса. При этом примеры не православного почитания встречаются и после Торжества Православия и VII Вселенского собора. Спустя несколько столетий, на примере дневников паломников XII - XIII мы продолжаем наблюдать похожие тенденции.
 
Иерей Тимофей Китнис анализирует исторические проявления «бытового магизма» в паломничестве, а также сопоставляет это явление с теми периодами в истории христианства, когда религиозная грамотность заменялась обрядоверием, что привело в том числе и к искажению традиционной для первых веков Христианства, практике регулярного причащения. Эти тенденции, опираясь на собственный опыт работы, автор улавливает и в современном паломничестве. Также в работе предлагается осмысление паломнических маршрутов в рамках сакральной географии, с применением иеротопического подхода. Автор отмечает, что такой подход необходим в вопросе построения и осмысления паломнических маршрутов. Надо сказать, что символическое осмысление храмового пространства наиболее четко проработано на основе онтологического символизма. Именно эта, святоотеческая традиция положила начало толкованию постижимого бытия с позиции катафатического богословия, когда Непостижимое, проявляет себя в постижимом, познать которое можно лишь путем символического осмысления. 
 
В паломничестве подобное осмысление сакральной географии проявилось в создании маршрутов, подобных “Via Dolorosa,” в Иерусалиме, или на пути от Вифлеема к храму Гроба Господня, или в западной традиции на пути апостола Иакова.
 
Отец Тимофей пишет о возможности сознательного соотношения литургического символизма и паломнического опыта постижения сакральной географии: «Данное осмысление необходимо, так как в современном паломничестве мы часто сталкиваемся с буквальным восприятием географии паломнических маршрутов».
 
Практическая значимость магистерской диссертации обусловлена опытом работы автора в проведении и организации паломничества. Стоит отметить, что опыт работы отца Тимофея начинался в постсоветском пространстве середины 90-х в России, а продолжился в начале 2000 в странах Западной Европы, поэтому автор имеет уникальную возможность сравнивать и анализировать практическую проблематику связанную прежде всего с проблемами постсоветского православного паломничества: “Сегодня, внутри “церковной ограды”, парадигма “советского мистицизма”, совмещенного с очевидным духовным запросом, имеет возможность постепенной пастырской корректировки. Однако этот процесс занимает определенное время. 
 
«Уже более двух десятилетий, в работе с разными паломническими группами, мы продолжаем сталкиваться с различными проявлениями псевдо-религиозности, с тенденцией постсоветского мистицизма. Это является одной из основных проблем и нашего времени», - отмечает он.
 
 
Ознакомиться с работой можно на сайте:
 
Поделиться: