Страницы истории: Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий

16 января 2024 года, перед началом Рождественского приема Благотворительного фонда «Христианское милосердие», для гостей мероприятия состоялась содержательная экскурсия по залам и выставочной экспозиции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент экскурсии, посвященный Священномученику Владимиру (Богоявленскому), митрополиту Киевскому и Галицкому: 

«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось…» – эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины. 

Святой Владимир (Богоявленский) – первый из новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея. Он возглавил сонм святых, запечатлевших исповедание Христа своей кровью, и стал одним из первых небесных молитвенников за Церковь в годы жесточайших гонений, обрушившихся на Русскую Церковь в XX веке.

В декабре 1915 года митрополит Владимир вступил в управление Киевской епархией. Правда, оставался он в Киеве недолго. Будучи первенствующим членом Синода, святитель должен был присутствовать в столице, и для участия в заседаниях владыка выехал в Петроград. Наступало самое скорбное время в судьбе родного Отечества.

Ко времени созыва Всероссийского Собора в 1917 году митрополит Владимир был не только старейшим архиереем Русской Церкви, но и единственным за всю ее тысячелетнюю историю иерархом, последовательно занимавшим три ее главные кафедры – Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую.

Митрополит Владимир был избран Почетным председателем Всероссийского Собора. Ему же было доверено огласить имя избранника Божия – Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона, а затем возвести его на высоту Горнего места древнего Успенского собора Московского Кремля.

В течение всего военно-революционного 1917-го года в Украине нарастало движение за автокефалию и украинизацию Церкви. 12 апреля 1917 г. «Украинский Киевский епархиальный съезд» заявил о курсе на создание «независимой Украинской церкви» в автономной Украине. 

Для Владыки Владимира это было совершенно неприемлемо:

«Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южнорусской Церкви от единой Православной Российской Церкви.

Не из Киева ли шли проповедники православия по всей Руси? Среди угодников Киево-Печерской лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси?.. Не совместно ли создали великую Православную Российскую Церковь?..

К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов.

Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любви к единой Православной Русской Церкви».

В конце 1917 года, после окончания первой сессии Собора, митрополит Владимир спешно выехал в Киев, откуда приходили все более тревожные вести. Движение за автокефалию развивалось. Его координационным органом стала Временная Всеукраинская православная церковная рада (ВВПЦР), активисты которой предложили митрополиту либо стать «патриархом» УПЦ, либо покинуть Киев. 

Владыка не поддался ни на какие уговоры и фактически оказался в изоляции в Киево-Печерской лавре.

События развивались стремительно. 23 января Киев был захвачен большевиками, в Киево-Печерской лавре был размещен «красный» гарнизон под командованием коменданта Сергеева. 25 января в митрополичьи покои заявились пятеро вооруженных людей. Сначала произвели «обыск», а затем увели Владыку Владимира за ворота Лавры, бросив при этом оцепеневшей братии: «Больше вы вашего митрополита не увидите!» Убийц так и не нашли. До сих пор остается загадкой, почему никто из братии – а всего их было более тысячи человек – монахов, послушников, трудников! – не вступился за 70-летнего старца-митрополита.

Весть о гибели митрополита Владимира тогда потрясла многих. На специальном заседании Собора, которое было посвящено памяти священномученика Владимира, Патриарх Тихон сказал:

«То ужасное, кошмарное злодеяние, которое совершено было по отношению к высокопреосвященному митрополиту Владимиру, конечно, еще долго и долго будет волновать и угнетать наш смущенный дух… Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина. Но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия. И мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».

Тогда, в 1918 году, Собор постановил ежегодно, в годовщину гибели митрополита Владимира, совершать общее поминовение всех пострадавших за веру.

К лику святых священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил в 1992 году. Честные его мощи были обретены 20 июля того же года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Именно ко дню памяти священномученика Владимира (в ближайшее воскресенье к 25 января / 7 февраля) приурочено празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Публикация подготовлена с использованием материалов, предоставленных Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ)

Поделиться: