Паломничество в Назарет

Продолжаем публикации статей 2-го исправленного и дополненного издания «Святая Земля: история и наследие. Православный путеводитель», автором которого является заместитель Председателя ИППО Николай Лисовой.

Назарет – одно из самых святых мест на земле. Сегодня это самый большой город Нижней Галилеи (140 км от Иерусалима, 30 км от Тивериады), центр административной и коммерческой деятельности региона. Правда, отсутствие собственной промышленности привело к тому, что в последние годы город всё более превращается в «спальный район», лежащий в 35 км от бурно развивающейся Хайфы.

Исторический центр Назарета, где находятся рынок и главные паломнические объекты, отличается старинной архитектурой, маленькими домами и крутыми, извилистыми улочками. От этого первоначального ядра город разрастался во все стороны, группируясь по религиозному принципу: православный, католический, мусульманский кварталы. С 1948 года Назаретов стало два – совершенно отдельно от старого арабского города возник Верхний (или Нагорный) еврейский Назарет.

Поселение на этом месте известно ещё с ханаанского периода. Оно существовало при Израильском царстве и в эллинистический и римский периоды, но в Библии Назарет впервые упоминается лишь в книгах Нового Завета как город, где прошли детство и юность Иисуса. Это о нём Господь сказал, что «нет пророка в своём отечестве», когда жители Назарета пытались сбросить Спасителя со скалы за Его проповедь.

После Распятия и Воскресения Христа некоторые из Его сводных и двоюродных братьев продолжали жить в Назарете. В первые века христианской эры здесь уже существовала достаточно сильная иудеохристианская община, с деятельностью которой связывают древнюю крещальню, обнаруженную в крипте церкви святого Иосифа Обручника. Первая церковь на месте Благовещения была построена в 427 году, как сообщает об этом мозаичная надпись, называющая и имя её создателя: диакон Конон. Во времена крестоносцев здесь стояла большая базилика с богато украшенным интерьером, о котором можно судить лишь по его незначительным фрагментам в церковном музее. В 1263 году она была разрушена мамлюкским султаном Бейбарсом.

В 1730 году францисканцы построили на её развалинах церковь меньших размеров, хорошо известную по описаниям паломников XIX – начала XX вв. (в том числе русских). В 1953 году Кустодия Святой Земли (так называется, напомним, здешний административный орган францисканцев) решила строить в Назарете новую базилику (прежняя признавалась уже слишком маленькой и неудобной для растущего наплыва паломников). В 1955 году старый храм был разобран, и начались под руководством францисканского археолога Б. Багатти археологические раскопки, продолжавшиеся до 1968 года (результаты их были опубликованы впоследствии в двух солидных томах). 

Первый проект новой базилики был подготовлен ещё в 1951 году знаменитым А. Барлуцци. Но католическое руководство на этот раз предпочло проект другого итальянского архитектора – миланского профессора Джованни Муцио. Им был предложен план трёхуровневого комплекса, определявшийся уклоном холма, на котором строилась базилика. Нижняя церковь следует стенам и фундаментам базилики крестоносцев, сохранены и частично реконструированы её апсиды. Литургическим и археологическим центром храма является главная его святыня – пещера Благовещения. Над ней в своде нижнего этажа сделан большой восьмигранный проём, своеобразное «око», отверстие в пространство верхнего этажа, находящееся точно под куполом храма. Базилика очень внушительна по размерам (44 х 27 м) – это самый большой христианский храм на Ближнем Востоке. Наиболее яркой её особенностью является купол в форме восьмигранной пирамиды высотой 55 метров – главная вертикаль города. Базилика была освящена 23 марта 1969 года.

 Дом Богородицы

Западный фасад храма украшен рельефным изображением Благовещения (с латинской подписью: «Ангел Господень благовествует Марии») и силуэтами четырёх Евангелистов. Слева и справа помещены ветхозаветные пророчества о Боговоплощении, завершаемые текстом Евангелиста Иоанна: Verbum caro factum est et habitavit in nobis – «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:14). На вершине фронтона – статуя Спасителя, держащего в руках Евангелие. В храм ведёт небольшой портик с тремя дверями, центральная – двойная, выше и шире боковых, с накладными панелями из литой бронзы, выполненными мюнхенским мастером Роландом Фридрихсеном и изображающими основные события из жизни Христа и Богородицы. Второй южный фасад украшен балконом, нишей под ним с бронзовой статуей Девы Марии (работа римского скульптора Фр. Верокка) и орнаментально прописанным по всей стене текстом католической молитвы «Salve Regina» – «Радуйся, Царица».

Какой же была Она, эта 16-летняя девочка из Назарета, которой 25 марта ничем другим не выделенного года суждено было стать Матерью Бога, вместить в Себя всю красоту земли и неба? «Роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками цвета маслины; брови дугообразные и умеренно чёрные; нос продолговатый; уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные. Относительно одежд, которые носила, – Она довольствовалась естественным цветом их, что ещё и теперь доказывает сохранившийся головной покров Её». Так писал, на основе древнего предания, византийский историк Никифор Каллист. Святой Амвросий Медиоланский говорил: «Она была Девою не только телом, но и душою, так что телесный вид Её был выражением души, олицетворением чистоты».

…Мы входим через западные врата. По обе стороны от входа широкие винтовые лестницы ведут в верхнюю церковь. В нижней левой стене, до самого алтаря, видна каменная кладка эпохи крестоносцев. В глубине – «святая святых», открытое пространство, отгороженное барьером и соединённое, как мы сказали, своеобразным вертикальным «окном» с верхней церковью. За четырьмя усечёнными колоннами, используемыми как постаменты для высоких лампад, открывается вход в высеченное в скале помещение – «Дом Пресвятой Богородицы».

Перед ним на квадратном мраморном подиуме расположен квадратный престол. Справа – открытый и реконструированный фундамент алтарной апсиды византийского храма, который используется теперь как запрестольная скамья, где сидят при богослужении священники. Слева находится древняя крещальня, с сохранившимися семью ступенями спуска. Дно купели выложено мозаикой. Слева от Дома Богородицы находится ещё одна маленькая пещера с фрагментами изображения на восточной стене Эдемского сада, символизирующего Рай. Сохранилось и несколько греческих граффити V–VI вв., одно из которых явственно читается как «Xaire Maria» – «Радуйся, Мария!» Мы видим здесь также фрагмент мозаичного пола V в. со знаменитой ктиторской подписью диакона Конона: «От Конона, диакона иерусалимского».

Сюда мирян не пускают. Он является алтарём, посредине которого стоит престол белого мрамора с надписью по-латыни: «Hic verbum caro factum est» («Здесь Слово стало плотью»). Своеобразной «алтарной преградой» служит тонкая декоративная железная решётка, отделяющая его от «хора» (так называется в католических храмах место, где располагается при богослужении клир).

Дом Богородицы (или Пещера Благовещения) представляет собой действительно целый подземный «дом». Передняя комната называется Приделом Ангела. За главным престолом виден справа проход в придел святого Иосифа Обручника. Третья пещера называется условно «кухней Марии». Католическая традиция позднейших веков пыталась связать каждую из комнат пещерного дома с тем или иным из членов Святого Семейства, но за этими преданиями не стоит ни исторической достоверности, ни авторитета древности.

Трудно представить себе, как выглядело жилище Иосифа и Марии первоначально. В нагорных селениях, каким был Назарет, в еврейских домах часто использовались в качестве внутренних помещений естественные или высеченные дополнительно в скале пещеры и лишь с внешней стороны, выходящей на городскую улицу, делались каменные пристройки. Может быть, именно эту внешнюю часть здания составлял т. н. «Дом Богородицы», перенесённый крестоносцами в конце XIII в. в итальянский город Лоретто. В Назарете осталась внутренняя пещерная – наиболее археологически достоверная – часть.

В передней части пещеры, в приделе Ангела, сохранились две древние колонны, одна из которых отмечает место, где стоял, по преданию, Архангел Гавриил. Считают, что эти колонны восходят к древнейшему святилищу времён святой равноапостольной Елены. «Место, на котором стоял Архангел, – писал в своём путеводителе архимандрит Леонид (Кавелин), –  означено гранитной колонной, которую арабы подрубили совершенно (в надежде найти будто бы скрытое в ней сокровище), так что теперь она утверждена лишь сверху и висит на 18 дюймов от пола. Эту колонну, висящую сверху как бы чудом, здешние жители признают универсальным лекарством во всех болезнях, и постоянно здесь можно видеть больных всякого рода, старающихся дотронуться до колонны».

Францисканские монахи говорят, что верхняя часть колонны «левитирует», парит в воздухе без всякой поддержки. И хотя она, разумеется, прочно прикреплена сверху к своду, есть что-то таинственное в этом отрицающем законы тяготения парении массивной гранитной конструкции. Интересно, что нижний, стоящий на полу, обрубок колонны из другого материала – из мрамора.

Верхняя церковь

В верхнюю церковь можно подняться по трём лестницам. Две из них расположены симметрично слева и справа от главного входа в базилику, третья – слева от Пещеры Благовещения.

Это огромный храм, размерами 61,5 х 24,6 м. Высота до вершины купола – 46 м (напомним, что общая высота храма 55 м). Главной его достопримечательностью являются грандиозные мозаики, созданные художниками из различных стран католического мира. Самая большая из композиций занимает всю алтарную стену и называется «Триумф Церкви». По замыслу создателей, она призвана иллюстрировать экклезиологическую доктрину Второго Ватиканского собора (1965 г.). В центре – Христос и апостол Пётр, первый из епископов Рима, являющихся, по католическому учению, наместником Христа на земле. Слева, на облаке, Дева Мария на троне. Над ними реет голубь Духа Святого, и сверху взирает Всевидящее Око Отца. 

Слева от главного алтаря расположен придел Святых Даров, на стенах которого изображены отцы Церкви, сделавшие наибольший вклад в учение о Евхаристии: справа – святые Западной Церкви, слева – православные (в том числе святой мученик Конон Назаретский). Правый придел посвящён Франциску Ассизскому.

Центром верхней церкви является всё тот же восьмигранник «окна», объединяющего три яруса базилики. Облокотившись о барьер, вы можете заглянуть в нижнюю церковь с пещерой Благовещения. Точно над проёмом высится купол, оформленный в виде огромного 16-лепесткового цветка, раскрывающегося внутрь храма. Каждый лепесток, в свою очередь, является двухгранным ребром, а горизонтально, поперёк рёбер-лепестков, прочерчены 23 круга. По некоторым толкованиям, здесь зашифрована каббалистическая символика: 32 меридиана соответствуют «тридцати двум путям Божественной Мудрости», а 23 – «зеркальное число», соответствующее человеку, сотворённому Богом. В целом получается своего рода математическое преломление идеи Боговоплощения. Вдоль южной и северной стен идут мозаичные изображения Богородицы с Младенцем – глазами разных народов. Над ними трудились художники из 20 стран всех континентов. 

Если выйти из верхней церкви северными вратами, то мы оказываемся во дворе францисканского монастыря. Только теперь замечаешь, как искусно использовал архитектор рельеф местности: выход из храма расположен на 10 м выше, чем вход. Здесь, в монастырском дворике, находится небольшой музей, экспонатами которого стали археологические находки, сделанные при раскопках на месте строительства. Самые известные его экспонаты – «назаретские капители», найденные в одной из пещер под храмом ещё в 1908 году. Эти капители для пяти колонн, присланные из Франции королём-крестоносцем Людовиком IX Святым в дар Назаретской базилике, являются выдающимся памятником французской белокаменной скульптуры XIII века. Предполагается, что над пещерой Благовещения планировали тогда построить изящную Кувуклию – наподобие той, что осеняет Гроб Господень. Но пока королевский подарок прибыл в Назарет, с крестоносной эпопеей было покончено. Бейбарс изгнал рыцарей из Святой Земли, церковь в Назарете была разрушена, и капители, так и не использованные, на 600 лет остались лежать в земле.

Церковь святого Иосифа Обручника

Перейдя через двор и оставив с правой стороны католическую Духовную семинарию (здание построено в 1930 г.), а с левой – небольшой сад со статуей Антония Падуанского (одного из самых чтимых францисканских святых), мы оказываемся у входа в церковь святого Иосифа Обручника. Всего 100 метров отделяют эту базилику, построенную в 1911 году, от церкви Благовещения – дом Иосифа и Марии от мастерской Иосифа. Мы входим в церковь северными дверями. Слева у входа – скульптурное изображение Святого Семейства. Достопримечательностью храма, стилизованного под романскую базилику, является крипта. В результате раскопок здесь были вскрыты остатки древних строений, которые предание связывает с «мастерской Иосифа». Ему посвящён престол придела, расположенного в крипте.

На самом деле, небольшое высеченное в скале и частично обложенное камнем прямоугольное пространство слишком мало для того, чтобы даже в самые отдалённые, нетребовательные времена служить рабочим помещением. Рядом, за оградкой, находится световой колодец, освещавший расположенную внизу пещеру, предположительно, силосную яму.

Иными словами, мы находимся среди развалин древнееврейского дома, являющегося частью старой застройки, остатки которой прослеживаются и дальше в западном направлении, в глубине под современными домами. Происхождение и назначение данных помещений не поддаются однозначному объяснению. Название «Мастерская Иосифа» является не более чем благочестивым домыслом, вполне объяснимым соседством с местом Благовещения. Каких-либо документальных свидетельств о церкви святого Иосифа раньше эпохи крестоносцев не существует. Возможно, в раннее время церкви здесь не было, и лишь в XII веке, когда крестоносцы сделали Назарет архиепископским городом, рядом с кафедральным храмом (базиликой Благовещения) был построен приходской храм для ежедневного богослужения. 

В описании 1620 года сказано о существовавшем здесь «деревенском доме» Иосифа. «Белла кьеза» («прекрасная церковь»), построенная крестоносцами, уже не существовала. Францисканцы в 1754 году приобрели этот «деревенский дом» и превратили его в церковь. В 1911 году она была перестроена. Интерьер её полностью современный. Лестница справа ведёт в крипту, которая представляет собой, скорее всего, баптистерий раннехристианского храма (доконстантиновского времени). Это высеченная в скале квадратная купель (2 х 2 м) с белым мозаичным полом, расчерченным прокладками чёрного базальта. Штукатурка – позднеримского или ранневизантийского времени.

Церковь святого Источника и Архангела Гавриила

Православная греческая церковь во имя Архангела Гавриила находится неподалёку от базилики Благовещения, к северо-востоку от неё. Она построена на святом источнике, к которому ходила за водой Дева Мария и на котором совершилось первое Благовещение («Благовещение у кладезя»).

Как рассказывается в апокрифическом «Первоевангелии Иакова», Архангел Гавриил сначала явился Марии у кладезя. «И взяв кувшин, пошла за водой. И услышала голос, возвещающий: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах. И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос».

Этот момент изображается в церковной композиции «Благовещение у кладезя».

Первым свидетельством о воздвигнутой над источником церкви является рассказ нашего русского паломника, игумена Даниила (1106 год). Даниил не сообщает, кто построил церковь и кому она принадлежала. Византийский паломник Фока, посетивший Назарет в 1177 году, увидел в церкви «небольшую пещеру, в которой бьёт источник чистой воды, из коего Преблагословенная Матерь Божия ежедневно почерпала воду, когда жила в доме праведного Иосифа».

Современный храм построен в 1750 году с использованием более древнего сооружения (особенно в северной части, где находится источник). Резной позолоченный иконостас сооружён в 1767 году. Слева от Царских врат находится икона Тронной Одигитрии, редкого извода: по углам трона помещены маленькие фигурки четырёх пророков, пророчествовавших о Богородице и Боговоплощении, – Давида, Соломона, Исаии и Даниила. Стенные росписи в старинном византийском стиле выполнены совсем недавно, в 1977–1978 гг., румынскими художниками Михаилом и Гавриилом Марасанами.

В люнете над входом в северный придел с источником представлена традиционная иконография «Благовещения у кладезя» с надписью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» – на шести языках: арабском, греческом, румынском, славянском, французском и английском.

Учебные заведения Палестинского Общества

Новая жизнь пришла в православный Назарет в 1890-е гг., в связи с развёртыванием здесь деятельности Императорского Православного Палестинского Общества. По бедности местной общины храм Архангела Гавриила пришёл к тому времени в запустение. Стены покрылись сыростью, штукатурка отваливалась кусками, иконы нуждались в реставрации. На средства Палестинского Общества храм был полностью отреставрирован. Его главным украшением стали две иконы в драгоценных окладах – русское пожертвование.

В ночь на 3 ноября 1895 года храм постигло несчастье: воры похитили серебряные лампады и сосуды, ободрали ризы с икон. Всего похищено было на сумму более 4500 руб.

Палестинское Общество снова пришло на помощь. Убранство храма было восстановлено, над кладезем появилась золотая лампада. В России, в иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры, были заказаны на средства ИППО два образа: Благовещение Пресвятой Богородицы и Свидание Богоматери с Праведной Елисаветой. Обе иконы, выполненные начальником мастерской иеромонахом Симеоном и покрытые серебряными окладами, с большим торжеством, в сопровождении толпы народа были перенесены ученицами русской женской школы в Назарете с пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» и тропаря Благовещения из Русского подворья в храм. Они и сейчас находятся у входа в пещеру источника по обеим сторонам его.

Палестинское Общество осуществляло в Назарете, как и в других местах Палестины, обширную благотворительную и просветительную программу. Один из корпусов Русского подворья, заложенного после торжественного молебна, совершённого митрополитом Назаретским в сослужении всего духовенства 6 июня 1901 года и служившего приютом для русских паломников, был отведён под амбулаторию, в другом размещалась школа для арабских девочек, в третьем – квартиры начальницы школы и русских учительниц.

Весь северный корпус (подворье представляло собой каре двухэтажных корпусов) был отведён для мастерской ручного труда воспитанников мужской Учительской семинарии, открытой в сентябре 1886 года. В семинарии училось 40 человек; ежегодно лучший из выпускников направлялся как стипендиат Палестинского Общества для продолжения образования в Россию. Возглавлял заведение Александр Гаврилович Кезма, уроженец Дамаска, получивший образование в Московской Духовной академии.

Кроме того, в составе учебных заведений ИППО в Назарете действовала мужская образцовая школа, заведующим которой был (с 1900 года) Константин Каназе, воспитанник Назаретской семинарии (1-го выпуска), окончивший затем Глуховский Учительский институт. Обучение было бесплатным. Помимо изучения арабского языка, остальные предметы соответствовали программе русских двухклассных церковно-приходских школ. Три раза в неделю устраивалась вечерняя школа для взрослых.

Женское двухклассное училище (при нём был также детский сад для малоимущих семей) особенно славилось введённым в курс преподавания рукоделием. Директрисы католических пансионов жаловались, что девочки шли в русскую школу охотнее, чем к ним, – именно потому, что их обучали там шитью, вязанию, плетению и другим рукоделиям. На Рождество в школе устраивалась ёлка.

Нам приходилось уже говорить об огромном культурном значении, какое имели для формирования палестинской арабской интеллигенции русские школы. Назарет был одним из главных центров русской просветительной миссии.

Автор фото: Владимир Шелгунов

Поделиться: