Великая Церковь. Диакон Федор Котрелев

Путешественник, впервые оказавшийся в Стамбуле, может не сразу распознать Святую Софию на панораме города.

 Дело в том, что турки, захватив Константинополь в XV веке и застраивая его мечетями, решили поучиться архитектуре у прежних хозяев города — византийцев. В городе то тут, то там высятся совершенно византийские на вид храмы, «украшенные» минаретами. Но далеко не все из них действительно византийские: некоторые были построены в XVI, XVII и даже в XVIII веке. Но разобравшись, можно легко обнаружить, что прототип у всех один, и это — Святая София или, как называли главный храм православного мира в более ранние времена, Великая Церковь. В главном храме Византийской империи побывал диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

На месте Святой Софии, как бывает часто с христианскими храмами, в языческие времена стояло капище — по некоторым данным, храм Артемиды. Та Святая София, которую видим мы, уже третий христианский храм на этом месте. Первый, по преданию, был построен самим Константином Великим, но от этого строения не осталось ни одного бесспорного фрагмента. Первая София погибла при народном восстании в 404 году. А вот вторая Святая София уже представлена достаточно очевидно, хотя и в виде отдельных обломков. При входе в храм с западной стороны (а это сегодня единственный способ попасть туда, тогда как в христианское время входы в Святую Софию были и с севера, и юга) можно увидеть части фундамента, базы и капители колонн, обломки фризов. Все это осталось от второй Софии, построенной в начале V века императором Феодосием II. Но и вторая Святая София пала жертвой восстания — 13 января 532 года в Константинополе началось одно из самых больших в истории Византии восстаний, получившее название Ника (от греческого ???? — побеждай!). В течение двух дней в городе продолжались убийства, поджоги и мародерство. Во время Ники погибло несколько десятков тысяч человек. Погибла и вторая Святая София. А та Святая София, которую знаем мы и в которой послы св. блгв. князя Владимира недоумевали, где они находятся, на земле или на небе, была выстроена императором Юстинианом в VI веке.


Вокруг Святой Софии ведутся археологические раскопки,
в ходе которых обнаруживаются фрагменты более раннего храма — второй Святой Софии,
разрушенной в VI веке, например, этот фрагмент фриза (декоративного элемента собора).
Такие находки архитекторы оставляют прямо во дворе храма


Сталкиваюсь с удивительным эффектом: изнутри Святая София кажется гораздо больше, чем снаружи. Это происходит оттого, что многочисленные контрфорсы, которыми храм обстроен снаружи, побуждают мысли скорее об инженерном искусстве строителей. Попадая же внутрь, оказываешься во власти огромного купола Великой Церкви, который больше всего напоминает небо.

 
По величине Святая София — лишь четвертый среди христианских храмов:
вслед за соборами св. ап. Петра в Риме, св. ап. Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане (Дуомо). Но вот купол — самый большой в мире. Покрытый изнутри золотой мозаикой, он был похож на золотое небо. Мозаиками были покрыты также и все боковые галереи — хоры и весь потолок Святой Софии. Мусульмане замазали мозаики штукатуркой. Сейчас реставраторы открывают их заново


В основную часть храма ведут два притвора — внешний и внутренний. В нормальное время — до захвата Константинополя турками — в притворах во время богослужения находились кающиеся грешники, временно лишенные церковного общения, и те, кто готовился к принятию Крещения. Теперь здесь выставляют разрозненные археологические экспонаты и вывешивают справочную информацию для туристов, которые, увы, стали непременной деталью интерьера Великой Церкви.


Из внутреннего притвора в основную часть храма ведет центральный вход, закрывавшийся массивными дубовыми вратами. Пользоваться им мог один только император — для всех остальных предназначались двери, расположенные по бокам. Над императорским входом сохранилась замечательная мозаика: Христос-Вседержитель на троне с припавшим к его ногам императором Львом VI, жившим в конце IX — начале X века. Некоторые считают, что император молится о своем народе. Другие полагают, что он кается за свою личную жизнь: Лев VI сначала сильно ужесточил брачное законодательство (запретил четвертые браки и весьма затруднил третьи), а потом заставил Церковь признать его четвертый брак. По бокам Спасителя — Богородица и архангел с мерилом (жезлом) в руке. Относительно личности покланяющегося императора когда-то были разногласия среди ученых: многие считали, что это строитель Святой Софии Юстиниан. Однако против этой версии свидетельствует наличие у императора на мозаике бороды, которую во время Юстиниана не носили.

И вот наконец, пройдя двор храма и два притвора, мы входим в основное пространство Святой Софии. Первое, что приходит в голову: какая же она должна была быть, если бы не турецкое владычество! Если вспомнить, что все боковые галереи — хоры — и весь потолок Святой Софии были сплошь украшены чудесными мозаиками на золотом фоне, начинаешь понимать послов князя Владимира! По величине Святая София — лишь четвертый по размеру среди христианских храмов: вслед за соборами св. ап. Петра в Риме, св. ап. Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане (Дуомо). Но вот купол — самый большой в мире. Покрытый изнутри золотой мозаикой, он действительно был как небо — золотое Небо!

 


Слева: в аспиде храма сохранилась прекрасная мозаика IX века. Справа: Богоматерь с Младенцем на троне. Этот тип изображения Богородицы в Византии называется Влахернским


Турки, с первых же дней захвата Константинополя превратившие Святую Софию в мечеть, постарались уничтожить большинство мозаик храма. Что-то было безжалостно сбито (в основном лики), но большинство мозаик замазали толстым (около 3 см) слоем штукатурки, а сверху покрыли желтой краской и довольно жалким растительным орнаментом.

В восточной части храма — место главного алтаря. В вышине, в самом верху апсиды сохранилась прекрасная мозаика IX века: Богородица на троне с Христом-Младенцем на коленях. Этот тип изображения Богородицы в Византии назывался Влахернским. После захвата на месте алтаря построили михраб — мусульманскую молитвенную нишу, произведение по-своему изящное, но все же являющееся не более чем жалким подобием византийского алтаря. Если смотреть на алтарь, то слева перед ним, там, где теперь султанский «махфиль» — мраморная палатка на колоннах, — раньше находился трон императора. Сюда в сопровождении свиты владыка — так называется император в византийских чинопоследованиях — шел от царского входа под возглас диакона «Господи, спаси царей (византийский император часто имел соправителя) и услыши ны», сохранившийся до сих пор в нашем богослужении в виде «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны».

 


Михраб — мусульманская молитвенная ниша на месте главного алтаря


Проходим по внутреннему периметру Святой Софии. Практически на всем его протяжении храм пуст и гол. В сравнении с историей былого великолепия Великой Церкви эта пустота усиливает впечатление разоренности. Ведь в византийское время по периметру храма располагалось множество икон, рак с мощами и других святынь. Южнее главного алтаря находился диаконник — помещение, где хранились священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и другие богослужебные предметы. Диаконник был пристроен к основному храму, и в него вел особый ход. Теперь его уже нет: диаконник турки разрушили, а проем с стене заложили кирпичами.

В христианское время справа от алтаря, по свидетельству паломников, находилась привезенная из Иерусалима икона Богородицы, та самая, с которой началось обращение прп. Марии Египетской. А если идти дальше по часовой стрелке, можно было найти честные вериги св. ап. Петра, подаренные царице Евдокии в V веке Иерусалимским патриархом. Одну из вериг царица послала дочери в Рим, и святыня до сих пор цела. Константинопольская же верига утрачена.

В северо-западной части храма в византийское время находился большой сосуд для воды, наполняемый из святого источника, питавшего также и фонтан во дворе Святой Софии. Источник этот, по свидетельствам паломников, должен был символизировать колодец Иакова, у которого Христос беседовал с самарянкой. В султанское время резервуар был ликвидирован, а в западной части Святой Софии появились два каменных фонтана для омовения ног: у порога мечети, по мусульманской традиции, следовало разуться и омыть ноги.

 


Фонтан, где, по мусульманской традиции, раньше омывали ноги перед входом в храм.
До мусульман у православных здесь был святой источник


Сейчас по Святой Софии целыми днями ходят толпы посетителей: мужчин и женщин, стариков и детей. Во времена когда храм был христианским, в его основной части на первом этаже можно было увидеть только мужчин: женщинам полагалось специальное место на втором этаже — хоры. Попадали туда, не входя в храм, прямо из притвора. Для того чтобы забраться на хоры, нужно преодолеть несколько пролетов вымощенного крупным камнем пологого подъема. В самом центре хоров, по оси храма, находился трон императрицы. Надо сказать, это лучшая точка обзора: перед императрицей открывался весь храм как на ладони.

 

 
 

Святая София перестала быть мечетью 70 лет назад, но мусульмане по-прежнему почитают ее как святыню.
Однако сегодня большинство посетителей храма Святой Софии — это туристы


Правая часть хоров перегорожена поперек мраморной стеной с дверью посередине. За этой стеной находился зал для церковных совещаний. На хорах сохранилось некоторое количество византийских мозаик: прекрасный Деисис — изображение Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей XI (или, по другим данным, XIII) века и несколько изображений византийских императоров и их жен.

 

 

Большинство мозаик Святой Софии сохранилось благодаря тому, что турки замазали их штукатуркой.
Постепенно реставраторы снимают слой извести, открывая византийские иконы.
Иногда штукатурка отваливается сама по себе, и под ней видны мозаики.
А бывает, что посетители сами отковыривают кусочки мозаик — на память.
Из-за такой любви к сувенирам была утрачена нижняя часть Деисуса.


В парусах, прямо под главным куполом Святой Софии, — херувимы. Они, в отличие от большинства икон храма, не мозаичные, а фресковые, сделанные еще в византийское время на месте обсыпавшихся мозаик. Турки сочли, что херувимов изображать можно, и оставили их нетронутыми, лишь закрыв лики золотыми накладками в виде звезд. На сводах арок Святой Софии — прекрасные мозаичные архангелы.

 


Святая София пробыла мечетью почти 500 лет. Лишь в 1934 году турецкий президент Кемаль Ататюрк, превративший Турцию из исламского монархического государства в светскую республику, распорядился придать храму статус музея. Это дало возможность работать в Святой Софии реставраторам, которые постепенно открывают и укрепляют остатки мозаик храма. Реставрационные работы идут до сих пор, из-за чего в центре храма установлены громадные леса.

 


Снаружи Святая София — это грандиозное нагромождение контрфорсов самых разных форм: замаскированных под своды, паруса и купола, пристройки или просто элементы, не скрывающие своего инженерного предназначения. Настоящий учебник архитектуры. И все это — для того, чтобы распределять гигантскую нагрузку самого большого в мире купола. Сейчас из многочисленных пристроек сохранились лишь две: баптистерий, расположенный с юго-западной стороны храма, и скевофилакий — сокровищница — с северо-востока. Баптистерий многие исследователи считают очень древним — относящимся еще ко второй Софии, т. е. к началу V века. Он соединялся с храмом двумя проходами: один вел прямо в храм и предназначался, скорее всего, для духовенства, а через второй новокрещеные попадали в притвор, а оттуда уже в храм. Остальные постройки, окружающие ныне Святую Софию, — это гробницы турецких султанов. Минареты начали пристраивать уже в XV веке, сразу после завоевания. Одно утешение, хотя и слабое: некоторые из минаретов участвуют в общей системе построек, укрепляющих стены Святой Софии…

11.08.08
Диакон Федор Котрелев.  Журнал Нескучный сад

 

Поделиться: