По инициативе Представительства ИППО в Трире расписан храм во имя Сорока мучеников Севастийских

В храме во имя свв. Сорока мучеников Севастийских завершена работа по устроению и росписи алтаря.

Художники из Москвы – Александр Чашкин и Александр Шевченко – прибыли по приглашению Представительства ИППО в Германии (г. Трир) специально для работы над фресками храма Берлинско-Германской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 

8 июля по благословению основателя прихода в Трире, благочинного Западного округа Берлинско-Германской епархии архимандрита Иосифа (Пустоутова), настоятель иерей Александр Масленников совершил перенесение Престола и освятил новые фрески алтарной апсиды.

Доминантой росписей является композиция «Христос-Архиерей», в которой Христос восседает на Царственном Троне в окружении Пресвятой Богородицы и святого Иоанна, Пророка и Крестителя Господня.  

Иоанн Креститель в Евангельской истории является последним человеком Ветхого Завета. Крещением Господа он соединяет Ветхий и Новый Завет. Поэтому за его спиной предстоят Христу ветхозаветные цари и пророки. За Божией Матерью, давшей Рождество Спасителю Мира, предстоят апостолы-евангелисты. 

Сюжеты фресок храма в Трире неразрывно связаны с историей этого древнего города. По преданию, именно в Трире святой равноапостольный Константин получил от Господа видение Креста на небе, после чего, взяв малое войско, пошёл на Рим и победил своего сопротивника. В период, когда в Трире была резиденция равноапостольного императора и его матери – святой равноапостольной царицы Елены, был издан документ, подаривший легитимность исповедания веры в Воскресшего Христа. Эдикт вошёл в историю Церкви под названием Миланский – по месту подписания документа. О пребывании святых императоров в Трире повествует одна из фресок.

Также со стен храма в Трире на молящихся смотрят святой Афанасий, живший в Трире во время своей ссылки, и святой Амвросий Медиоланский, чьи детские годы связаны с этим городом. На фресках изображены небесные покровители храма – святые воины-мученики Севастийские вместе с воинами-мучениками Трирскими, что из знаменитого христианского Фивейского легиона, пострадавшего во времена гонений императора Диоклетиана в граде Трире.

Почему столь известные художники заинтересовались городом Триром?

Об этом рассказывает Александр Иванович Чашкин:

«Как-то я услышал, что в немецком городе Трир нужно расписать небольшой храм. Услышал и забыл: в мире много ещё нерасписанных храмов. Немногим позднее включил телевизор, а там, по каналу ТВ-Центр, шла программа, посвящённая Триру, которую вёл протоиерей Алексий Уминский.

История города, которую я тогда услышал, меня впечатлила. Поразило, что Трир когда-то был одной из трёх столиц Римской империи, что связан с именами святых Елены и Константина… В общем, я перезвонил знакомым, от которых услышал про роспись храма в Трире, и мы с напарником – художником Александром Шевченко – отправились туда.

Трир в реальности произвёл ещё большее впечатление, чем с телеэкрана. Казалось, ты из XXI века попал в прошлое: булыжные мостовые, Чёрные врата, старинные соборы. Например, собор святого Петра, где богослужения не прекращались 1600 лет и в котором хранится величайшая ценность – Хитон Господень, а также в крипте – глава святой царственной Елены; базилика Константина Великого, сохранившаяся ещё со времён святого.

Количество святынь, расположенных в небольшом городе, поражает. Так, в бенедиктинском монастыре святого апостола Матфия покоятся мощи святого апостола Матфия. Того самого, который был избран на место предателя Иуды и который проповедовал в Галлии…

Меня всегда волнует, когда вижу остатки древних городов, что я и стараюсь отразить в иконах. Чем старше архитектура, тем она интереснее, впрочем, как и живопись».

Фрески, как и Престол, живёт вместе с храмом, для которого они написаны. Их невозможно перенести, поэтому они навсегда будут украшать стены и укреплять православное присутствие в землях германских.

Поделиться: