Под покровом «Путеводительницы»: о паломничестве в Смоленскую митрополию

«Одигитрия» (от греч. «Путеводительница») – название и тип иконописного изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Этот образ является святыней и символом Смоленской земли. По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора 22-23 ноября паломническая группа Императорского Православного Палестинского Общества провела в Смоленской митрополии. Благодаря поддержке ОАО «Российские железные дороги» 49 человек смогли посетить храмы и обители Вяземской и Смоленской епархий, поклониться святыням и принять участие в богослужениях.

Знакомство с храмами и обителями Смоленской митрополии началось с посещения Свято-Троицкого кафедрального собора в Вязьме. Заст самое окончание Божественной литургии и подойдя к Кресту, паломники приложились к почитаемой иконе Божией Матери «Иверская» и резному образу святителя Николая Чудотворца. В расположенной рядом с главным храмом Вяземской епархии часовне, где хранится камень, на котором совершал свой молитвенный подвиг преподобный Аркадий Вяземский, руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко) отслужил молебен.

 

Вязьма. У входа в часовню прп. Аркадия Вяземского

Трехглавая шатровая Одигитриевская церковь в Иоанно-Предтеченском женском монастыре – это и визитная карточка, и архитектурная жемчужина Смоленщины. На территории обители паломническую группу Императорского Православного Палестинского Общества встретила игумения Лаврентия (Павлюченкова): матушка каждого благословила, поприветствовала и пожелала помощи Божией в паломнических трудах.

 

Вязьма. Одигитриевская церковь в Иоанно-Предтеченской обители

Справка: Начало обители было положено в 1535 году Герасимом Болдинским: «…поставил к западу от города Вязьмы, на высоком холме, недалеко от реки Бебри, келью и начал подвизаться на поприще духовной жизни». Первая деревянная церковь — во имя святого Иоанна Предтечи, что и дала название монастырю — была поставлена в 1542 году. При игумене Симеоне, ученике преподобного Герасима, был построен второй деревянный храм — церковь Вознесения Господня. В 1566 году в обители побывал Иван Грозный; в 1598 году — Борис Годунов; 1619 — митрополит Ростовский и Ярославский, будущий патриарх Филарет; в 1654, 1655, 1656, 1657 годах — царь Алексей Михайлович; в 1656 — патриарх Никон. В годы Смуты монастырь неоднократно разорялся польско-литовскими отрядами. Но уже в правление Михаила Фёдоровича на территории храма началось активное каменное строительство. На месте деревянной церкви в 1630—1638 годах был возведён трёхшатровый каменный храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» с приделами в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца. В 1650 году при архимандрите Пахомии построена новая каменная надвратная церковь Вознесения Господня с трапезной. В XVIII веке в монастыре была организована семинария (1739—1744), переведённая по именному указу императрицы Елизаветы Петровны от 21 июня 1744 года в Москву на Крутицкое подворье. После перевода семинарии в обители было создано духовное училище, просуществовавшее до 1918 года. В 1812 году монастырь был разграблен французами, восстановление шло медленно. При советской власти в 1918 году монастырь был закрыт, но монастырские храмы стали приходскими. В 1930 году был закрыт Вознесенский собор, церковное имущество разграблено и уничтожено. С храмов сняли кресты и главы, колокола вывезли на металлолом. В 1946 году разрушена Знаменская церковь (пострадавшая, но уцелевшая во время войны и варварской немецкой оккупации). Монастырь был осквернён: на его территории разместили спичечную фабрику, пивоваренный завод, мастерские общества слепых, склады городского торга и аптечного управления. В 1980-е на территории монастыря начались реставрационные работы. В 1990 году Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь вновь был открыт. 11 августа 1991 года был освящён храм Вознесения Господня. В 1995 году монастырь был преобразован в женский. 

Поклонившись хранящимся в Одигитриевской церкви святыням, подав записки для поминовения и поставив свечи, мы отведали свежую монастырскую выпечку, после чего направились в Болдино.

 

Болдино. На территории монастыря

Среди полей и лесов, вдали от шумных мегаполисов и городской суеты красуется Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь, своим возникновением и существованием обязанный преподобному Герасиму Болдинскому.

Справка:  Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-е годы. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (в 1943 г. был взорван, восстановлен в 2009 г.), колокольня, трапезная палата с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы и стены. С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь был возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. 

 

Болдино. В трапезном Введенском храме

В начале XVIII века в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания. В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель – князь Андрей Долгорукий. На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи прп. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад. Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие преподобного Герасима». В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П.Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях был организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М.И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье. В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозная сыроварня, в часовне – сепаратор для переработки молока. Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню. В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям, сделанным под руководством П.Д. Барановского. В 1991 году Болдинский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года. Возрождён монастырский некрополь.  Нашим добрым спутником в Герасимовой обители был иеромонах Петр, который и рассказал нам о монастыре, и показал нам храмы, был голосистым певчим и гостеприимным келарем, сопровождая свои рассказы строгим монашеским юмором.

 

Болдино. За трапезой

У раки с мощами преподобного Герасима Болдинского входивший в состав нашей паломнической группы иерей Алексий Власов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, совершил молебен. Набрали столичные пилигримы и святой воды из колодца преподобного Герасима.

К началу воскресного всенощного бдения мы уже были в смоленском храме архангела Михаила, который был возведен еще в домонгольский период. 

 

Смоленск. Храм св. арх. Михаила

Богослужение возглавил настоятель, иерей Дионисий Денисов, в сослужении игумена Серафима (Кравченко), иерея Алексия Власова и клирика храма. Ужин для нас был организован в бывших княжеских покоях при церкви святых апостолов Петра и Павла XII века.

 

Смоленск. Храмовый комплекс свв. апп. Петра и Павла

С утра пораньше удалось обзорно осмотреть Смоленскую крепость. Затем – вся группа прибыла в Свято-Успенский кафедральный собор, где в сослужении епархиального духовенства и гостей в священном сане Божественную литургию совершил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор

 

Божественная литургия в Успенском соборе Смоленска

По окончании богослужения владыка встретился с паломнической группой Императорского Православного Палестинского Общества в Тронном зале Смоленского епархиального управления. Во встрече приняли участие заместитель председателя Правительства Смоленской области Пётр Юрьевич Илюхин, руководитель Смоленского регионального отделения ИППО, благочинный Ярцевского церковного округа протоиерей Василий Мовчанюк.

 

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор с участниками встречи

Обращаясь к московским гостям с приветственным словом, Высокопреосвященнейший владыка подчеркнул глубокую духовную связь Смоленской земли с Предстоятелем Русской Православной Церкви и отметил значимость визита паломников: «Для нас знаменательно, что Смоленской епархией четверть века управлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И, слава Богу, он регулярно со своим Первосвятительским визитом посещает всех нас, а смоляне для него родные, близкие люди. Так вот замечательно, что вы сегодня здесь, и я благодарю Вас, дорогой отец Серафим, что Вы возглавили делегацию благочестивых мирян московских и прибыли сюда, в наш древний город, посетили храмы домонгольского периода. Вот и сегодня молились мы все вместе с вами в Успенском кафедральном соборе, также намоленном, также знаменитом. И вы имели возможность приложиться к Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия». Так вот пусть Божия Матерь каждого из вас направляет ко спасению».

 

Митрополит Исидор с паломниками из Москвы

В заключение доброй и сердечной встречи митрополит Исидор вручил паломникам и гостям памятные подарки, пожелав им помощи Божией в дальнейших благих трудах и путешествиях.

После трапезы в уже знакомом нам Петропавловском храме мы отправились в Катынь, увидев по дороге то самое место, где в 1015 году погиб князь Глеб, позднее погребенный вместе со своим братом Борисом в киевском Вышгороде.

Справка: «Ка́тынь» – международный мемориал жертвам политических репрессий, расположенный в Катынском лесу. На территории мемориала находится военное кладбище, на котором похоронены 4415 польских военнопленных офицеров — заключённых Козельского лагеря, расстрелянных весной 1940 года сотрудниками НКВД СССР. Также на территории Катынского лесного массива захоронено около 6,5 тысяч жертв сталинских репрессий, казнённых в 1930-х годах, и 500 советских военнопленных, расстрелянных немецкими оккупационными войсками в 1943 году.

 

Катынь. Храм Воскресения Христова

«Смоленская Голгофа» - так называют Катынь. В храме Воскресения Христова, недавно выстроенном на территории Катынского мемориала, по всем «зде убиенным, погребенным и замученным православным христианам» была отслужена заупокойная лития.

 

Катынь. Поминовение погибших и усопших

Затем мы прошли по деревянным мосткам и настилам вдоль общих могил, расстрельных рвов и мемориальных поименных списков, памятуя о погибших здесь людях и страшных злодеяниях безбожных и оккупационных властей.

 

Катынь. Шествие по скорбному пути

Вернувшись во второй половине дня в Смоленск, мы успели посетить Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь, после чего еще раз заехали в Успенский кафедральный собор. Здесь, перед святыней Смоленщины и всей православной Руси – образом Царицы Небесной «Одигитрия», по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора игумен Серафим (Кравченко) совершил молебен. 

 

Смоленск. Молебен перед смоленской «Одигитрией»

Без суеты и спешки паломники еще раз обозрели собор, его величественный иконостас, поклонились вышитой плащанице «Положение во гроб» и вспомнили о мученичестве святого Меркурия Смоленского, глядя на его воинские сандалии. 

Испросив благословение у Матери Божией на обратный путь, мы отправились на железнодорожный вокзал, откуда поезд умчал нас в Москву.

Руководитель Паломнической секции ИППО
игумен Серафим (Кравченко)

Поделиться: