Абхазский Коктебель. В домике Орёлкиных

Долинин А.И.
В августовском отпуске 2014 года мы с женой Марией провели небольшое, но очень важное для дружеских отношений России и Абхазии литературно-историческое исследование. Вот коротенько его суть.

…Есть на окраине Сухуми уголок, который образно следовало бы назвать абхазским Коктебелем. Схожим с ним по морскому климату и по той притягательности, что влекли из Москвы и других славных больших и малых городов за тысячи вёрст ярких представителей советской и русской интеллигенции. Широко известных и миру. В 1950-1960-х местечко это спряталось между железной дорогой и морем в районе Каштак, за бывшей железнодорожной станцией Келасуры, напоминающей теперь неразобранные до конца ажурные киношные декорации. Людный в те годы, как муравейник, чудный уголок теперь зарос деревьями и травами и почти забыт всеми, кроме неутомимых грабителей до добра стариков. И даже не все старожилы припомнят людей тех времён, проживавших здесь на улочке, по сути, в десяток «русских» домов.

 
Брендель Владимир Николаевич (1882-1972), потомственный дворянин, обрусевший немец шведского происхождения, приехавший в 1927 г. из Москвы по приглашению Нестора Лакобы как ценный для Республики специалист в области ветеринарии, и его дочь Ольга, ставшая художницей
kiaraz.org

Первый дом принадлежал Бренделю, в нём и сейчас обитают потомки. Хозяйка дома была художницей. Второй занимали Орёлкины, о семействе которых как раз и расскажу подробнее. Оно-то, с подачи моего доброго друга Владимира Никонова, и стало объектом нашего литературно-исторического похода, сначала с Марией в течение двух дней и даже ночи, а потом с принимавшим нас в Абхазии в пятый раз сослуживцем по ракетному Смоленску Сергеем Чхенджерией. Сержантом запаса из Ракетных войск, аж стратегического назначения, выпускником журфака МГУ, а ныне главным редактором информационных программ Абхазского телевидения, собкором Первого канала Российского телевидения. И просто: тонким, душевным нашим давним приятелем.


Выездная конференция Института археологии Академии наук
академики П.В.Волобуев, И.И.Минц (сидят), Ю.Н.Воронов (стоит в центре). Абхазия, 1976.
Фото из архива ИА РАН

Третий дом принадлежал Юшковым. Здесь же жили Вороновы. Юрий Николаевич Воронов – известный всему миру историк, археолог, политический деятель. Он создал Конгресс российских людей, объединявших в то время каждого пятого гражданина Абхазии из числа русских. В конце жизни был вице-премьером Абхазии, убили его на пороге своей квартиры. Убийц схватили по горячим следам, а заказчики прячутся, рассказывают, в одной из недобрых по отношению к Абхазии стран. Покоится Юрий Николаевич у стен Абхазского государственного исторического музея.


Владимир Сергеевич Орелкин -
абхазский археолог, краевед, мастер фотографии, художник и поэт
kiaraz.org

…Стал легендой, нет сомнения, и сам Орёлкин Владимир Сергеевич. Некогда репрессированный советской властью он нашёл по освобождению из политической неволи отдушину на берегу Черного моря в благословенной Абхазии, прямо над берегом в уютном домике, в опасной близости теперь уже от водной стихии. Археолог, художник, скульптор, собиратель древних артефактов, первооткрыватель исторических мест … - много у него ипостасей набралось. В Сухумской художественной галерее живы его акварели, а в Государственном историческом музее, слева на входе, висит красочная карта из папье-маше, сделанная его руками. Сама по себе она не только художественный, но и исследовательский труд, полно отражающий все селения, горы, ущелья, реки и речушки абхазского солнечного рая.

Как мы додумались уголок, освоенный Орёлкиными, назвать абхазским Коктебелем? Да и как не осмелиться на такое сравнение, если оперная певица Елена Алексеевна и художник Владимир Орёлкин принимали в своём одноэтажном домике автора Ленинианы Николая Жукова, народного артиста СССР Михаила Глузского, десятки других мастеров его творческого цеха, многочисленных членкоров и докторов всяческих наук, академика Андрея Сахарова, композитора Павла Когана, писателя Виктора Драгунского. Нобелевского лауреата Бориса Пастернака, Родиона Щедрина и Майю Плесецкую…

Такова сила гостеприимства четы Орёлкиных и магнетизма этого дома. И пили они чаи сбора Елены Алексеевны, и вели интеллектуальные беседы, и спорили задиристо, но без всяких обид… Великая балерина упрашивала сына Орёлкина, Владимира Владимировича, научить её нырять так же мастерски, как он сам, член сборной Советского Союза по подводному плаванию! И ныряла ведь, а Родион Щедрин наблюдал это с улыбкой, сидя на берегу.

Знатоки утверждают, что младший Орёлкин мог нырнуть без акваланга на глубину 15 метров, проплыть под водой 15 метров и вернуться через 15 метров вверх. Восемь литров воздуха вдыхали его лёгкие…Но вот же судьба: на воде Володя-младший и погиб. Выпили с другом – и на море, стал он тонуть… Вытащили его на берег, а помощь оказать не смогли. Будь рядом кто посноровистее – спасли бы.

Жили в радостной, беззаботной атмосфере дома Орёлкиных их дети, Володька и старшая Маргарита, приезжавшие на каникулы Дениска Драгунский и Володька Никонов… Купались они в ласке и заботе взрослых, участвовали в творческих посиделках в беседке, увитой лианой "Кавалерская звезда" (понятно, что именно такой лианой, ведь "звезды" тут и собирались), многочисленных походах-раскопках, ухаживали за ботаническим садом, который разбил возле дома Владимир Сергеевич. Любили Дениска Драгунский и Володька Никонов сидеть на огромной мимозе на входе, болтать о всякой всячине. На глазах Володьки Никонова шалун Дениска и совершал то, что под пером отца его - писателя вылилось в «Денискины рассказы».

В школьном возрасте я читал некоторые из них на смотрах художественной самодеятельности в районе и моей Горьковской области, получая призы и дипломы. А после игрового фильма, снятого по рассказам отца шалуна - рыжего и веснушчатого Дениски (сейчас он занимается журналистикой), появились на свет на пространстве Советского Союза тысячи, должно быть, мальчишек с именем Денис. Мы своего старшего сына хотели Алёшкой назвать, но услышала жена в роддоме через окно зов женщины: «Дениска, домой!» - и стал он Денисом Александровичем.


У дома Орёлкиных. В сентябре 1984 г.
Слева направо: знаменитый маэстро Фазиль Искандер, Маргарита Орёлкина – дочь В.С.Орёлкина; поэт Анатолий Жигулин и Зоя Михайлова – библиограф Фазиля. Фото из семейного архива Орёлкиных

    Из рассказа Маргариты Орёлкиной:
- Мало кто знает, что знаменитый писатель Фазиль Абдулович Искандер любил бывать на берегу Чёрного моря к востоку от Сухума в местечке Каштак в маленькой усадьбе на берегу моря... Там устраивались «конференции» за круглым столом в беседке, чаепития, походы в леса на ближних холмах, ловля черноморской рыбы (с берега и на лодке)… и всё это было обильно приправлено бесконечными, интересными разговорами на любые темы. Осенью 1984 года приезд к нам Фазиля Искандера совпал с гостеванием у нас известного поэта Анатолия Жигулина. Той же осенью посещала и Зоя Михайлова из Ульяновска – первый подробнейший библиограф произведений великого мастера.
kiaraz.org

Маргарита Орёлкина, Маргошей её звали мальчишки, окончила филологический факультет МГУ, слыла знатоком французской литературы. Работала литературным секретарём Фазиля Искандера. Случилось так, что стала она последней хозяйкой дома Орёлкиных. Всех родных проводила в последний путь, а её упокоили под развесистой пальмой на взгорье в декабре прошлого 2013 года. Гроб на высоту передавали на руках. Все провожавшие вспоминали о литературоведческих её заслугах.

Два инсульта она перенесла, окружила себя десятком кошек. Ежедневно поливала цветы и «кормила зверьё», как писала в оставшихся дневниках. Жил с ней и породистый пёс Буран, с которым мы теперь имеем честь знаться. Первоначально встретил он нас с недоверием: дважды приходили ночные грабители в этот ветхий дом, а при прощании был исключительно приветлив.

Маргарита в сорок лет приняла православие, чтобы стать крёстной матерью для сына друзей Воронцовых. И дом она завещала крестнику. Так что притягательный некогда, шумный и хлебосольный дом Орёлкиных не бесхозный и теперь.

А Владимир Глебович Никонов жил и живёт в Москве, стал учёным и, проведя всё детство и юношеские годы в этих, ставших родными стенах, появиться теперь не может до определённой поры. Потому как Абхазия стала теперь государством иностранным. Но зато он, ставший поистине учёным с кистью (ныне – доктор технических наук, академик, профессор и ко всему - народный художник России, почётный академик Российской академии художеств и автор российского герба) пишет по памяти картины абхазского детства Те места, по которым ходили они походами под водительством Владимира Сергеевича Орёлкина. К слову сказать, основой для карты Абхазии, что сделал для музея художник Орёлкин, послужила глина, которую месил старательно детскими ножками Володька Никонов. Пригодилась будущему народному художнику наука!

15 августа 2014 г.
Сухуми

теги:
Абхазия
Поделиться: