Палестинские этюды В. Верещагина

В путешествии по Святой Земле Василием Верещагиным было написано более 50 этюдов, а затем и шесть картин евангельского цикла, которые вызвали в русском обществе неприятие трактовки автора, который был атеистом. В связи с этим большая часть полотен была распродана художником за границей, в том числе в США.


В Иерусалиме. Царские гробницы.
В.В.Верещагин. 1884-1885 гг.
Государственный Русский музей


Два еврея.
В.Верещагин. 1881 г.(?). Этюд для картины «Стена Соломона в Иерусалиме» (1883-84). Дерево, масло. 27,2 х 20.
Приобретена в 1927 г. у Я. И. Ачаркана. Инв.№ 9037.
Государственная Третьяковская галерея


Часть стены Соломона в Иерусалиме. Этюд.
В.В.Верещагин. 1884-1885 гг.


Стена Соломона.
В.В.Верещагин. 1884-1885 гг.
Частная коллекция


Улица в Иерусалиме конец XIX века.
В.В. Верещагин
Публ. Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами В.В. Верещагина. М., 1991 





Арабская женщина в Иерусалиме.
В.В. Верещагин. Холст, масло. 30,5х23.
Частная коллекция

Описание: штамп A.A.A. Verestchagin Collection November 17th, 1891 и пометкой "for sale" (для продажи) на реверсе

Во время своих многочисленных поездок по России и по всему миру - по странам Западной Европы, Ближнего Востока, Индии, США и Японии Верещагин с энтузиазмом записал лица различных людей, с которыми он столкнулся, выразив этнографические особенности и сохраняя индивидуальность моделей. Подобных работ много насчитывается в серии палестинских эскизов, связанных с путешествием художника 1883-1884 гг. Репродукция этой работы, напечатанная на основе парижских фотографий, приведенных в монографии Федора Булгакова "В.В. Верещагин и его произведения" (СПб: Тип. А.Суворина, 1905) была опубликована при жизни Верещагина. В конце монографии приведено краткое пояснительный текст для каждого изображения. Этот эскиз сопровождается заметкой: "Тип арабской женщины можно назвать славным. Нередко в местах, где есть скопление людей, можно встретить женщину такой поразительным красоты: все же, как это свойственно для всех восточных женщин, они могут стареть очень быстро. Арабские женщины низших классов живут тяжелым трудом, в то время как богатые рассматривают труд как унижающее достоинство и проводят время в бесконечных сплетнях". С ноября 1888 по ноябрь 1890 проходила выставка картин Верещагина в Нью-Йорке в Американской художественной галерее, которая заключила договор о продаже всей коллекции картин, в том числе, части эскизов и картин палестинской серии.

Происхождение: American Art Association, Нью-Йорк, Коллекция Василия Верещагина, 17 ноября 1891
http://www.invaluable.com/auction-lot/vasili-vasilievich-vereshchagin-,-russian-1842-16-c-qkmbc4mffy


Русский отшельник на Иордане.
В.В. Верещагин. Холст, масло. 33х28.
Частная коллекция

"Русский отшельник на Иордане" датируется периодом палестинских путешествий Верещагина. Каталог выставки 1891 года писал, со ссылкой на слова Верещагина, что несколько отшельников на Иордане жили около монастыря Святого Иоанна, частью на берегу и частью на холмах из песчаника, где раскопали пещеры с двумя или тремя келиями в каждой, настолько малыми, что в них трудно повернуться. Эти отверстия, как правило, покрыты картинками, крестами и т.д.; они дают тепло зимой и прохладу летом. Единственным неудобством является большое количество комаров всех размеров, вплоть до настолько малых, что почти незаметны. Те, кто обитает в пещерах на берегу, жалуются на жаб, змей и других рептилий. Отшельники молятся, ловят рыбу, делают кресты из сандалового дерева и вяжут из деревянных веток венки, которые с удовольствием покупают поклонники, посещающие священную реку.

На обороте картины имеется надпись, сделанная Джозефом Дэвисом. Дэвис был американским послом в России в 1936-1938. Его супруга, поклонница русской культуры, приобрела большое количество произведений искусства императорской России, когда они были проданы советскими властями. Их можно увидеть в Hillwood музее в Вашингтоне, округ Колумбия. http://www.invaluable.com/auction-lot/vasili-vasilievich-vereshchagin-10-c-otirhlz7e6 


Пещера Эндор.
В.В.Верещагин. Холст на доске, масло. 11,1x8,5.
Описание: The Cave Эндор
с надписью "Stock 266/Verestchagin/A.A.A./Verified May 1921" (на этикетке, прикрепленной сзади)

"Пещера Эндор" была включена в Коллекцию Василия Верещагина, выставленную ​​на продажу Американской Ассоциацией искусств в Нью-Йорке в 1891 году. Часть коллекции представляла серия работ, выполненных художником во время его путешествий в Палестине.
Находясь на месте евангельской истории, Верещагин черпал вдохновение из Евангелий и других древних священных текстов. Согласно Первой книге Царств, прежде чем погибнуть от рук филистимлян на горе Гильбоа царь Саул советовался с волшебницей в пещере в Эндоре. Верещагин попытался определить расположение этой исторической встречи и написал в сопроводительном тексте в Каталоге нью-йоркской выставки, что в настоящее время в очень грязной деревне Эндоре есть много пещер - возможно, в одной из них жила волшебница. Перед входом в пещеру здесь видны следы порога, внутри можно увидеть большой зал и еще поменьше за ним. (Exhibition catalogue; Vassili Verestchagin Collection, New York, 1891, p. 18).
http://www.invaluable.com/auction-lot/vasilii-vasil-evich-vereshchagin-1842-1904-82-c-wkhvnljxrr 


Грот (Пещера).
В.В.Верещагин. 1880-90 гг. Холст, масло. 10,2 х 14,9.
Частная коллекция.
Происхождение предположительно из коллекции Василия Верещагина, приобретенной в Нью-Йорке American Art Association 18 ноября 1891
http://artpoisk.info/artist/vereschagin_vasiliy_vasil_evich_1842/grot_002/ 


Вифания.
В.В.Верещагин. 1885 г. Холст, масло. 16 1/4 х 24 дюймов.
Авторская подпись и дата "1885"
http://www.invaluable.com/auction-lot/vasili-vasilievich-vereshchagin-russian,-1842-190-72-c-uhy3i9o3l9


Близ Константинополя.
В.В. Верещагин.
Публ. Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

Поделиться: