Странноприимный домъ для паломниковъ Палестинскаго общества в Таганроге. П.П. Филевский

Въ виду того, что изъ Таганрога часто отправляются богомольцы въ. святую землю и Афонъ, среди ревнителей такого рода подвиговъ, въ Таганроге явилась мысль устроить прiютъ для нихъ, такъ какъ въ ожиданiи парохода имъ приходится проживать въ Таганроге более; или менее продолжительное время[1].


Дом в Таганроге, пожертвованный Палестинскому Обществу В. А. Ищенковой.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг. в Государственном музее истории религии


В. А. Ищенкова
Фото: Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели ИППО 1882–1907. Изд. ИППО 1907 г. 

Эта мысль особенно занимала одного ревнителя Палестинскаго общества Погребенко[2], который способствовалъ тому, что одна Таганрогская гражданка Варвара Андреева Ищенко[3] принесла въ даръ православному палестинскому обществу свое недвижимое именiе.


И.И. Чайковский

Тогда[4] представитель палестинскаго общества въ Таганроге И. И. Чайковскiй[5] обратился въ Думу съ ходатайствомъ отвести место для устройства часовни и прiюта для богомольцевъ. Городская Дума 22 марта 1888 года уступила безвозмездно Палестинскому обществу место въ 178 квартале подъ № 6, заключающемъ въ себе 293 квад. саж., за каковой даръ председатель Палестинскаго общества Великiй Князь Сергей Александровичъ выразилъ городскому управлению признательность.


Таганрог. Воронцовский бульвар. Часовня Палестинского Общества.
Открытка Изд. Т-ва Шведиковъ и Лукьяненко Издание Товарищества Шведиков и Лукьяненко). 1910 г.


Дом и церковь Палестинского Общества. Фото начала ХХ века.


Морской бульвар. Слева здание часовни Палестинского Общества.
Открытка отпечатанная по заказу Г. С. Половик. Писчебумажный магазинъ Г. С. Половикъ в Таганрогъ.
Акц. О:ва Гранбергъ въ Стокгольмъ. (Печать Акционерного Общества Гранберг в Стокгольме)

Благодаря усердiю И. И. Чайковскаго были собраны необходимыя средства и устроена[6] на одномъ изъ самыхъ крутыхъ выступовъ Таганрогскаго мыса красивая часовня, украшенная внутри даромъ художника Айвазовскаго прекрасною картиною «хожденiе по водамъ»[7]. При часовне устроенъ прiютъ[8], садъ, которые при благоговейномъ уходе усерднаго и убежденнаго сторожа Евтихiя Мищенко, представляют образецъ чистоты и благоустройства. Когда навигацiя бываеть открыта, подъ празднiки совершается всенощная, а въ праздники обедница съ акафистомъ.

Съ отъездомъ И. И. Чайковскаго[9] заведыванiе часовнею передано священнику о. Iакову Досычеву[10], который вместе съ своимъ помощникомъ Евтихiемъ и заботятся о благоустройстве прiюта. Одно время епархальное начальство предполагало принять это учрежденiе въ свое веденiе и закрыть прiютъ, но, какъ говорять энергичное заступничество И. И. Чайковскаго воспрепятствовало этому.[11]
________________

Глава из книги: Исторiя города Таганрога 1698-1898, составленная П.П. Филевскимъ. Дозволено цензурою. Москва, 17 марта 1898 г. Москва. Типо-лит. К.Ө. Александрова, Арбатъ, бл. Арбатскихъ вор., д.Платонова. 1898. 376 С.

Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Фото с сайта Таганрог

Об авторе: Павел Петрович Филевский (1856—1951), писатель, первый историк Таганрога, преподаватель. В 1893 году был произведен в статские советники. Имел к этому времени два ордена св. Анны 2-й и 3-й степеней и два ордена св. Станислава. Книга была написана к 200-летию Таганрога. После 1917 года читал лекции, преподавал для рабочих. В конце 1920-х годов был арестован, отбывал ссылку, но будучи человеком религиозным, не роптал, считая, что все от Бога - и царь, и революция, и большевики. В 1940 году писал в дневнике: "Что можно сказать о режиме, в котором вот уже 23 года я, по крайней мере, ни одного дня, а тем более ни одной ночи не провел спокойно. Ведь это я говорю без преувеличения, всегда чего-то ждешь, чего-то опасаешься и за себя, и за близких друзей, и ведь так живет 99 процентов населения. Довольно уже одной этой тревоги, чтобы подписать смертный приговор и вечное проклятие этой системе". В годы оккупации Таганрога немцами в ответ на их предложение пойти работать в музей отказался, заявив, что "русская интеллигенция к вам служить не пойдет". Постепенно все его знакомые умерли, родные позабыли, музеи и местные газеты не платили гонораров. Дожив до глубокой старости, автор «Истории города Таганрога» по существу нищенствовал. В последние годы жизни обрел покой в семье своей бывшей ученицы, приютившей старого историка из благодарности за участие в ее судьбе. (О.П. Гаврюшкин. Историк Филевский. Донской временник)
_____________
Примечания от IPPO.Ru

[1]. Как указывает А.А. Дмитриевский*, строительство подворья ИППО в Таганроге не планировалось, как и в других городах, откуда начинался путь паломников или делались остановки, например в Одессе или Константинополе, где русские паломники находили прекрасный прием на афонских подворьях, а в Таганроге помимо афонского было еще и иерусалимское подворье. Для Таганрога было сделано исключение из-за инициативы его жителей.

[2]. А.И. Погребенко - член Палестинского Общества. Как пишет А.А. Дмитриевский, о желании В.А. Ищенковой принести в дар Обществу свой дом он сообщил Совету Общества в 1887 году. После завершения строительства паломнического приюта жил при нем и был его заведующим.

[3]. По источникам из архива ИППО фамилия пишется как Ищенкова. Дмитриевский указывает, что пожертвование было сделано с непременным условием устроить в нем приют. Дар Варвары Андреевны Общество приняло с благодарностью, она была избрана в действительные члены Общества, и хотя приют был построен в другом месте, для Варвары Андреевны была предусмотрена там комната, расходы на пожизненное содержание и погребение г-жи Ищенковой Общество взяло на себя, назначив для этой цели доходы с пожертвованного ею имущества.

[4]. По словам Дмитриевского, обращение в Думу было сделано раньше, и на момент передачи Ищенковой в дар своего имения Обществу уже было получено разрешение от Думы о выделении участка близ пароходной пристани. Именно поэтому приют было решено строить на новом месте, а не в доме Ищенковой.

[5]. Ипполит Ильич Чайковский (1843-1927), генерал-майор от адмиралтейства, дворянин, младший брат композитора П. И. Чайковского, уполномоченный ИППО в Таганроге, агент Русского Общества пароходства и торговли (РОПиТ) в Таганроге в 1883-1894 гг. Дмитриевский упоминает Ипполита Ильича как ответственного за кружечный сбор в Таганроге, начиная с 1883 года. В период жизни в Таганроге был капитаном I, а затем II ранга. В советское время был лишен пенсии за 56- летнюю службу, последние годы работал в музе П.И. Чайковского в Клину. Сын Ипполита Ильича, тоже царский генерал, был расстрелян в 1918 году.

[6]. По свидетельству Дмитриевского, под руководством и ближайшем участии И.И. Чайковского составление планов и наблюдение за строительством безвозмездно взял на себя С.И. Гущин.

[7]. За переданный дар художника поблагодарил лично великий князь Сергей Александрович в своем письме:
8 января 1889 г., Таганрог.
Иван Константинович!
Уполномоченный состоящего под моим председательством Православного Палестинского общества в Таганроге доложил о принесении Вами в дар для строящейся в этом городе странноприимницы картины, с изображением Спасителя, ходящего по водам, работы Вашей художественной кисти. Почитаю моим долгом выразить Вам искреннюю благодарность за сочувствие к делу Палестинского общества, выразившееся в даре, который будет не только лучшим украшением часовни при странноприимнице, но и станет одной из достопримечательностей Таганрога. ГТГ, XXIX/30. (Подлинник).
Некоторые не подтвержденные источники утверждают, что картина была передана Айвазовским лично, во время посещения им Таганрога 12 апреля 1895 года. И. К. Айвазовский, возвращаясь из Нахичевани-на Дону, где встречался с Мкртичем (Хримьяном) (1820—1907) верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я. М. Серебрякову в Таганрог. Это был второй приезд Айвазовского в Таганрог — первый был в 1835 году, когда он посещал Дворец Александра I. Автор книги "Жизнь великого мариниста" Минас Саргсян (2010) сообщает, что картина "Спаситель, ходящий по водам" для часовни паломнического приюта Палестинского Общества была написана Айвазовским в январе 1889 года, но возможно, он отталкивается лишь от даты письма Сергея Александровича, а картина была написана ранее. Дмитриевский также упоминает этот дар известного художника-мариниста, не указывая точной даты появления картины но можно предположить, что это было сделано до окончательного обустройства приюта, дату которого Дмитриевский определяет 1890 годом. Называет ее размер - 2,5 аршина высоты и 1,5 аршина ширины (1,75х1,05 м) и сообщает, что для этого образа Спасителя, идущего по водам, был сделан киот за 250 рублей. Из пяти известных картин на этот сюжет по размеру подходит лишь полотно, хранящееся в настоящее время в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. В этом музее хранится очень многое из архивов Палестинского Общества, могла ли туда попасть картина из Таганрога, неизвестно. Точных данных, как в Санкт-Петербурге оказалась эта картина, данных пока найти не удалось.
Дмитриевский называет еще один дар для часовни. Некто Т.К. Волгина пожертвовала иконы Спасителя и Божией Матери размером 1 3/4 х 1 аршин, Евангелие, крест и кадильницу. Совет Общества разрешил снабдить часовню кругом богослужебных книг и сделать дополнительную раму к иконе Спасителя.
Таганрогский краевед Олег Павлович Гаврюшкин в своей книге "Отблески золотых куполов: История таганрогских церквей и захоронений христианского кладбища" (Таганрог, 1999. - 282 с.: ил.) в описании христианского некрополя в списке под номером 13 дает описание могилы Т.К Волгиной и дает комментарии: "Мраморная фигура установлена на основании из двух блоков. На одном из них текст: «ТАТЬЯНА КОНСТАНТИНОВНА ВОЛГИНА, урожденная Грекова. 1843-1911». Вдова есаула. Имела дружественные связи с богатым таганрогским купцом Иваном Николаевичем Ножниковым. Семья проживала в собственном доме по Петровской улице, 59". Видимо, она и есть жертвовательница в часовню ИППО в Таганроге.

[8]. По словам Дмитриевского, в более или менее удовлетворительное состояние приют был приведен к 1890 году. В нем могло разместиться 40 человек. Точной стоимости Дмитриевский не называет, но пишет, что устройство приюта и ремонт дома Ищенковой потребовал значительных расходов. После открытия приют не раз требовал новых и порой значительных средств.

[9]. И.И. Чайковский переехал в Санкт-Петербург в 1894 году. С 14 января 1903 г. уполномоченным ИППО в Таганроге стал Александр Николаевич Миллер, пожизненный член-сотрудник, проживающий по адресу: Депальдовская ул., соб. дом. 

[10]. Сведения об о. Иакове Досычева приводятся в упомянутой выше книге О.П. Гаврюшкина  в главе "Список служителей таганрогских храмов за всю историю его существования". "ДОСЫЧЕВ Иаков Мартинианович. Священник часовни при странноприимном доме Палестинского общества, ревностно и неустанно заботящийся о его благоустройстве. Был женат. Две дочери умерли в молодом возрасте: Вера скончалась в возрасте 19 лет от чахотки (1886), Александра в возрасте 12 лет от воспаления кишок (1892). Елисавета Николаевна, супруга священника, скончалась от катара желудка в возрасте 58 лет (1903), Иаков Мартинианович умер в 1910 году от чахотки в возрасте 70 лет. Имелся также сын Иван, подпоручик Дагестанского полка, по которому в сороковой день кончины в июне 1901 года отслужили панихиду в Успенском соборе".

[11]. В советское время поток паломников прекратился, приют был упразднен, дом превращен в «коммуналку», а потом разрушен. На его месте в конце 70-х годов появились высотные «шедевры» из серого силикатного кирпича. На месте часовни-приюта Палестинского Общества в Таганроге на Воронцовском спуске в настоящее время находится многоэтажный жилой дом, Комсомольский бульвар, 39.

* Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века 1882-1907. М., СПб., 2008, С. 258, 351-352
Поделиться: