Члены Тульского отделения ИППО приняли участие в Узловских районных Рождественских чтениях

Михалёва М.А.
Общая тема чтений – «Нравственные ценности и будущее человечества» – давала возможность обратиться к широкому кругу вопросов. Однако в своих докладах участники пленарного заседания так или иначе касались темы взаимосвязанности прошлого, настоящего и будущего.

Марина Михалёва, член Тульского отделения ИППО, предложила доклад на тему «История: прогресс или преображение?» Было отмечено, что понятие прогресса активно было введено в общественную лексику лишь в XVIII веке, а в последующих веках утвердилось как понимание эволюции всех форм жизни, включая и жизнь органическую. Но возможно ли уравнять устремления духа, движение человеческой мысли с эволюцией Дарвина? Кроме того, прогресс, понимаемый как усложнение общественной жизни, вносящий в материальную жизнь человека много положительного, оказывается и губителен. Всё чаще социологи отмечают, что нарастает чувство бессилия перед информационными и технологическими «цунами», которые обрушиваются на человека.

Понимание прогресса как предопределённой и определяющей силы было отвергнуто русскими мыслителями, которые в других своих взглядах не отличались схожестью: А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский – каждый по-своему не соглашался с теорией прогресса, предлагая своё понимание исторического процесса.  

В новейшее время уход от христианского взгляда на историю лишил человека понимания Промысла Божия, несущего преображение человеческой душе в любых исторических обстоятельствах. В докладе были приведены слова выдающегося русского философа Л. П. Карсавина, который определил понимание прогресса и преображения следующим образом: «Традиционная схема прогресса-регресса удовлетворительного выхода дать не может. Вполне в сфере нашей христианской жизни и нашей христианской истории мы выдвигаем центральное значение личности Господа Иисуса Христа и понимаем исторический процесс как развитие Христовой Церкви. Что выбирает христианин? Если религия – это только частное дело, это только совокупность неопределённых и неопределимых чувствований, то это всегда к нашей духовной смерти. А если Христос – Истина и Жизнь, то тогда Он и наша история».

Во Христе мы переживаем не прогресс, во Христе и в Церкви Христовой мы переживаем преображение. Обсуждение этой  дискуссионной темы было продолжено на заседании секции «Нравственная оценка на уроках истории: перспективы», которая собрала старшеклассников и учителей истории. Руководитель секции Марина Михалёва предложила к обсуждению ряд событий российской истории. В ходе свободного общения, который проходил за чаем, выяснилось, что школьники близки к тому, чтобы дать отрицательную нравственную оценку деяниям и последнего Государя, и его предшественников. В их действиях школьники увидели много несправедливости. К сожалению, старшеклассники не смогли привести ни цифр, ни убедительных фактов, ни тем более провести сравнительный  анализ событий мировой истории. Откуда же такие оценки? Штампы интернета, двусмысленные образы кино, насмешки СМИ – и подросток выходит во взрослую жизнь, имея искажённое представление об истории своего отечества.

Однако перед образами Великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Фёдоровны школьники не устояли. Молодые люди, за минуту до этого готовые оправдать бомбистов, видя в них романтиков политики, перед высоким подвигом великих князя и княгини умолкли. Нужно сказать, имя московского губернатора Сергея Александровича им было неизвестно, неизвестно было и то, как преобразилась Москва в годы его правления, какой щедрой благотворительностью были отмечены его труды на Святой Земле. Наконец-то у юных участников чтений возник вопрос: за что же лишили жизни человека столь безукоризненного государственного и христианского служения?

Настоящее потрясение школьники пережили, узнав, что Елизавета Фёдоровна простила убийцу своего мужа и просила Государя о помиловании преступника. «Вы управляете государством, – предложила М. Михалёва. – Каковы ваши действия? Ваши решения?»

Прежние рассуждения о «жесткости и несправедливости» оказались моментально забыты: преступник должен понести наказание.

Отметим, что юноши и девушки с большой заинтересованностью рассуждали о смысле истории и о нравственной оценке её событий. Но для юного возраста порой оказываются неизвестны многие факты из истории России, подростки не всегда умеют на них взглянуть как бы из глубины самих событий, в соотнесённости их с государственной ответственностью и нравственным чувством.   

Обращение к жизни и трудам Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны сослужило добрую службу: старшеклассники предложили продолжить общение и провести в ближайшее время ряд дискуссионных встреч, посвящённых русской истории, чтобы увидеть её по-новому.

Марина Михалёва

Автор фото: Марина Полянская

Поделиться: