ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В. (НА МАТЕРИАЛАХ ПАЛОМНИЧЕСКИХ МЕМУАРОВ)

Балдин К.Е.
В публикации рассматривается деятельность Императорского Православного Палестинского Общества по организации массового паломничества из России в Палестину в конце XIX – начале XX в. Основным источником для автора послужили воспоминания паломников, опубликованные в «Епархиальных ведомостях».

Одной из старейших общественных организаций современной России является Императорское Православное Палестинское Общество, созданное в 1882 г. Свои задачи ИППО решало на Ближнем Востоке и внутри России. Во-первых, это была организация православного паломничества в Палестину и на Афон. Во-вторых, поддержка православной религии и тех, кто исповедует ее в Палестине  и Сирии. В-третьих, распространение среди населения России правдивой информации об истории и современном состоянии Святой земли, а также научное изучение этой территории. Еще одной, публично не оглашаемой,  задачей организации было укрепление позиции России на Ближнем Востоке.

Помимо делопроизводственных документов, важным источником по истории деятельности ИППО в Палестине являются воспоминания паломников. В последнее время были изданы несколько источников личного происхождения, которые принадлежат перу известных в России людей. Это мемуары А.С. Норова, Д.А. Скалона, архимандрита Леонида Кавелина, и др. [1; 2; 3]. В то же время в местных церковных официозах - «Епархиальных ведомостях» в конце  XIX – начале XX в. был опубликован целый ряд воспоминаний, которые могут дополнить существующий корпус источников новыми данными. Именно эти мемуары были впервые введены в научный оборот в данной публикации.

Приоритетной задачей ИППО являлась забота о российских православных паломниках, которые направлялись на поклонение христианским святыням в Палестине. Оно стремилось сделать поездку богомольцев максимально доступной, для этого заключив соглашения об удешевленном проезде с железнодорожными компаниями и Русским обществом пароходства и торговли, чьи суда курсировали по Черному морю и Восточному Средиземноморью. Например, вся поездка от Петербурга до Иерусалима и обратно в 3-м классе по железной дороге и на пароходе через Вильно и Одессу стоила 54 рубля. [4, с. 256]. Билет на пароходе от Одессы до Яффы в Палестине стоил по обычному тарифу 20 р. 50 к. в один конец, а по паломнической книжке ИППО он обходился в 24 р. в оба конца. [5, с. 14].

Палестинское общество наладило продажу паломнических книжек во многих городах, где у него действовали отделы. Помимо двух столиц это были: Воронеж, Казань, Калуга, Киев, Курск,  Пенза,  Самара и др. епархиальные центры. Отделы назначали для этого специальных уполномоченных, как правило – из местного духовенства. Паломник из Астрахани А. Вендревский покупал книжку в Киеве, у протоиерея Софийского собора П.Г. Лебединского. [6, с. 562]. Священник А. Трапицын из Вятки приобрел этот документ  в Москве, а его земляк Н. Гусев – в Казани. [7, с. 124; 8, с. 278].

Абсолютное большинство паломников покидали Россию и возвращались в нее через Одессу. Учитывая это, Палестинские общество назначило в этот портовый город своего представителя, им в начале ХХ в. являлся М.И. Осипов, который провожал в порту убывавших в плавание паломников. [9, с. 96].

Палестинское общество наладило в Святой земле организационное сопровождение паломников, прибывавших из России. Для этого им были наняты специальные сопровождающие, называвшиеся  кавасами. По данным Н. Гусева за 1898 г. у ИППО было 5 таких служащих, все они по национальности являлись черногорцами, хорошо знали русский язык и палестинские реалии, владели также в той или иной мере языками местного населения (арабским и турецким). [10, с. 351].

Самой колоритной фигурой среди них был наиболее опытный кавас по имени Марко. Его упоминают почти все мемуаристы-паломники, то титулуя его по имени и отчеству Марко Георгиевичем Черногорцем, то называя на русский манер Марковым. [11, с. 460; 12, с.714]. Упомянутый выше вятский паломник Н.Гусев упоминает другого каваса по имени Христо, который был неразлучен с порученными его заботам паломникам и, по словам мемуариста, ухаживал за ними как «любящая няня за своими питомцами». [10, с. 351].

По прибытии в Яффу, которая являлась морскими воротами Палестины, паломники их-за отсутствия удобной гавани вынуждены были обращаться  к услугам лодочников-арабов. Последние пользовались страхом паломников оказаться в воде при переправе на берег (бывало и так, что лодки переворачивались при свежем ветре) и сильно завышали цены за свои услуги. О том, как изменилось положение в конце  XIX  в., повествует А. Трапицын: «Ныне благодаря заботливости о русских паломниках Православного Палестинского Общества, взявшего на себя уплату по перевозке поклонников на берег, подобные несчастные случаи, кажется, не повторяются…». Каждому паломнику еще в России выдавались две контрамарки, которые он должен был отдать лодочнику в Яффе при своем прибытии в Палестину и при отъезде из Святой земли. Эти контрамарки лодочники обменивали на деньги в русском агентстве на берегу. Тех перевозчиков, которые пытались выпросить у россиян «бакшиш» (чаевые), наказывали «рублем», за этим внимательно следили кавасы, сопровождавшие паломников при переправке их на берег. Траты паломников на дорогу в Иерусалим значительно снижались благодаря ИППО. Его служащие сразу же провожали православных из порта на железнодорожный вокзал, и им не нужно было останавливаться, как прежде, на ночлег в местном греческом монастыре и нести в  этой связи материальные расходы. [12, с. 714].

В Иерусалиме значительная часть паломников останавливалась на Сергиевском подворье ИППО. А. Трапицын подробно описывает его, перечисляя помещения, которые имелись внутри его – жилые помещения для паломников,  столовая, пекарня,  прачечная, кузница и пр. Правда, ненадежные информаторы подвели мемуариста, и он утверждал, что подворье начало функционировать в 1890 г. [13, с. 885]. На самом деле Сергиевское подворье было открыто для проживания паломников с 20 октября 1889 г. [14, с.27]. Е. Мерцалов подробно излагает в воспоминаниях расположение зданий на подворье и изъявляет благодарность его служащим, которые подобрали автору достаточно комфортную, и в то же время недорогую комнату для проживания. [15, с. 737-740].

На протяжении всей поездки паломники постоянно находились в движении: они осматривали Иерусалим и его окрестности, ездили в Вифлеем, Назарет, на Мертвое море, Иордан и т.д. Везде их сопровождали кавасы Палестинского общества, которые не только служили проводниками в совершенно незнакомой стране, но и выполняли обязанности экскурсоводов, т.е. давали основную информацию о святых местах, которые посещали паломники. Более того, они обеспечивали безопасность, причем не только от фанатизма мусульманского населения, но и от различных случайностей, угрожавших здоровью или кошельку доверчивого русского паломника.   Н. Гусев повествует о том, что кавас Марко ограждал паломников от назойливости мелких турецких служащих, которые выпрашивали у русских паломников «бакшиш». По свидетельству Е. Мерцалова он же спас их от прокаженных, которые выпрашивали милостыню у паломников. Только окрик и палка каваса избавили русских от опасности заразиться страшной болезнью. [16, с. 456; 17, с. 190].

Анализ обнаруженных нами в дореволюционной периодике паломнических мемуаров убеждает в том, что благодаря мероприятиям ИППО паломничество стало на рубеже  XIX и XX в. менее затратным и, следовательно, доступным не только для зажиточных слоев населения, но и для простых крестьян. Эта же организация  с конца  XIX  в. сумела сделать паломничество более безопасным, организовав своеобразную охранную службу в лице кавасов, которых можно охарактеризовать как профессионалов своего дела. Кроме того, благодаря Палестинскому обществу, путешествия стали для паломников гораздо более познавательными,  т.к. в условиях налаженных поездок по территории Палестины они имели возможность посетить гораздо больше святых мест.

ЛИТЕРАТУРА

1.Норов А.С. Путешествие по Святой земле в 1835 году / А.С. Норов. – М.: Индрик, 2008.

2.Скалон Д.А. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году / Д.А. Скалон. – М.: Индрик, 2007.

3.Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника  / Леонид Кавелин, архимандрит. – М.: Индрик, 2008.

4.Новгородские епархиальные ведомости. – 1898. - № 4. – 15 февр.

5.Платонов П.В. Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в  XIX – XXI веках / П.В. Платонов // Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества. - М.,2012. - Вып.2.

6.Астраханские епархиальные ведомости. – 1886. - № 15. – 15 июля.

7.Вятские епархиальные ведомости. – 1895. - № 4. – 16 февр.

8. Вятские епархиальные ведомости. – 1900. - № 7. – 1 апр.

9. Костромские епархиальные ведомости. – 1909. - № 4. – 15 февр.

10. Вятские епархиальные ведомости. – 1900. - № 8. – 16 апр.-

11.Архангельские епархиальные ведомости. -1913. - № 16. – 15 авг.

12.Вятские епархиальные ведомости. – 1895. - № 17. – 1 сент.

13.Вятские епархиальные ведомости. – 1895. - № 21. – 1 нояб.  

14.Лисовой Н.Н. Подворья ИППО в Иерусалиме / Н.Н. Лисовой. - М.: Индрик, 2012.

15.Олонецкие епархиальные ведомости. – 1900 - № 21. – 1 нояб.

16. Вятские епархиальные ведомости. – 1900. - № 10. – 16 мая.

17. Олонецкие епархиальные ведомости. – 1901.  - №  5. – 1 марта.

Опубликовано: Воронежского государственного университета. 2014. № 2.

Поделиться: