Сокровенная Каппадокия

Каппадокия — почти неведомая нам страна православных монахов, основанной еще во II веке н. э. на территории современной Турции. Сокровенность этой уникальной земли заключена в несметных, не оцененных пока духовных сокровищах. Это очаровывающие пейзажи, таинственная скальная архитектура церквей и келий, удивительные по силе и духовному напряжению, вдохновенные образы на фресках, благородная жизнь великих святых, прославивших этот суровый край и своими подвигами вселяющих в нас несокрушимую веру.


Несколько тысячелетий назад два возвышающихся здесь, в центре современной Турции, вулкана – Эрджиес и Хасандагы – извергли на поверхность земли чудовищное количество огнедышащей лавы, превратившейся в мертвое, каменное море, в некоторых местах достигавшее глубины ста метров. На протяжении веков дожди, ветер и землетрясения, разрушая и все глубже размывая лаву, творили из туфа невиданные каменные изваяния. В результате этого «коллективного творчества» возник уникальный, фантастический природный пейзаж. Гигантские стелы, конусообразные пирамиды, застывшие каменные волны, реки и водопады, увенчанные «шляпками» грибы, трехэтажные «скульптуры» мистических животных, таинственные, бездонные пещеры.
 


Но главная тайна Каппадокии заключалась в том, что внутри почти каждого каменного изваяния существовала сокрытая от посторонних глаз жизнь, которую случайно открыли лишь в 1907 году. Оказалось, что Каппадокия – это сокровенная страна скальных монастырей, церквей и келий, основанная еще во II веке н. э. скрывавшимися здесь от гонений монахами из многих стран мира. Подземные города начинают возникать здесь в IV в. н.э. благодаря христианским подвижникам. В них почти не было мест для приготовления пищи, зато были обнаружены многочисленные церкви с росписями. Именно здесь, в пещерах Каппадокии, сложился сам тип христианского общежительного монашества. И именно это время было расцветом монашества в Каппадокии, когда в местных пустынях подвизались «великие каппадокийцы»: Василий Великий и Григорий Богослов (Назианзин).

Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии, административном центре Каппадокии. Он происходил из известного знатного рода. Образование Василий получал у лучших учителей Кесарии, а затем – в школах Константинополя и Афин. Он получил глубокие познания в философии, астрономии, математике, медицине и правоведении. В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба. Возвратившись в 357 году в Кесарию, Василий вступил на путь аскетической жизни, а затем после смерти отца принял крещение и отправился в путешествие по Египту, Сирии и Палестине к великим христианским подвижникам.


Василий Великий. Мозаика Софийского собора в Киеве

Вернувшись домой, Василий раздал все имущество бедным и распространил в Каппадокии обшежительное монашество, пригласив сюда же и своего друга – Григория Богослова. Устав, который святитель дал своим монахам, устанавливал новые правила монастырской жизни. «То общение жизни называю совершеннейшим, из которого исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее, и души, и расположения, и телесные силы, и что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы». В Кесарии Василий основал два монастыря: мужской и женский. Все иноки и клирики митрополии жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели чистую и добродетельную жизнь. Все средства и доходы употреблялись в пользу бедных. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании и, в уединении, молились о всем мире, занимались изучением Священного Писания, создавали манускрипты, вели споры. Здесь родились важнейшие духовные ценности, которыми до сих пор руководствуется человечество. С приходом к власти императора Валента (364-378), сторонника ариан, для православия наступили тяжелые времена. В Кесарии, во время арианской ереси, Василий, ежедневно проповедуя, утверждал веру православных, призывал их к мужеству и терпению. Представился он 1 января 379 года, оставшись для христиан «учителем спасительнейшим».

Святые воины Федор Стратилат и Георгий Победоносец.
Фреска храма Святого Иоанна в Гюльшехире» (фото Г. Юдина)

Всего монашество Каппадокии подарило миру более ста святых, среди которых также просветительница Грузии Нина, просветитель Армении Григорий, Савва Освященный, великомученик Георгий Победоносец. Их величайшие духовные подвиги описаны в книге «Сокровенная Каппадокия», а их поразительные по духовной мощи и иногда трогательные образы на каппадокийских фресках запечатлены автором в уникальных, ранее не публиковавшихся фотографиях.

О жизни простых монахов Каппадокии осталось очень мало письменных воспоминаний. Это объясняется бесконечными войнами и набегами восточных соседей, которые с неистребимым желанием пытались завоевать эту землю и уничтожить культуру её народа. Однако Георгию Юдину удалось в своем труде собрать уникальный материал о сокровенной жизни каппадокийских монахов. Они уходили в местные пещеры не от родных, не от «мира» — как творения Божия, но от падшего, греховного мира, погрязшего в пороках, уходили не потому, что ненавидели мир и живущих в нем, а оттого, что любили его. Тысячи местных людей спасались вокруг монахов-подвижников, они испытывали на себе благотворное влияние монашеской жизни, проходившей у них на глазах. Она была для них неким нравственным эталоном. И этим Каппадокия похожа на Русь эпохи Византии, где именно на этот эталон была в значительной степени ориентирована жизнь общества.

Взаимопроникновение культур многих народов: греков, коптов, армян, грузин и других – породило особую, ни на что не похожую скальную храмовую архитектуру, а также уникальную, не имеющую аналогов в мире по разнообразию стилей, фресковую живопись. Книга Георгия Юдина содержит более 600 уникальных фотографий редчайших, ранее неизвестных подземных городов, пещерных храмов и фресок.

Все скальные храмы Каппадокии удивительно гармоничны. Камерность, неброская и уютная атмосфера пещерных храмов говорит о том, что они создавались с расчетом на то, что храмы эти – сокровенная тайна, о которой никто не узнает. Во многих алтарях каппадокийских храмов сохранились монолитные престолы и прообразы современных иконостасов. Во многих храмах расписан только алтарь, а потолок храмовой части занимает большой крест, символизирующий просвещение всего мира светом христианства. Целиком сохранившихся фресок здесь не встретить, поскольку Каппадокия с XV века принадлежала Османской империи. Фанатичные исламисты повсеместно уничтожали лики святых на храмовых фресках, бросая в них камнями, что на Востоке является излюбленным способом поругания чего-либо. Несмотря на это, все храмы торжественны и монументальны и до сих пор сохраняют святость происходивших здесь Таинств.

Центр Каппадокии – Гёреме. Это высокий холм, уникальный скальный комплекс, объединивший в себе несколько пещерных храмов, таких как «Змеиная», «Сандальная», «Яблочная», «Тайная», и наконец, «Темная церковь», поистине богатая духовными шедеврами. К примеру, удивительное свечение исходит от великолепной фрески «Преображение Христово». Застыв перед ней, невольно ощущаешь себя свидетелем того евангельского чуда.

Фреска «Преображение Христово» в Темной церкви – Каранлик в Гёреме»

Разнообразие манер фресковой живописи Каппадокии поражает. На крохотной территории существовало около десятков различных художественных направлений, отличающихся композиционными и колористическими художественными приемами. От линейной, очень условной краснофигурной росписи храмов в Гёреме до сложнейшей, равной по колориту и глубокому смыслу самым высоким образцам средневековой Европы, каким является храм Баххатин в долине Ихлара. От этих росписей даже у далекого от вопросов искусства человека буквально захватывает дух. На них невозможно наглядеться, от них не хочется уходить. Никогда и никуда.

Алтарь X века в «Церкви с пряжкой» в Гёреме

Об этом удивительном, сокровенном мире известный русский писатель и художник Георгий Николаевич Юдин вдохновенно рассказывает в своей новой книге «Сокровенная Каппадокия», изданная в издательстве «Белый город». Это первая и пока единственная в России книга о таинственной, неизвестной широкому кругу читателей монашеской стране Каппадокии.

Роскошное, в духе старинной рукописной книги, оформление и совершенная печать выделяют эту редкую книгу. Книга украшена редчайшей древней миниатюрой и орнаментикой византийских и армянских художников X–XIV веков, что придает изданию вид старинного, антикварного манускрипта. Высококачественная цветная съемка так называемых «лунных пейзажей» Каппадокии с многочисленными скальными монастырями, расписанными уникальными по своим художественным достоинствам фресками. Все это в сочетании с прекрасной зарубежной полиграфией станет дорогим украшением вашей библиотеки.

Любителям истории, культуры и христианского искусства книга откроет совершенно уникальный мир древних, совсем недавно открытых подземных городов и расписанных непревзойденными фресками скальных монастырей III–XI веков. Альбом дорог, но то, что в нем, бесценно.

Православная книга России
Поделиться: