Страницы из жизни Н.Ф. Фан-дер-Флита

Кудрявцева С.А.
Николаю Федоровичу Фан-дер-Флиту (1840-1896 гг.) по сравнению с другими общественными деятелями необычайно повезло: его общественная деятельность в псковском земстве, в качестве владельца имения «Быстрецово», чиновника Министерства финансов (1860-1879 гг.), директора Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ, 1884—1894 гг.) хорошо изучена.

Гораздо меньше внимания уделялось исследованию духовных запросов, круга знакомых и друзей Фан-дер-Флита, которые определяли его интересы к проблемам народного образования и благотворительной деятельности. Сохранившиеся дневники, письма, документы и материалы позволяют рассмотреть те страницы его жизни, о которых известно совсем немного.

Николай Федорович родился в обрусевшей семье выходцев из Голландии. Его дед Тимофей Ефремович Фан-дер-Флит {1775-1843 гг.), занимавший ряд постов на Севере, а затем в Петербурге, высоко ценил образованных и просвещенных людей, любил поэзию и литературу, был знаком и переписывался с поэтом-декабристом Ф.Н. Глинкой, которому принадлежали земли сначала в Торопецком, а затем в Великолукском уездах. Уважительное отношение к декабристам сохранилось и у Федора Тимофеевича (1810-1873 гг.) и Николая Федоровича — сына и внука Тимофея Ефремовича. В своем петербургском доме они доброжелательно принимали бывшего «государственного преступника» М.А. Назимова, а в 1868 г. приобрели у него имение Быстрецово в Псковском уезде, которое принесло немало приятных минут всем Фан-дер-Флитам. Федор Тимофеевич и Николай Федорович сами делали здесь посадки, устраивали в имении Ольгину горку.“

Вообще в жизни Николая Федоровича отец сыграл очень важную роль. В дневниках 1860-х гг. молодой Фан-дер-Флит всегда упоминал о нем с любовью и уважением: «...он мне был не только отцом, но и лучшим другом»." Федор Тимофеевич относился к сыну как к равному себе, между ними было глубокое взаимное уважение.

Ненавязчиво, но последовательно вводил он сына в деловую жизнь: они вместе посещали финансистов, принимали молодых чиновников Министерства финансов дома, здесь же за чашкой чая обсуждали вопросы РОПИТ. После окончания Александровского лицея в 1860 г. молодой Фан-дер-Флит брал уроки фехтования, музицировал, посещал лекции, встречался с друзьями—лицеистами, в 1860—70-х гг. он увлекался театром, музыкой, так как «в его семье много занимались музыкой, а потому и он с детства привык любить и понимать ее».

Родители Фанндер-Флита охотно и регулярно посещали музыкальные спектакли. Так, в дневнике за 1868 г. Николай Федорович писал: «были в опере, куда мама пригласила Ваганоза и Яхонтова».ш Русская опера тогда только начинала получать признание, ведущее место занимал итальянский театр с певцами—итальянцами. Фан-дер-Флиты могли слышать в Петербурге крупнейших европейских певцов ХIIIХ в. — Энрико Кальцолари, Франческо Грациани, Кристину Нильсон, Паулину Лука, среди которых выделялась «несравненная» Аделина Патти. С последней Николай Федорович познакомился в 1867 г.

Кудрявцева Ольга Анатольевна – старший научный сотрудник отдела редких и рукописных книг Псковского музея-заповедника Псков №12, 2000. С.177-182.

Поделиться: