Сергей Степашин в интервью «Вечернему Санкт-Петербургу»: «Книжный салон стал неотъемлемой частью культурного календаря Петербурга»

На вопросы «Вечернего Санкт-Петербурга» отвечает президент Российского книжного союза.
— Ежегодно в Петербурге проходит Международный Книжный салон, в работе которого вы принимаете участие. Почему, на ваш взгляд, он привлекает сотни тысяч посетителей?
 
— Думаю, здесь сработало сочетание нескольких факторов. Но одним из главных стал культурный статус Санкт-Петербурга как исторического центра литературы и искусства. Город создаёт идеальную атмосферу для Книжного салона: он привлекает аудиторию, которая ценит интеллектуальное и творческое наследие. Встречи с известными писателями, дискуссии, мастер-классы, лекции и детские мероприятия делают Салон событием для всех возрастов. А ещё не будем забывать о поэтических чтениях, театральных постановках и даже интерактивных проектах. Благодаря им Салон уже двадцатый год подряд превращается в настоящий культурный марафон, выходящий̆ за рамки традиционной книжной ярмарки. Хотя и изобилие представленных на нём книг и новинок по выгодным ценам тоже привлекает горожан и туристов, которых в это время года в городе становится особенно много.
 
— Какую роль он играет в популяризации чтения среди жителей не только Петербурга, но и других регионов?
 
— Мы с вами знаем, что за годы существования Салон стал неотъемлемой частью культурного календаря Петербурга. Многие посетители специально приезжают в город, чтобы попасть это мероприятие. Ведь Книжный салон, по сути, и образовательный, и развлекательный̆ фестиваль одновременно. Он стал своеобразным ответом на цифровую эпоху, подчёркивая ценность «живой» книги и объединяя людей разных поколений и интересов. Жители Петербурга получают возможность напрямую общаться с литературным сообществом, для регионов организованы онлайн-трансляции многих мероприятий. Анонсы новых книг, интервью с авторами и интересные обзоры вдохновляют аудиторию за пределами Петербурга. Это особенно важно, когда традиционное чтение конкурирует с коротким и часто бестолковым видеоконтентом.
 
— В конце 2024 года на съезде Российского книжного союза вы говорили, что один из планов на текущий год — разработка аналога Пушкинской карты для приобретения книг молодёжью. На каком этапе эта инициатива находится сейчас?
 
— Мы давно бьёмся с этим вопросом. На данный момент правительство постановило исключить программу «Пушкинская карта» из перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. Как вы знаете, программа «Пушкинская карта» является совместным проектом Минкультуры и Минцифры по популяризации культурных мероприятий среди молодёжи. Её запустили в сентябре 2021 г. для россиян в возрасте от 14 до 22 лет. Депозит «Пушкинской карты» с 1 января 2022 г. составляет 5000 руб. на год — их можно тратить на посещение театров, музеев, кинотеатров и др., и туда никогда не входила книга, хотя мы неоднократно выступали с данной инициативой. Так, может быть, настало время «Пушкинскую карту» сделать действительно Пушкинской и вернуть данную программу, но распространив её действие только на приобретение книг национальных авторов?
 
— В 2024 году продажа детских книг сократилась на 18%. Продажи книг из других сегментов также сократились. В большей степени это связано с ростом цен на печатную продукцию. Какие ещё факторы, на ваш взгляд, влияют на падение спроса на книги?
 
— Падение спроса на книги — это, к сожалению, общемировой тренд, которому уже много лет. Современное молодое поколение чаще проводит время в интернете и социальных сетях, а на чтение книг времени у многих не остаётся. Книги сегодня конкурируют за время досуга ещё и с кино, и с видеоиграми. Плюс многие сейчас предпочитают слушать аудиокниги, попутно занимаясь своими делами или просто в машине за рулём. Не будем забывать и про более дешёвый электронный формат книг. Ещё я, конечно, не могу не сказать, что страна-то у нас огромная! Это создаёт и возможности, и трудности. Бывают сложности с доставкой̆ книг, особенно в удалённые регионы, увы.
 
Из личного архива Сергея Степашина
 
— Какими способами этому можно препятствовать?
 
— Необходимо продвигать чтение через образование в школах и вузах, развивать книжные клубы для разных возрастов, популяризировать книги и семейное чтение. Вот, например, в настоящее время Российским книжным союзом при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализуется федеральный проект по популяризации семейного чтения «Читай с детьми». Мы задумали и запустили этот проект, чтобы прежде всего повысить культуру чтения в кругу семьи, а также среди учителей, которые с детьми работают. В рамках этого проекта детские авторы в течение 2024-2025 годов встречаются с детьми в больших городах и сельских библиотеках. Зимой мы провели «Марафон семейного чтения», на который со всей страны получили больше 2000 заявок, что говорит о высокой заинтересованности родителей, чтобы их дети читали. Также у нас идёт масштабное исследование по семейному чтению, и состоялась научно-практическая конференция, на которой специалисты из разных регионов России обменялись опытом и презентовали свои лучшие практики по продвижению чтения. Закончится этот проект осенью пленарным заседанием, на котором мы представим свои рекомендации по поддержке и популяризации семейного чтения нашим законодателям.
 
Помимо популяризации чтения нам, конечно же, нужно говорить и об экономических мерах поддержки издателей: отмене НДС на книги, а точнее, на всю цепочку производства книг. Поддержке молодых авторов и повышения социального статуса писателя. Социальной рекламе чтения. Вообще нам очень нужна государственная программа поддержки чтения, которая бы стала дорожной картой развития книжной отрасли. Тогда всё вместе это сложится в крепкую государственную политику в области книгоиздания, которая будет поддерживать российских авторов, пишущих о наших традициях, истории и культуре, наших издателей, способствовать развитию книжных магазинов по всей стране, интенсивной модернизации и наполнению детских и школьных библиотек, развитию нашего книгоиздания и технологического суверенитета России в области издательского дела.
 
— Как вы считаете, бумажная книга останется с нами навсегда? Или в какой-то момент её всё-таки вытеснит цифровой формат?
 
— В той или иной форме книги существуют уже 5000 лет. Мы знаем и глиняные таблички, и папирусные свитки, и пергамент, рукописные книги на бумаге. Они стали частью культурного наследия человечества. Заметьте, что второй век подряд появляются технологии, которые стремительно меняют уклад жизни людей и их досуг, а печатным книгам уже около 600 лет, и они прочно вошли в нашу жизнь. Например, когда появился кинематограф, люди боялись, что театр исчезнет. Но нет, кино заняло своё место в этом мире и превратилось в отдельный вид искусства. Сегодняшние технологии пока безусловно теснят бумажную книгу, с одной стороны, но и создают для неё новые форматы и возможности — с другой. Мы любим эстетику бумажных книг, запах страниц, ощущение бумаги, отдыхаем с книгой от электронных экранов, бумажные книги не требуют батареек и электричества в дневное время суток, могут храниться не одну сотню лет и передаваться как семейная реликвия. Вряд ли мы откажемся от них. Могу предположить, что со временем бумажные книги могут стать больше востребованы среди ценителей, а цифровой формат будет рассчитан на массовое потребление.
 
— Какая она — эталонная книга XXI века? 
 
— Эталонная книга — понятие субъективное. Но давайте порассуждаем. Я бы предположил, что книга XXI века будет межжанровой, поскольку современная литература часто стирает границы между жанрами. Она может сочетать элементы реализма, фантастики, мистики, документалистики и даже поэзии. Хотя главное и не жанр вовсе, он как раз может быть любым. Современная книга должна отражать ключевые проблемы и вызовы времени. Мы с вами живём в эпоху технологического прогресса и его последствий. Поэтому книга XXI века наверняка будет исследовать влияние технологий на общество, решать этические дилеммы, связанные с искусственным интеллектом, виртуальной̆ реальностью или генной инженерией. Но самое главное, книга, как и во все времена, будет предлагать поразмышлять читателю о смысле жизни и месте человека в этом мире. Поэтому я считаю, что главные герои будут сложными персонажами — многогранными личностями с внутренними конфликтами, противоречиями и развитием. А возможно, книга будет рассказывать не об одном герое, а о группе людей или даже человечестве в целом. Нашем пути, который уже позади и ещё впереди. Эталонная книга должна заставлять читателя думать, чувствовать и после прочтения меняться. Ведь такая книга всегда останется вне времени! 
 
Но лучше всего бумажная книга, которую можно взять в руки здесь и сейчас. А такая возможность, к сожалению, даже в XXI веке есть не у каждого. Например, у наших героических бойцов, которые проходят длительное лечение или находятся в военных госпиталях на реабилитации, книги в дефиците. Поэтому Российский книжный союз стремится ребят поддержать. В рамках ХХ Санкт-Петербургского международного книжного салона мы организовали сбор книг для военных госпиталей на своём стенде. Призываем ваших читателей поддержать наших бойцов: подарить им любимые книги, которые укрепляют дух в сложные минуты жизни, заставляют улыбнуться или просто когда-то оставили сильное впечатление. Приносите книги на стенд РКС и на забудьте вложить в книгу поддерживающее письмо!
 

Источник ретрансляции: vecherka-spb.ru

Поделиться: