Сергей Степашин: Общая культура развития человека и его интеллект, умение сформулировать мысли невозможны без чтения

Деловой журнал «Эксперт Северо-Запад» и компания «БУКВОЕД» в преддверии VI Санкт-Петербургского международного культурного форума – 2017 запустили совместный проект, в рамках которого генеральный директор компании «БУКВОЕД» Денис Котов выступил приглашённым редактором очередного номера журнала. В интервью с президентом Российского книжного союза Сергеем Степашиным были обсуждены вопросы развития книжного рынка в России.

– На Международном культурном форуме пленарное заседание секции «Литература и чтение» называется «Великая книжная рЭволюция». Чему будет посвящено заседание и возможно ли возрождение книги как авторитета, влияющего на развитие общества в целом?

– Начну со второй половины вопроса. Возрождение книги уже произошло и происходит до сих пор после серьёзного провала 90-х годов, когда мы теряли книжный рынок, издательства, когда рушилась советская система. Этот провал удалось преодолеть. Сегодня Россия в первой тройке стран по количеству читающих людей в возрастной категории от 7 до 12 лет, здесь по ряду опросов мы выходим на второе место после Китая. Хотя есть проблемы: это читающие взрослые – чуть больше 50% взрослого населения читает книги. Но то, что традиционная книга не ушла с прилавков, что она сегодня по-хорошему «конкурирует» с электронной книгой (хотя это тоже книга), – это факт.

Теперь перед нами стоит другой вопрос: хотелось бы, чтобы содержательных книг, дающих людям основы нравственного воспитания, было больше. И это важный вопрос к книжному сообществу, Союзу писателей России.

А тема пленарного заседания и самого форума очень хорошая. 100 лет революции, мы говорим о рЭволюции, «исчезают буквы», поэтому для России сегодня поиск своего культурного ориентира очень важен. А это, безусловно, Книга.

– Российский книжный союз каждый год способствует книжной политике в России. Сверхзадачей является реализация национальной программы развития чтения. Возможна ли региональная книжная политика и из чего она должна состоять?

– Возможна, конечно. У нас есть хорошие примеры. В Москве была принята первая программа поддержки чтения ещё при бывшем мэре – Юрии Лужкове. Такая же программа принята в моём родном Санкт-Петербурге. Насколько я знаю, программа поддержки чтения есть в Ульяновске, активно работает Саратовская область. Очень приятно, что серьёзно развиваются Иркутск и Иркутская область, готовятся к традиционным «Распутинским чтениям». На Международном культурном форуме специальная площадка будет посвящена творчеству Валентина Распутина.

Смысл этих программ и состоит в поддержке чтения, книгоиздательства, книжных магазинов, интересных форумов, как, например, недавно возрождённый Санкт-Петербургский книжный салон. География таких мероприятий стала шире, не только Москва и Петербург – сегодня это Поволжье, Сибирь, Урал. Ну и, конечно, детское чтение. Принята и утверждена правительством концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Мне бы хотелось, чтобы на уровне губерний и региональных программ именно эта концепция стала одной из главных правительственных задач.

У нас ведь очень много региональных программ, связанных с экономикой, финансами, спортом, и книга не должна здесь быть последней.

– Я беру интервью для журнала «Эксперт Северо-Запад», его читают руководители предприятий, управленцы компаний. Для них важен вопрос, может ли повлиять количество читающих в России людей на улучшение экономического состояния, рост производительности в нашей стране, или, на Ваш взгляд, это несвязанные процессы?

– Безусловно, они связаны напрямую. Ведь любовь к книге и чтению – это не только познание литературы, языка, культуры, это общее образование человека. Человек должен быть образован для того, чтобы принимать выверенные управленческие решения. Бездарь и невежда может принять такое решение, последствия которого будут очень тяжелы для общества, таких случаев очень много в истории нашей страны. А ведь ещё есть и специальная литература: в области экономики, ИТ-технологий, модной области «электронного правительства» – информационных программах и наработках – и это всё тоже книги, это глубокое изучение современной экономики, политики и, конечно, истории. Кроме того, человек читающий, владеющий языком, умеет точно сформулировать свою мысль, это видно сразу – беседуешь ли ты с ним лично или слышишь его с трибун.

– А зачем читать книги занятым руководителям компаний?

– Занятые и знакомые мне руководители компаний книги читают. Например, у Германа Грефа, руководителя крупнейшего банка, великолепная библиотека, более того, он довольно серьёзно спрашивает и со своих сотрудников, что и как они читают, проводит очень интересные форумы, посвящённые книгам. Знаю, что очень начитанный человек председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина, то же самое могу сказать о Сергее Чемезове (генеральный директор корпорации «Ростех»). Руководитель «Газпрома» Алексей Миллер увлекается не только «Зенитом», он очень литературный и театральный человек. Наши президент и премьер-министр, кстати, может быть, потому что они ленинградцы, тоже люди очень читающие. Так что это нормально для руководителя. Повторюсь, что общая культура развития человека и его интеллект, умение сформулировать мысли невозможны без книги и чтения. Человек просто будет несостоятельным без этого, это очевидно.

– Бумажные и электронные книги – враги или друзья? Есть ли риск, что всё чтение перейдёт в электронный формат и бумажная книга останется лишь в антикварных магазинах?

– Не раз отвечал на этот вопрос: это конкуренция, а конкуренция – всегда хорошее явление. То, что общество переходит в совершенно иной технологический мир очевидно, и вычеркнуть сегодня из жизни компьютер или электронную книгу нельзя, да и не надо. Но для меня очевидно и то, что традиционная книга сохранится. Очень важно, чтобы она была высокого качества и соответствовала не только стоимости, но и возможностям людей её приобретать.

Это, скорее, вопрос не о том, где интереснее прочитать книгу – на бумаге или в электронном виде: электронная книга – это всё-таки специфическое чтение. Но электронная книга дешевле, и вот здесь хорошая конкуренция на книжном рынке будет заставлять книгоиздателей думать о соотношении цена-качество. Приведу простой аналог: когда только появилось телевидение в нашей стране, говорили об исчезновении театров, как один из героев в известном фильме «Москва слезам не верит». А посмотрите, сколько молодых людей ходят в театры, одно другому не мешает совсем. 5-7% чтения сегодня занимают в нашей стране электронные книги, хотя динамика роста достаточно большая, электронная книга берёт своё, ведь она удобна в самолёте, в поезде, в метро. Она в какой-то степени удобна школьнику, чтобы не таскать тяжёлый рюкзак с учебниками, хотя это спорный вопрос. Вот у меня сейчас внучка пошла в первый класс, я считаю, что лучше, когда она учится по традиционному учебнику: быстрее воспринимается и не так портится зрение, кстати.

– По данным Книжной палаты, в России ежегодно издаётся более 100 тыс. наименований книг. Значит ли это, что по этому показателю, по отношению к другим странам, Россия находится в первой пятёрке? Значит ли это, что книжная отрасль в России находится на конкурентоспособном уровне и имеет потенциал для дальнейшего развития?

– В 2016 году крупные книжные рынки выросли, самый значительный рост показали Великобритания и Китай – плюс 7% роста, Россия – плюс 4%, США – плюс 3%. Это, кстати, ещё и большой бизнесобъём – несколько миллиардов долларов. И то, что количество изданий так велико, тоже очень хорошо – у человека есть выбор, нет необходимости собирать макулатуру, чтобы купить Мориса Дрюона. Заходишь в книжный магазин и можешь купить всё, что считаешь нужным, или сделать это по интернету, это очень удобно.

Вопрос в другом – в количестве книжных магазинов, вот здесь мы резко проигрываем Европе, даже такие города, как Москва и Санкт-Петербург. И если есть красивые и сильные книжные магазины, как Марины Каменевой, «Дом Книги» (Зингера), «БУКВОЕД» в Петербурге, и это уже магазины-гранды, это уже театры книги, то небольшие магазины в спальных районах не выдерживают конкуренции. К сожалению, пока «висит» поправка Сергея Нарышкина об изменении арендных платежей для книжных магазинов в спальных районах. Вот здесь мы серьёзно в два, три, а то и в четыре раза проигрываем ведущим городам Европы.

Вторая тема, которую я очень давно поднимаю, но, к сожалению, меня никто не слышит, но которая всё равно нуждается в обсуждении, – снижение НДС на книжном рынке. Россия – одна из немногих стран, где существует этот налог на книги. В Скандинавии, во Франции, в Англии, в Германии, в США НДС на книги не снимается, потому что это социально значимый, культурологический идеологический продукт. Это вопрос к правительству. Кстати, хорошо было бы поднять этот вопрос на Международном культурном форуме.

– В 2015 году Вы вручили губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко статус «регион с самой развитой книжной инфраструктурой». С тех пор количество книжных магазинов на душу населения увеличилось – было на 30 тыс. человек, стало на 28, это уже европейский уровень. По стране в целом у нас около 60 тыс. человек на один книжный магазин, что говорит о необходимости развития книжной инфраструктуры в России. Кроме государственной поддержки, какие Вы видите пути стимулирования предпринимательства, развития уже существующих книжных сетей, государственных магазинов?

– А это ведь не имеет значения, государственный это магазин или частного предпринимателя, инвестора. Здесь правила всё равно должны быть едины, и они связаны с системой арендной платы и налогообложения. Книга – продукт культурный и должен выделяться из общих торговых правил. Нам ведь удалось снизить налоги на детскую и научную литературу, так же надо подходить и к остальной литературе сегодня.

Но подчеркну, что всё зависит от руководителей, ведь на книжном магазине, на их аренде много не заработаешь, но намного больше потеряешь, и это нужно видеть в перспективе. Когда по улицам будет бегать неграмотная шпана, насмотревшаяся ужастиков, будет намного хуже для бизнеса, заработков и культуры.

– Всероссийский книжный конкурс «Самый читающий регион» проводится Российским книжным союзом и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Какие результаты этого конкурса сегодня?

– Лидеры у нас очевидные: и Москва, и Ульяновск, и Воронеж, некоторые сибирские города. Рад, что в лидерах Санкт-Петербург. Этот город должен быть славен не только тремя революциями, но и чтением, и, с моей точки зрения, он этому соответствует.

– Люди, которые продвигают книжную культуру вокруг себя, вне зависимости от профессии, называются книжниками. Как можно объединить усилия этих людей, что им нужно делать для общей цели под названием «Читающая Россия»? Какие простые действия могли бы этому способствовать?

– Во-первых, самим надо читать. У нас иногда про книги говорят или продают, а сами не читают, это неправильно. Во-вторых, и сейчас я скажу как президент Российского книжного союза, я понимаю, что бизнес-интересы очень важны, но всё-таки главными в мотивации, в идеологии, которые привели тебя на книжный рынок, должны быть культурные ценности, книга как культурный продукт. К книге и надо относиться как к культурному продукту: следить за качеством, содержанием. Повторюсь, что в стране нет цензуры, но внутренняя культура и понимание о содержании и оформлении книг должны быть обязательны. Вообще, книжник, как вы их называете, должен быть интеллигентным и интеллектуальным человеком.

– А что может обычный человек книжник, блогер, например, который не занимает никаких высоких постов и не обладает высоким статусом?

– Да я бы не только про блоги и распространение информации о книгах говорил, у нас ведь, слава богу, можно просто собраться вместе тем, кто читает книги. Раньше это были большие площадки, например, музей Маяковского, ДК Горького в Ленинграде, приходили люди, читающие и любящие читать, на презентации произведений. Сегодня это пока не очень модно, но есть опять-таки крупные книжные магазины, которые собирают таких людей, тех, кто любит книги. В своё время было такое литературное сообщество «Зелёная лампа» в Петербурге, где собирались известные поэты и писатели. Вот, может быть, такого общения и интересов сейчас не хватает? Не стадионного, не фанатского, а камерного и дружеского. Кстати, ведь и культурный форум, и книжные ярмарки могут работать над этим. Форум – это ведь не только послушать доклады, это возможность собраться вместе, поговорить о самых злободневных вопросах на нравственные и интересные темы.

– Во главу угла деятельности Российского книжного союза положена идея служения книге, культуре, духовному развитию России. Какие приоритеты после принятия и реализации национальной программы поддержки чтения сейчас стоят перед РКС и как они решаются?

– Первую задачу вы обозначили правильно, мы очень рассчитываем, что из различных компонентов будет собрана и принята программа поддержки чтения, об этом говорил президент России на Первом литературном собрании ещё три года назад. И первый шаг сделан – принята программа поддержки детского чтения, она включает в себя очень широкий спектр охвата – от книжных магазинов до издательств, до проведения разных мероприятий.

Второй приоритет Российского книжного союза – это детское чтение. Сейчас мы готовимся к очень важному мероприятию, которое пройдёт в нашей стране в 2020 году впервые. Мы планируем собрать вместе в Москве и Санкт-Петербурге все мировые детские библиотеки и всех, кто занимается детским чтением, чтобы познакомиться и пообщаться, здесь будет очень важно связующее участие Книжного союза.

И третье направление действий – расширение нашей работы в регионах. Не стоит ограничиваться Москвой и Петербургом, мне бы хотелось, чтоб Российский книжный союз и его отделения, работающие ещё пока не во всех субъектах Российской Федерации, расширяли свою географию. Как говорили раньше, «Россия прирастает Уралом и Сибирью», Дальним Востоком, а вот туда мы ещё пока не добираемся.

– Знаю, что Вы каждый день читаете книги. И долгие годы являетесь руководителем разных структур и ведомств. Какие книги по управлению, какие мыслители Вам были полезны для совершенства управленческого искусства?

– Из моих современников я очень высоко ценю книги Даниила Гранина, человека, с которым я был близко знаком. В сентябре вышел его двухтомник и готовится ряд мероприятий, этому посвящённых. Это потрясающее мировоззрение и русский язык, отражённые в произведениях «Иду на грозу», «Мой лейтенант», «Искатели», «Всё было не совсем так», которые актуальны до сих пор. Даниил Александрович был прав ещё тогда: мы снова ищем себя в этом мире. Неудивительно, что когда он встречался с президентом в последний раз, в Константиновском дворце, он сказал, что очень бы хотел, чтобы мы возрождали традицию и любовь к инженерной профессии. Вот это как раз управленческий вопрос.

Если говорить о предпочтениях в нравственно-философской литературе, тут мой авторитет – Дмитрий Сергеевич Лихачёв, с которым я тоже был лично знаком. Я считаю, что это однопорядковые выдающиеся наши современники, дающие возможность развиваться тебе как человеку.

В экономической сфере мне нравятся труды Николая Кондратьева, основоположника теории экономических циклов, так называемых «циклов Кондратьева», труды Нобелевского лауреата по экономике Джозефа Стиглица. Я с ним знаком, он помогал нам проводить исследования приватизации в России. Это те, кто интересен и актуален и сегодня.

«Эксперт Северо-Запад» № 43-45 (756)

Поделиться: