Как могла выглядеть самая первая икона

Портрет молодой девушки. Лувр.
Портрет молодой девушки. Лувр.
МОСКВА, 6 июля – РИА Новости. У православных – праздник Владимирской иконы Богоматери, самой почитаемой на Руси. По преданию, её автор – апостол и евангелист Лука. Учёные также допускают, что этот ученик Христа вполне мог писать портреты Девы Марии. О чём свидетельствуют находки исследователей и как выглядели первые иконы – в материале РИА Новости.

Врач, юрист и живописец

 

Три, пять, десять или двадцать – о том, сколько Лука создал икон, церковные источники говорят по-разному. Некоторые образы, полагают верующие, он писал непосредственно с Богоматери.

 
Неудивительно, ведь Лука – один из первых последователей её Сына. В Писании он – в числе семидесяти учеников, которых Спаситель благословил нести людям Слово Божие. А через 30 лет после обращения в новую веру он стал ближайшим соратником апостола Павла во время путешествия в Рим.
 
Именно свидетельства римских христиан, датируемые примерно 170 годом, донесли до наших дней сведения о Луке – он был врач, прекрасно знал право, слыл хорошим художником. Широкий разброс талантов неудивителен: античное образование было хоть и очень дорогим, но разносторонним. Будущий евангелист, вероятно, обучался в Антиохии – крупнейшем научном и культурном центре первых веков нашей эры.
 
Апостол Лука - иллюстрация из книги Апостол первопечатника Ивана Федорова
© В. Шияновский
Апостол Лука – иллюстрация из книги «Апостол» первопечатника Ивана Фёдорова
 
Считается, что он не только написал одно из четырёх Евангелий и важнейшую для Церкви новозаветную книгу – «Деяния апостолов», но и стал первым иконописцем.
 

«Апостольский характер»

 

Устоявшихся типов иконографии Богородицы порядка девяти, а вот отдельных почитаемых образов – почти триста. Владимирская – самая известная из икон, приписываемых кисти Луки. Ещё в их числе – Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Хахульская.
 
«Неужели им по две тысячи лет?» – задались вопросом исследователи. Споры вели и светские, и церковные учёные. Смущало то, что большинство икон сильно отличаются друг от друга.
Однако есть и общие черты – например пронзительный взгляд Богоматери. Проникновенно смотрит и Младенец на руках Девы Марии. Исходя из этого предположили: у всех икон Богородицы были прототипы.
 
Киккская икона Божьей Матери, роспись мозаикой стен Киккского монастыря
Киккская икона Божией Матери, роспись мозаикой стен Киккского монастыря
 
«Иконы, которые предание относит к Луке, – списки с образов, созданных евангелистом. Здесь вопрос терминологии: апостольские правила – или литургия – называются так не потому, что их написали апостолы. Просто они носят апостольский характер и авторитет. Так же и с иконами Богоматери, созданными Лукой», – рассуждал в середине XX века известный исследователь иконописи Леонид Успенский.
 
Со временем учёные выяснили: большинство икон, приписываемых Луке, датируются XI–XII веками, и Владимирская в их числе.
 
«Её написали примерно в XII веке. Причём не на Руси, а в Константинополе», – отмечает Жанна Белик, начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублёва.
 
Икона Богоматерь Владимирская
Икона «Богоматерь Владимирская»
 
Однако особо почитают икону именно в России – из-за чудес, которые, по словам верующих, происходят после молитв перед Владимирской. Одно из них – избавление Москвы от нашествия войска хана Ахмата в 1480 году. Именно это событие вспоминают в православных храмах 6 июля.
 

Три первообраза

 

По мнению специалистов, Владимирскую икону скопировали с более раннего изображения.
 
Как гласит средневековая легенда, ещё при жизни Богоматери апостол Лука под руководством архангела Гавриила написал три образа. «Благодать родившегося от меня, и моя с ними да пребудет», – произнесла, увидев их, Богородица.
 
Учёные определили, какие из приписываемых Луке икон – самые древние. Возможно, речь в легенде идёт именно о них, это – Киккская, Сумельская и Филермская.
 
Филермская икона Божией Матери
Филермская икона Божией Матери
 
Первая находится в Киккском монастыре на Кипре. Известно, что её привезли из Константинополя в XI веке. А в византийскую столицу святыню доставили в IX–X веках из Египта. Это первый образ типа «Елеуса» (переводится с греческого на русский как «Умиление») – на нём младенец Иисус изображён прильнувшим к щеке Богоматери.
 
Сумельская икона положила начало иконографическому типу «Одигитрия» («Путеводительница»). На таких иконах одной рукой Спаситель благословляет, а в другой держит свиток или книгу. Считается, что Сумельскую привезли в Грецию в конце IV века тоже из Египта.
 
Фреска в одном из домов города-музея под открытым небом Помпеи
Фреска в одном из домов города-музея под открытым небом Помпеи
 
Филермская икона, самая необычная, относится к довольно редкому типу православной иконографии Богородицы – «Агиосоритисса» («Святорачица»). На ней Мария изображена без младенца. Именно этот образ называют самым древним из трёх.
 

Античные «родственники»

 
Однако все три, по мнению учёных, созданы не раньше VIII века в технике темперы – то есть художник скреплял пигменты природного происхождения яичным желтком. Раннехристианские иконы писали по-другому: краски смешивали с горячим воском.
 
Энкаустическая икона Христос Пантократор из Синайского монастыря
Энкаустическая икона «Христос Пантократор» из Синайского монастыря
 
«В этой технике выполнена древнейшая икона «Христос Пантократор», которая хранится в Синайском монастыре и датируется примерно VI веком», – говорит Жанна Белик. И по композиции она больше похожа не на известные нам образы, а на древнеегипетские погребальные портреты.
 
В 1887 году в одной из пещер оазиса Эль-Фаюм в Египте британские археологи обнаружили несколько изображений мужских и женских лиц с высочайшим уровнем детализации – словно живые. Это так называемые фаюмские портреты.
 
Портрет жреца. Хавара, Египет, 140-160 гг. н.э.
CC0 / /
Портрет жреца. Хавара, Египет, 140-160 годы нашей эры
 
Датировка всех поразила – III век. Всего в Египте нашли около 90 фаюмских портретов, в том числе и I столетия нашей эры.
 
«Апостол Лука жил как раз в ту эпоху. Икон тогда не было. Он писал портреты, похожие на фаюмские», – объясняет настоятель храма Николы в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов.
По его словам, возможно, на одной из икон, приписываемых Луке, сохранился «хоть кусочек» первоначального портрета Богоматери.
 
Источник: РИА Новости

 

Поделиться: