К 175-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и 140-летию ИППО в газете «Благовест» опубликована статья члена Рязанского отделения Общества Евгения Аленина

В очередном выпуске православной газеты «Благовест» опубликована статья члена Рязанского отделения ИППО иерея Евгения Аленина «Погружение в благодать». Публикация посвящена 175-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и 140-летию ИППО.

Самым благоустроенным и широко известным в мире местом для погружения в воды Иордана является центр по приему христианских паломников «Ярденит». Мне довелось побывать здесь дважды. Центр расположен в северной части современного Израиля – совсем недалеко от Галилейского озера. Сделано там всё, что называется, с «рублёвым размахом» (а точнее – с долларовым): облагороженная «набережная» со скамеечками, удобные спуски к реке с перилами, комфортные раздевалки с душевыми. Проход к реке – только через магазин с дорогущими сувенирами и кафе, которые обойти не получится, как бы ни хотелось. Цены на некоторые вещи и книги раза в два (если не больше) выше, чем в Иерусалиме у арабов. Всё явно рассчитано на туристов, причем, любого вероисповедания. То тут, то там заметны представители самых разных христианских конфессий (баптисты, адвентисты и другие), которые, как рассказывают, часто едут именно сюда, чтобы креститься. В итоге, любой каприз за ваши деньги: повсюду установлены видеокамеры, и на выходе вам даже предложат купить «видеозапись погружения вашей паломнической группы в священную реку». Повсюду здесь наглядные примеры, как взять память о знаковом событии с собой: с разных сторон на вас смотрят с многочисленных фотографий счастливые лица тех, кто в Иордан уже погрузился. При всем этом интересно, что центр организовали иудеи – скинулись и вложились расположенные по соседству кибуцы (что-то вроде колхозов на израильский манер). В общем, бизнес – и ничего личного. Но если отбросить все «коммерческие впечатления», то сам, безусловно, присоединяешься невольно к тем счастливчикам, лица которых видел на фотографиях при подходе к реке.

Однако, более милым сердцу многие православные, по моим личным наблюдениям и ощущениям, считают другое место для погружения – Вифавара – почти на юге Израиля, недалеко от Иерихона. Здесь для продолжения следует оговориться об Иордане вообще. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что река берет свое начало у подножия горы Ермон, проходит через Галилейское озеро, далее омывает паломников в Ярдените, и затем, спускаясь далеко к югу, впадает в Мертвое море. Получается «американская горка»: Иордан берет начало на высоте 323 метра (в разных источниках цифры разнятся, но незначительно), а заканчивает, впадая в Мёртвое море, поверхность которого сегодня упала до отметки 416 метров ниже уровня моря. Выходит, что, пройдя 150 километров (примерная длина реки), Иордан падает почти на 730 метров! Кстати, так становится понятным его название: оно происходит, как считается, от древнееврейского слова, которое в переводе означает «спуск, снисхождение».

Вид на греческий храм со стороны Израиля 

Недалеко от впадения Иордана в Мертвое море и находится второе место для погружения в реку христианских паломников – Вифавара. Здесь, увы, вода в реке не такая чистая, как в Ярдените – в связи с изобилием песка. Возможно, поэтому паломников поменьше, и не так суетно. Всё намного проще «оформлено», но от этого кажется еще более родным. Коммерция тоже развита намного слабее, чем в Ярдените: магазинчик с сувенирами небольшой, правда, тоже недешевый. Вообще, чтобы сэкономить, рубашки для погружения лучше купить заранее в другом месте.

Самое замечательное, что именно это место для погружения и считается теперь наиболее вероятным подлинным местом Крещения Спасителя! В Евангелии от Иоанна ясно сказано, что событие произошло именно в Вифаваре. Вот только, где она сама – к началу XX века было большим вопросом. Но по совокупности библейских повествований и записей паломников византийского и более поздних периодов удалось установить, что та самая Вифавара – это Вади Харрар возле Иерихона. Теперь и здесь тоже погружаются паломники.

А еще четверть века назад в этом месте была закрытая военная зона. После Шестидневной войны 1967 года здесь, прямо по реке Иордан, прошла «линия прекращения огня» между Израилем и арабской Иорданией. Лишь в 1994 году, после заключения мира, место стало общедоступным. Но граница так и проходит по руслу Иордана, до сих пор пограничники бодрствуют здесь и днем, и ночью. По словам экскурсовода, однажды одна паломница так расслабилась, что чуть не доплыла до другого берега, а ширина реки здесь всего-то метров 5-7. В это время он услышал звук затвора автомата и вовремя ее окликнул, чтобы вернулась. Так что предупреждение «за буйки не заплывать!» в Вифаваре приобретает особый смысл…

Помимо паломников, с середины 90-х в Вади Харрар наконец смогли попасть и археологи. Они потрудились на славу, причем, самое интересное их ожидало со стороны Иордании. И мы подходим к следующему вопросу. Если место Вифавары на протяжении русла Иордана определено верно, то с какой же стороны от реки крестился Господь Иисус Христос?! Западный берег принадлежит Израилю, а восточный – Хашимитскому Королевству Иордании. И вот если быть совсем точным, то получается, что Спаситель, скорее всего, погрузился в Иордан именно на восточном берегу – то есть на территории современной Иордании. Там тоже Господь сподобил меня хотя бы один раз побывать. Это теперь уже целая археологическая зона. Самое важное для нас из того, что «накопали» археологи – развалины христианской базилики. Считается, что это постройка аж III века – в таком случае, это остатки самого древнего христианского храма в мире из того, что пока нашли. Такая древность внушает доверие: коль скоро уже тогда здесь построили храм, значит, место Крещения Спасителя могли обозначить еще ближайшие потомки первых христиан, перенявшие предание «из уст в уста». Базилика имела свой уникальный признак: в алтарной части был баптистерий – крестообразную купель. Об этом есть в некоторых описаниях паломников V-VII веков, и такой же «причудливый» алтарь с баптистерием нашли археологи. Мраморные ступени ведут теперь в никуда, ведь река Иордан в наше время протекает уже в нескольких сотнях метров от руин базилики – из-за землетрясений она поменяла свое русло. Обнаружение базилики – не лишнее подтверждение подлинности точного места Крещения Господня.

Со стороны Иордании в реку Иордан сегодня можно погрузиться, по крайней мере, в двух местах. Одно из них – прямо напротив того, что с израильской стороны. Необычное ощущение: увидеть знакомый берег всего в нескольких метрах с другого ракурса. На этом месте стоит современный православный греческий храм, который, как и вся православная Иордания, является «территорией пастырской ответственности» Патриарха Иерусалимского. Именно сюда, на восточный берег Иордана, он ежегодно приезжает для совершения праздничных богослужений 19 января. Помолившись в храме, спускается для молитвы непосредственно к реке.

Наконец, другое место для погружения – самое родное из всех вышеперечисленных, причем, во всех смыслах. Оно совсем недалеко от раскопанной археологами базилики и современного «греческого» храма. Мало того, что это наиболее вероятное подлинное место Крещения Господня на Иордане, так еще и – это русский православный храм! Он входит в комплекс с паломнической гостиницей («странноприимный дом») и является подворьем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Участок под строительство – королевский подарок – от иорданского короля Абдаллы II Бен Аль-Хусейна. Комплекс был построен в 2011 году, а уже через год торжественно открыт – с участием Президента России и короля Иордании. Храм освящен в честь святого Иоанна Крестителя. За ним начинается лестница, которая приводит к Иордану. Раздевалочки и спуск в реку – совсем скромные, мне очень напомнили обычную купель на святом источнике, каких немало можно встретить, паломничая по России. Зато здесь особенно молитвенная обстановка: заметно тише и спокойнее, чем в других местах для погружения паломников.

Русский храм 

Подводя итог, надо сказать, что при погружении в Иордан получаешь благодать, в каком бы месте реки не погрузился. В любом случае, это «зарядка духовных аккумуляторов» и незабываемые впечатления! Это стоит, по возможности, совершить хотя бы раз в жизни – и не важно, в Израиле или в Иордании. Но сейчас такой возможности нет ни у кого из-за пандемийных ограничений. И это повод призадуматься: неменьшую благодать получает всякий христианин, погружаясь с верой в «иордань» на любой реке в России. И более того – даже не погружаясь вообще никуда. Ведь, главное – соединиться со Христом сначала в своем сердце!

Автор: священник Евгений Аленин, член Императорского Православного Палестинского Общества, настоятель храма «Спас-на-Яру» г.Рязани

Выпуск газеты «Благовест». 2022, №1 (337) 

 

Поделиться: