Член ИППО возвращает на родину знамя Симбирского кадетского корпуса

Интервью действительного члена Симбирского (Ульяновского) регионального отделения ИППО полковника Владимира Шкиркова новостному порталу 73online.ru

Свой 62-й день рождения начальник Ульяновского гвардейского военного училища Владимир Шкирков провёл на работе. Сам он – боевой офицер, прошедший Афган, поработавший с генералом Шамановым в бытность того губернатором Ульяновской области. Но куда больше политики занимает гвардии полковника воспитание суворовцев. Кроме того, ещё не закрыт вопрос возвращения из США знамени Симбирского кадетского корпуса; к этому процессу Шкирков приложил немало сил.

– Лично я дважды бывал в Сан-Франциско, в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где хранится знамя, – рассказал Владимир Шкирков. – Вопрос по возможному его возвращению на родину прорабатывается давно.

Само знамя было пожаловано кадетскому корпусу императором Николаем II в 1903 году. После революции оно всё ещё находилось в школе красных командиров в Симбирске. А в 1918-м его, рискуя жизнями, выкрали трое кадетов – братья Володя и Серёжа Мельниковы, а также Сергей Иртэль, ставший впоследствии иеромонахом на Аляске. Обо всём этом подробно описано в книге «Честь» Георгия Ишевского, также бывшего симбирского кадета. Несмотря на то, что книга была издана в Париже в 1955-м, к нам она попала относительно недавно.

– Мы до сих пор ведём переговоры с американской стороной, – продолжает полковник. – Однако им не понятно, каким образом проводить передачу знамени. Во-первых, как я понимаю, кто-то должен оценить, что это такое. Культурная ценность? Что-то иное? Пока ещё никто по этому вопросу не определился. Естественно, никаких конкретных сроков не называется, да и мы их пока не торопим.

Главная загвоздка – юридически знамя принадлежит собору в Штатах, поэтому и последнее слово за ними.

– Никто из них особо не против передачи. Только в части условий у них всякие «чудеса» происходят. То они готовы передать знамя… но лично Путину. Потом говорят, мол, передадим, когда Ульяновск переименуют в Симбирск. Как бы то ни было, у нас уже почти три года как есть его копия.

– Как делали копию? Во сколько она обошлась?

– Мы заплатили 480 тысяч рублей, – уточняет начальник училища. – Делали её в подмосковном Софрино, на производстве, где делают всё для Московской Патриархии. А в Турции заказывали ткань. Но суть в том, что это не просто копия. Знамя сделано по тем технологиям, по которым был изготовлен его оригинал. Отдельно ткался Лик. Потом он состыковывался с общим полотном знамени. По современным технологиям мы могли сделать копию и за 42 тысячи рублей. Хоть десяток за две недели нашлёпали бы. Но нам хотелось по-настоящему. Мы, кстати, еле нашли специалиста здесь, в Ульяновске, который сделал расклад по цветам, что само по себе стоит серьёзных денег. Только компьютерная программа по цветопередаче писалась четыре с половиной месяца. Так вот, мы нашли специалиста – единственного у нас – это просто чудо-женщина. Она заканчивала специальное отделение специального института в 60-х годах.

Сейчас копия знамени Симбирского кадетского корпуса хранится в Знамённом зале суворовского училища под замком за стеклянными дверями.

– В своё время, когда мы первый раз ездили в Сан-Франциско, мне председатель общества кадетов Нью-Йорка князь Голицын сказал: «Владимир Фёдорович, знаете, мы не готовы ничего отдавать, потому что… попросту не привыкли к этому». Вот и весь разговор. Тем не менее мы будем продолжать работать в этом направлении.

– Владимир Фёдорович, а много ли Ваших воспитанников выбирают в дальнейшем путь кадровых военных? Откуда к нам едут учиться? И из каких семей эти дети? Просто доводилось слышать, что в основном это – мальчишки из неполных семей…

– Едут к нам отовсюду, даже с Камчатки. Есть и социальные сироты (при живых родителях, лишённых прав), есть и дети из неполных семей, но много и других. Некоторые из наших первых воспитанников уже весьма продвинулись по службе. К примеру, сын Михаила Шканова, заканчивающий сейчас Военную академию Генштаба, куда поступил с должности начштаба дивизии. А совсем недавно у нас появился первый генерал! 10 июня звание генерал-майора получил наш выпускник 1995 года Николай Кузнецов, ныне командующий бригадой.

 Не кажется ли Вам, что в настоящее время как-то очень уж муссируется тема армии, в частности на государственных телеканалах? Куда ни глянь – новинки вооружения, успешные операции… Многие задаются вопросом: нас что, к войне готовят?

– Я вам встречный вопрос задам. Вот я включаю любой канал: ментовские войны, прокурорские разборки… Как минимум – две трети вещания! Когда 25 лет назад армию хаяли по всем каналам с 1985 года по 2004-й, это что, нормально было? И только ближе к 2008 году начали что-то рассказывать. Люди должны знать, что происходит сейчас в нашей армии. Иначе люди будут чувствовать себя незащищёнными. А сколько всего «прёт» по ТВ и в интернете о нас из-за границы! Так что правильно делают, что показывают. Армия наша существует – и она может защитить народ в своих границах, а надо – и по соплям дать. У нас ядерная составляющая уже сейчас достаточная, ПВО – сверхдостаточна, я уж не говорю о воздушно-десантных войсках, в которых и сам служил, – они в любой момент готовы решить любую задачу от Калининграда до Дальнего Востока, можете мне поверить. И потом, мы показываем своим людям. А чужие… пускай тоже видят. Раньше им показывали фильмы про наших дебильных офицеров и ещё более дебильных солдат («спасибо» перестроечным сценаристам и режиссёрам), а сейчас им показывают одну из сильнейших армий мира. Когда-то в Ульяновске мы имели на местном телеканале свою гарнизонную передачу – раз в месяц по 40 минут. Мы рассказывали о том, чем живёт гарнизон, включающий в себя суворовское и два высших училища, дивизию… Где теперь эта передача? Нет её! А жаль.

10 лет назад Шкирков сказал: чтобы попасть в армию, надо будет платить деньги. И это время, констатирует он, пришло: «Раньше платили, чтоб не попасть в армию, сейчас – наоборот. И это надо показывать! Это называется здоровая пропаганда. Чем мы раньше, к сожалению, не занимались».

Характерно, что на вопрос о наиболее запоминающемся случае в военной карьере Владимир Шкирков вспоминает не какие-то боевые действия или работу с большими политиками, а… «зелёных» суворовцев:

– В 2009 году набрали мы 6-й класс. И как-то мне привели суворовца, а он… ростом со стол. И вот я стою, смотрю на него и чувствую – слезы у меня по щекам текут. А сам думаю: «Как же мне тебя одеть, Максим Сергеев (так звали паренька)?» В итоге что-то перешили – одели. Так вот тот самый Максимка Сергеев учится сейчас в Питере – в Военной академии связи. Великим богатырём не стал, но вполне нормальный пацан. Первый разряд по стрельбе. Настоящий мужик. Защитник. Вот это и есть то, что я никогда не забуду.

Владимир Шкирков родился 22 июля 1955 года в селе Талое Ирбейского района Красноярского края. В 1976 году окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, в 1988 – Военно-политическую академию им. В. И. Ленина.

Службу в офицерских должностях проходил в Воздушно-десантных войсках:

1976–1979 гг. Туркестанский военный округ: заместитель командира парашютно-десантной роты по политической части; заместитель командира инженерно-сапёрной роты по политической части;

1979–1983 гг. Прибалтийский военный округ: заместитель командира учебной парашютно-десантной роты по политической части; заместитель командира парашютно-десантного батальона по политической части;

1983–1985 гг. Ограниченный контингент советских войск в Афганистане: заместитель начальника политического отдела отдельного парашютно-десантного полка;

1985-1988 гг. Военно-политическая академия им. В. И. Ленина (слушатель);

1988–1993 гг. Закавказский военный округ: заместитель командира парашютно-десантного полка по политической части; заместитель начальника политического отдела воздушно-десантной дивизии; помощник командира воздушно-десантной дивизии по работе с личным составом;

199–1998 гг. Приволжский военный округ: заместитель командира воздушно-десантной дивизии по воспитательной работе.

В 1998–2002 гг. проходил службу на Балтийском флоте в должности начальника отдела воспитательной работы сухопутных и береговых войск.

В 2002–2005 гг. работал начальником департамента по региональной политике администрации Ульяновской области.

2005–2009 гг. Председатель правления Ульяновского регионального отделения межрегиональной общественной организации ветеранов Воздушно-десантных войск и войск специального назначения «Союз десантников» (г. Ульяновск); исполнительный директор ООО «Мегаполис-ресурс».

С июня 2009 г. в должности начальника Ульяновского гвардейского суворовского военного училища.

Награждён орденами Красного знамени, Красной звезды, Дружбы народов, медалью «За боевые заслуги», орденом «За храбрость» Республики Афганистан, почётным памятным знаком «Медаль имени архимандрита Антонина (Капустина)». 

Поделиться: