Из истории создания Кишинёвского отдела ИППО

Рябухин И. С.
Основатель и первый председатель Отдела

Кишинёвский отдел Императорского Православного Палестинского Общества был создан 2 января 1897 года архиепископом Кишинёвским и Хотинским Неофитом (Неводчиковым). Уроженец Санкт-Петербурга, архиепископ Неофит большую часть своей жизни и служения провёл на юге – в Кишинёве и Одессе. «Палестина с детства была для меня как бы второй родиной, – вспоминал владыка в одном из писем 1906 года. – Я любил и люблю говорить о Палестине с паломниками, особенно из простонародья. А с отцом архимандритом Антонином (Капустиным) и епископом Порфирием (Успенским) лично был знаком».

Неофит (Неводчиков) (1819–1910), архиепископ Кишинёвский и Хотинский, духовный писатель.

В миру – Неводчиков Николай Васильевич, родился в 1819 году в Санкт-Петербурге.

Первоначальное образование получил в Екатеринославской духовной семинарии.

В 1844 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 1844 по 1850 год был секретарём при Александре Скарлатовиче Стурдза, дипломате, писателе по религиозным вопросам.

С 1 ноября 1850 г. – преподаватель Кишинёвской семинарии.

18 мая 1858 г. рукоположён во священника и определён законоучителем Одесского сиротского дома.

С 1861 года – преподаватель Одесской духовной семинарии.

С 15 декабря 1864 г. – инспектор Херсонской духовной семинарии.

С 1868 года – законоучитель Одесского коммерческого училища и Одесской Второй прогимназии.

3 апреля 1876 г. возведён в сан протоиерея.

17 мая 1880 г. пострижен в монашество, а 25 мая возведён в сан архимандрита.

10 августа 1880 г. хиротонисан в Одессе во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии.

С 6 августа 1883 г. – епископ Туркестанский и Ташкентский.

С 21 ноября 1892 г. – архиепископ Кишинёвский и Хотинский.

26 января 1898 г. уволен на покой по преклонности лет в Измаильский архиерейский дом Кишинёвской епархии.

С 1901 года проживал в частном доме в Измаиле.

Скончался 10 марта 1910 г.

Служил среди киргизов и заставлял их заучивать молитвы по-русски и учить киргизов русскому языку с детства.

Был архипастырь аскетом, строгим к себе и другим. С особенным вниманием и осторожностью рукополагал в священный сан. Сам испытывал и учил, а после посвящения руководил и наставлял, как проходить пастырское служение.

Состав членов Кишинёвского отдела был достаточно типичен для большинства епархиальных отделов. По списку на 1 марта 1901 г. в нём состояли: 2 почётных члена, 3 действительных, 26 членов-сотрудников (из них 5 пожизненных). Всего в от­деле числился 31 человек. По социальному составу 22 члена относились к духовному сословию, в том числе: 1 архиепископ, 2 епископа, 2 архимандрита, 3 игумена, 1 иеро­монах, 3 протоиерея, 10 священников. Иными словами, на 2/3 отдел состоял из лиц духовного звания. Светская часть отдела включала 9 человек. Среди них были 2 ди­ректора гимназий, директор реального училища, 2 преподавателя духовной семина­рии. Кроме того, в число членов ИППО вступили при образовании отдела 1 купец 1-й гильдии, 1 местный служащий ИППО, 1 действительный статский советник (это был казначей Отдела Андрей Пархомович) и кишинёвский ремесленный голова.

Два года спустя в отделе состояло уже 42 человека. Пополнение в основном было обеспечено всё той же духовной частью. Ровно половину отдела занимали теперь священники (21, из них 12 – сельских). В результате духовных оказалось в составе отдела 33 лица из 42 членов, то есть более 75%.

Кружки Палестинского Общества были установлены в 14 церквах г. Кишинёва. Вербный сбор 1904 г. дал по епархии 1 610 рублей, сбор 1911 г. – 1 342 рубля. Об­щая сумма, поступившая на счёт ИППО от Кишинёвского отдела, составила в том же 1911 г. 1 828 рублей.

В год проводились обычно по 4 заседания Отдела, не считая общего годичного собрания. На заседаниях обсуждались вопросы по устройству популярных народ­ных чтений о Святой Земле, о Православии на Востоке, о Палестинском Обществе и его деятельности в Палестине. Отдел бесплатно рассылал благочинным, согла­сившимся проводить такие чтения, брошюры, «Палестинские листки» и виды Свя­той Земли для бесплатной раздачи слушателям. Если в первый год существования Отдела было проведено 12 чтений, то в 1899 г. – уже 47, а в 1900 г. – 106 (в том числе в 16 храмах г. Кишинёва, в Бендерах, в 9 сёлах епархии). В основном чтения (или, как их по-другому называли, собеседования) проводились в периоды Великого и Рождественского постов, по воскресным и праздничным дням, сопровождались чтением текстов из Библии на молдавском языке и, если они проводились в шко­лах, «туманными картинами». Деятельность Отдела находила постоянное отраже­ние не только в церковной прессе (в «Кишинёвских Епархиальных Ведомостях»), но и в светских («Бессарабские Губернские Ведомости», газета «Бессарабец»).

Биографии руководителей Кишинёвского отдела ИППО

Со времени открытия Кишинёвского отдела ИППО (2 января 1897 г. до дня его закрытия 30 апреля 1919 г.) после Неофита (Неводчикова) его возглавляли:

1.     Иаков (Пятницкий) – 26 января 1898 г. / 12 августа 1904 г.

2.     Владимир (Сеньковский) – 12 августа 1904 г. / 16 сентября 1908 г.

3.     Серафим (Чичагов) – 16 сентября 1908 г. / 20 марта 1914 г.

4.     Платон (Рождественский) – 20 марта 1914 г. / 5 декабря 1919 г.

5.     Анастасий (Грибановский) – 10 декабря 1915 г. / 20 апреля 1919 г.

Кишинёвский отдел ИППО просуществовал 22 года и его руководители – архиереи Молдовы, в большинстве своём уникальные, одарённые и глубоко верующие люди, – многое сделали для развития Общества. Вот их биографии.

 

IЕпископ Кишинёвский и Хотинский Иаков (Пятницкий)

Митрополит Иаков (в миру Иван Алексеевич Пятницкий);

22 сентября 1844, село Брынь,  Жиздринский  уезд,  Калужская губерния (скончался в 1922 в Томске).

Возглавлял Кишинёвский отдел ИППО с 21 марта 1898 г. Его ближайшими помощниками и сподвижниками были:

товарищ председателя – Аркадий, епископ Аккерманский

 (2 января 1897 г.);

казначей – Андрей Михайлович Пархомович

(2 января 1897 г.);

кандидат казначея – протоиерей Иоанн Стефанович Бутук

(2 января 1897 г.);

делопроизводитель – Евгений Васильевич Козакевич

(2 января 1897 г.), а с 12 сентября 1903 г. – коллежский секретарь И. Г. Розминский.

Членами Ревизионной Комиссии в течение отчётного года были также лица прежние: протоиерей Л. П. Лашков, статский советник И. М. Пархомович и священник Н. В. Лашков.

 

IIАрхиепископ Владимир (в миру Филарет Алексеевич Сеньковский или Синьковский; 1845, местечко Каховка, Днепровский уезд, Таврическая губерния — 3 августа 1917, Алушта, Ялтинский уезд, Таврическая губерния) – епископ Православной Российской Церкви, 10-й архиепископ Донской и Новочеркасский. Духовный писатель.

Из семьи священника. В 1867 году окончил Херсонскую духовную семинарию и 26 сентября епископом Алексием (Ржаницыным) возведён в сан иерея.

19 октября 1875 года назначен миссионером Алтайской миссии.

10 апреля 1882 года назначен миссионером вновь учреждённой Киргизской миссии.

26 марта 1889 году возведён в сан протоиерея.

12 июля 1890 года пострижен в монашество, 21 ноября возведён в сан игумена и определён помощником начальника Алтайской и Киргизской миссий.

В 1891 году назначен начальником Алтайской и Киргизской миссий, а 22 мая возведён в сан архимандрита.

18 августа 1891 года в Александро-Невской Лавре хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии.

С 3 июня 1893 года – епископ Владикавказский и Моздокский.

Открыл Ардонскую духовную семинарию, благодаря которой во многих, даже в самых отдалённых осетинских аулах, работали ардонские воспитанники либо в сане священников, либо народных учителей.

В частых миссионерских поездках по Осетии убедил сотни осетин, что женщины имеют право ходить в храм и склонил горцев к открытию женских школ. За период с 1897 по 1907 годы число школ в Северной Осетии возросло с 14 до 70, а учащихся с 700 до 4000 человек.

С 12 августа 1904 года – епископ Кишинёвский и Хотинский.

С 16 сентября 1908 года – архиепископ Донской и Новочеркасский.

6 мая 1912 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

11 июля 1914 года уволен на покой (согласно прошению) с правом управления Московским Заиконоспасским ставропигиальным монастырём.

Скончался в августе 1917 года в Москве.

 

IIIМитрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов); 9 (21) января 1856, Санкт-Петербург – 11 декабря 1937, Бутовский полигон, Московская область) – епископ Русской Православной Церкви; с февраля 1928 года митрополит Ленинградский.

Прославлен в лике святых священномучеников Русской Православной Церковью в 1997 году. Память совершается 28 ноября (11 декабря), а также в соборе Бутовских Новомучеников и в соборе Дивеевских Святых.

Родился 9 (21) января 1856 года в Санкт-Петербурге в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова. Принадлежал к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губернии. Дед – действительный статский советник, историк Никифор Петрович Чичагов. Среди предков – адмиралы Василий Чичагов и Павел Чичагов.

По воспоминаниям протопресвитера Георгия Шавельского, «о своём дворянстве архиепископ Серафим никогда не забывал и ставил его, по крайней мере, не ниже своего архиепископства. Когда в 1913 году архиепископ Владимир (Путята), тоже бывший гвардейский офицер, был уличён в тяжких преступлениях и отдан под суд, архиепископ Серафим укорял его: «Владимир, как тебе не стыдно, ты срамишь наше дворянское сословие!»

Учился в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, окончил по первому разряду Пажеский корпус в 1875 году. Позднее вспоминал: «Мы были воспитаны в вере и Православии, но, если и выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины». Получил образование также в Михайловской артиллерийской академии.

В 1875 году поступил в чине подпоручика в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду, в связи с её упразднением переведён в 5-ю конно-артиллерийскую бригаду. Был прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады.

В 1876 году — прапорщик, затем подпоручик 1-й Его Величества батареи Гвардейской конно-артиллерийской бригады.

В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне. Награждён орденами святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (за отличие в сражениях под Горным Дубняком 12 октября и Телишем 16 октября 1877 года), святого Станислава III степени с мечами и бантом (за переход через Балканы 13-19 декабря 1877 года), святой Анны III степени с мечами и бантом (за сражение под Филиппополем 3-5 января 1878 года), саблей с дарственной надписью от императора (за осаду и взятие Плевны).

С 1878 года – поручик, с 1881 года – штабс-капитан. С 1880 года – адъютант помощника генерал-фельдцейхмейстера генерала графа Александра Баранцова. В 1881 году награждён орденом святого Станислава II степени.

В 1881 году был командирован во Францию на манёвры французских войск, изучал устройство французской артиллерии. В 1882 году награждён Кавалерским крестом ордена Почётного легиона и черногорским орденом Князя Даниила Первого IV степени.

Принимал участие в вооружении крепостей на западной границе России и оснащении болгарской армии. В 1883 году награждён Румынским Железным крестом, болгарским орденом Святого Александра III степени. В 1884 году награждён орденом Святой Анны II степени.

В 1890 году уволен в отставку, в 1891 году «для сравнения со сверстниками» произведён в полковники.

С 1878 года был духовным чадом священника Иоанна Сергиева; по благословению последнего вышел в отставку и принял духовный сан. Епархиальный орган Тверской епархии в апреле 1914 года писал в биографическом очерке о своём новом архипастыре: «О. Иоанн Кронштадтский, у которого он проходил искус послушания, благословил его быть священником».

С 1881 года – староста Преображенского собора и ктитор Сергиевского всей артиллерии собора в Санкт-Петербурге; в селе Клементьеве самостоятельно изучал богословские науки. Интересовался проблемами народной медицины (автор системы лечения организма лекарствами растительного происхождения, которая изложена им в фундаментальном труде «Медицинские беседы»). Кроме того, подготовил к публикации мемуары адмирала Павла Чичагова.

26 февраля 1893 года в московском синодальном храме Двунадесяти Апостолов (в Кремле) был рукоположён в сан диакона; 28 февраля того же года – в сан священника этого храма. На свои деньги реставрировал храм и основал при нём Общество Белого креста, имевшее целью помощь офицерским детям.

С 14 февраля 1896 года – священник храма Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, окормлял артиллерийские части Московского военного округа. До этого храм в течение тридцати лет был закрыт; отец Леонид на свои деньги реставрировал и его. В период настоятельства был награждён Болгарским орденом святого Александра «За гражданские заслуги» II степени и греческим орденом Христа Спасителя II степени.

10 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и другими архиереями хиротонисан в епископа Сухумского.

20 января 1906 года епископ Серафим передал в Румянцевский музей семейный архив адмиралов Василия Яковлевича и Павла Васильевича Чичаговых; в условиях пожертвования значилась возможность пополнять «Архив рода Чичаговых» документами и самого епископа.

С 6 февраля 1906 года – епископ Орловский и Севский.

С 16 сентября 1908 года – епископ Кишинёвский и Хотинский.

Боролся с «иннокентьевщиной» – распространённым в епархии антицерковным движением. Выступал за сохранение «чистого молдавского языка» в богослужении, против распространения «культурного румынского языка», которому, по его мнению, обучали молдаван сепаратисты.

В письме от 14 ноября 1910 года он писал: «Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло своё положение! Всё то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства, ещё немного – сектантство возьмёт верх… Никого и нет, кто бы мог понять наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчёт в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться, и духовенство катится в пропасть, без сопротивления и сил для противодействия. Ещё год – и не будет даже простого народа около нас, всё восстанет, всё откажется от таких безумных и отвратительных руководителей… Что же может быть с государством? Оно погибнет вместе с нами! Теперь уже безразлично, какой Синод, какие Прокуроры, какие Семинарии и Академии, – всё охвачено агонией, и смерть наша приближается».

16 мая 1912 года возведён в сан архиепископа.

В 1911 году был почётным председателем Всероссийского съезда русских людей в Москве.

С 17 сентября 1918 года – митрополит Варшавский и Привислинский; из-за военно-политической ситуации не смог выехать в Варшаву, жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры. С 1920 года – в Москве, где служил в различных храмах.

24 июня 1921 года было издано постановление судебной тройки ВЧК о его заключении в концлагерь сроком на два года по обвинению в том, что в случае предполагавшегося выезда в Польшу он намеревался «координировать – против русских трудящихся масс – за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». Однако был арестован лишь 21 сентября того же года, заключён в Таганскую тюрьму. Тяжело заболел и 16 января 1922 года был освобождён.

25 апреля 1922 года решением судебной коллегии ГПУ выслан в Архангельскую область. В марте 1923 года выслан в Марийскую область. 16 апреля 1924 года вновь арестован по обвинению в организации прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году; 14 июля освобождён из-под стражи по ходатайству Патриарха Тихона, но был вынужден покинуть Москву. Жил в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей на покое.

 

IVМитрополит Платон (в миру Порфирий Феодорович  Рождественский; 11 (23) февраля 1866, Грайворонский уезд, Курская губерния – 20 апреля 1934, Нью-Йорк, США) – епископ Русско-Православной Греко-Кафолической Северо-Американской митрополии, с 1921 года управляющий Северо-Американской епархией; с 1924 года – вне общения с Московским Патриархатом. Был трижды отрешён от своей должности: Патриархом Тихоном в 1924 году, Архиерейским Синодом в 1927 году, митрополитом Сергием (Страгородским) в 1933 году; второе из них было снято посмертно 13 сентября 1934 года.

Родился 11 февраля 1866 года в Грайворонском уезде Курской губернии в семье священника. Старший брат Василий – протоиерей, член III Государственной Думы от Курской губернии.

В 1886 года окончил Курскую духовную семинарию. 6 января 1887 рукоположён в священники. Четыре года был сельским священником в Курской епархии. В 1891 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию. В 1894 году был пострижен в монашество. В 1895 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний – через представление удовлетворительной печатной диссертации и публичное защищение её – и оставлен при Академии профессорским стипендиатом.

С 1896 года исполнял должность доцента.

В 1898 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Древний Восток при свете Божественного Откровения».

С 1898 года – помощник инспектора, инспектор, экстраординарный профессор Киевской духовной академии, архимандрит.

С 1902 года – ректор Киевской духовной академии.

3 июня 1902 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротония состоялась в великой церкви Киево-Братского монастыря. Чин хиротонии совершали митрополит Киевский и Галицкий Феогност, епископ Каневский Сильвестр и другие.

С 1906 года издавал журнал «Церковь и народ».

12 февраля 1907 года избран членом II Государственной Думы от города Киева.

С 8 июня 1907 года – архиепископ Алеутский и Североамериканский.

В 1909 году был вызван в Святейший Синод для присутствия.

С 20 марта 1914 года – архиепископ Кишинёвский и Хотинский.

С 5 декабря 1915 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Святейшего Синода.

12 (25) марта 1917 года группа епископов, священников и мирян во главе с епископом Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе), собравшаяся в Мцхете, провозгласила восстановление автокефалии Грузинской Церкви. Экзарху Грузии архиепископу Платону (Рождественскому) было заявлено, что он смещается с должности. Одновременно было принято решение об упразднении Грузино-Имеретинской синодальной конторы.

С 14 (27) апреля 1917 года – первоприсутствующий Святейшего Правительствующего Синода, назначенного Временным правительством.

С 13 августа 1917 года – председатель Совета по укреплению веры, митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский.

В 1917–1918 года участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора. Во время торжественного настолования Патриаха Тихона обратился к нему с приветствиями и вручил крест от Святейшего Синода. 7 декабря 1917 года избран членом Священного Синода на трёхлетний срок.

14 января 1918 года избран на Херсоно-Одесскую кафедру III Чрезвычайным Херсонским Собором; утверждён митрополитом Херсонским и Одесским 22 февраля 1918 года.

В 1920 году эмигрировал в США.

В 1921 году указом Патриарха Тихона назначен управляющим православными приходами в Америке.

27 апреля 1922 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен временно управляющим Северо-Американской епархией].

16 (29) сентября 1923 года указом Патриарха Тихона назначен управляющим Алеутской и Североамериканской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией/8/.

28 декабря 1923 (10 января 1924) года Патриарх Тихон направил митрополиту Платону послание о вызове его в Москву для канонического суда над ним.

Обновленческий «митрополит» Иоанн Кедровский, назначенный 16 октября 1923 года управлять приходами в Америке, повёл решительную борьбу против митрополита Платона (Рождественского), который неоднократно высказывался против большевиков. ОГПУ потребовало от Патриарха смещения митрополита Платона и вызова его в СССР для церковного суда. 3 (16) января 1924 года Патриарх выпустил подобное распоряжение, однако вопрос о преемнике митрополита оставил открытым. В этих условиях митрополит Платон остался управлять епархией и не подчинился указу из Москвы.

С 20 марта (2 апреля) по 22 марта (4 апреля) 1924 года в Детройте было созвано собрание клира и мирян Северо-Американской епархии (первоначально без участия митрополита Платона), постановившее «временно объявить Русскую Православную епархию в США самоуправляющейся Церковью»; митрополит Платон был избран её главою, ему было вверено доверительное управление имуществом всех церквей. Несмотря на то, что на последнем заседании Детройтского собора митрополит Платон уже присутствует в качестве председателя и получает от Собора право ношения второй панагии и преднесения креста (то есть внешних знаков отличия Предстоятеля Церкви), на словах он оставался лоялен РПЦЗ.

Скончался 20 апреля 1934 года, находясь вне общения с Московской Патриархией. 19 апреля 1946 года в ходе неудавшейся попытки примирения с североамериканской паствой, по её просьбе, Патриарх Алексий I разрешил совершать панихиды по митрополиту Платону с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное запрещение считалось посмертно снятым.

 

VМитрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский; 6 /18/ августа 1873, село Братки, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния – 9 /22/ мая 1965, Нью-Йорк) – епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, второй, после митрополита Антония (Храповицкого), председатель Архиерейского Синода РПЦЗ.

Родился в семье сельского приходского священника. Окончил Тамбовское духовное училище, затем Тамбовскую духовную семинарию, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия.

В апреле 1898 года Тамбовским епископом Александром (Богдановым) в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре был пострижен с именем Анастасий – в честь преподобного Анастасия Синаита; 23 апреля рукоположён тем же архиереем во иеродиакона, вскоре – во иеромонаха. С июля 1901 года состоял на должности ректора Московской духовной семинарии в сане архимандрита.

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с местопребыванием в Даниловом монастыре.

Принимал участие в подготовке к Романовским торжествам, возглавляя в Москве церковную юбилейную комиссию, принимал участие в юбилейных торжествах в Москве в мае 1913 года в Высочайшем присутствии.

14 мая 1914 года переведён на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру.

10 декабря 1915 года – на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру.

6 мая 1916 года возведён в сан архиепископа.

22 мая того же года, по ходатайству архиепископа Анастасия, в Бессарабию пригласил монашествующих русских монастырей центральной Россию с целью повысить культурный уровень бессарабских монахов.

Участвовал в занятиях Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов, возглавлял Отдел церковного имущества и хозяйства, возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации новоизбранного Патриарха; был избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви.

В октябре 1918 года, по указанию Патриарха Тихона, выехал из Москвы в Одессу в надежде восстановить прерванные, ввиду оккупации губернии румынскими войсками, связь с Бессарабией, которая в церковном отношении была включена в состав Румынской Церкви. Отказался от предложения румынского Синода войти в его состав; в 1919 году уехал в Константинополь и пребывал там в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.

Скончался 25 мая 1965 года в Нью-Йорке

И сегодня нельзя без волнения читать слово пастыря – архиепископа Анастасия, произнесённое в Иерусалиме 5 (18) июля 1925 года «Светлой памяти Великой княгини Елисаветы Феодоровны»:

«Не всякому поколению суждено встретить на своём пути такой благословенный дар неба, каким явилась для своего времени Великая княгиня Елисавета Феодоровна.

Это было редкое сочетание возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещённого ума, нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезмерно тонкой и многогранной душевной организацией. Самый внешний облик её отражал красоту и величие её духа: на её челе лежала печать прирождённого высокого достоинства, выделявшего её из окружающей среды. Напрасно она пыталась иногда под покровом скромности утаиться от людских взоров: её нельзя было смешать с другими. Где бы она ни появлялась, о ней всегда можно было спросить: «Кто эта блестящая, как заря, светлая, как солнце?» (Песн. 4:10).

Она всюду вносила с собой чистое благоухание лилии; быть может, поэтому она так любила белый цвет: это был отблеск её сердца. Все качества её души строго соразмерны были одно с другим, не создавая нигде впечатления односторонности. Женственность соединялась в ней с мужеством характера; доброта не переходила в слабость и слепое безотчётное доверие к людям; дар рассуждения, который так высоко ставят христианские подвижники, присущ был ей во всём, даже в лучших порывах сердца. Быть может, этими особенностями своего характера она обязана быть отчасти своему воспитанию, которое получила под руководством своей бабки по матери английской королевы Виктории».

Заседания и общие Собрания Отдела

Сохранились архивы газеты «Кишинёвские епархиальные ведомости» того времени. Мы располагаем Отчётом о деятельности Кишинёвского отдела ИППО за время с 1 марта 1903 года по 1 марта 1904 года.

В отчётном 1903 году Кишинёвский Отдел, под предводительством Преосвященнейшего Иакова, епископа Кишинёвского и Хотинского, имел 9 заседаний и 1 общее собрание.

В заседаниях от 30 июня и 30 декабря 1903 года и 27 февраля 1904 года должностные лица Отдела проверяли приходно-расходную книгу и рассматривали рапорты благочинных и других лиц, при которых присылались в Отдел разные денежные поступления и другие текущие дела. В заседаниях от 22 сентября 1903 года и 6 февраля 1904 года должностные лица Отдела рассуждали об устройстве чтений о Святой Земле, причём рассмотрены были и утверждены рапорты казначея Отдела о лицах, изъявивших готовность вести в городе Кишинёве упомянутые чтения в октябре, ноябре и декабре 1903 года, в январе и феврале 1904 года, а также в первую половину будущего 1904–1905 гг.. В заседаниях от 24 марта 1903 года рассмотрен и утверждён составленный казначеем Отдела отчёт о деятельности Кишинёвского Отдела за 1902–1903 год. В заседаниях от 20 ноября 1903 года состоялось увольнение (по прошению) надворного советника Евгения Козакевича от должности делопроизводителя Кишинёвского отдела Палестинского Общества и поручение, согласно резолюции Преосвященнейшего Иакова, епископа Кишинёвского и Хотинского, от 12 сентября 1903 года, по передаче делопроизводства Отдела секретарю при епархиальном архиерее коллежскому секретарю Иоанну Розмаинскому, причём предложено Отделом Евгению Козакевичу сдать вновь назначенному делопроизводителю Иоанну Розмаинскому все дела, бумаги, книги, листки, брошюры и картины Кишинёвского отдела, находящиеся в заведовании его, Козакевича, со 2 января 1897 года по 12 сентября 1903 года, и, по сдаче одним и приёме другим, представить Отделу список сданного и принятого, за подписью обоих – Козакевича и Розмаинского; 26 ноября того же 1903 года, на основании донесения священника св. Благовещенской церкви г. Кишинёва К. Парфеньева на имя казначея Отдела А. М. Пархомовича, «что в ночь с 20 на 21 ноября 1903 года совершена неизвестными злоумышленниками покража вещей и денег из разных кружек, находившихся в св. Благовещенской церкви г. Кишинёва, в том числе взломана и кружка в пользу Православного Иерусалима и Святой Земли и деньги из неё похищены ( около 5-6 рублей), состоялось постановление Отдела: «Разбитую неизвестными злоумышленниками кружку исправить и, опечатав, вновь препроводить таковую причту св. Благовещенской церкви г. Кишинева»; и 14 февраля 1904 года, на основании докладной записки казначея Отдела А. М. Пархомовича «о назначении особой Комиссии из членов Кишинёвского отдела для выемки из 14 кружек, находящихся в 14 церквях г. Кишинёва и счета денежных пожертвований, опущенных в оныя благотворителями», и последовавшей за запиской резолюции Преосвященнейшего Председателя Отдела Иакова, епископа Кишинёвского и Хотинского, Отделом постановлено: «В состав Комиссии назначаются игумен Иоаким и благочинный градских Кишинёвских церквей священник И. Савва, сама выемка имеет быть произведена 25 февраля 1904 года в келии Игумена Иоакима, о чём и уведомить назначенных в состав Комиссии, препроводив им 2 листа протокола и ключи от кружек».

Общее собрание, которое в то же время было и годичным, Отдел имел 30 марта 1903 года, в Вербное Воскресение. Оно состоялось по совершении Божественной литургии в Кишинёвском кафедральном соборе Преосвященнейшим Иаковом, епископом Кишинёвским и Хотинским, в 1 час пополудни в помещении, занимаемом Преосвященнейшим Иаковом и под председательством Его же Преосвященства. Перед открытием Собрания архирейским хором была пропета праздничная стихира. Затем, по предложению Преосвященнейшего председателя Отдела, собранием выслушаны были прочитанные казначеем Отдела: !)Рескрипт Его Императорского Высочества Великого князя Сергия Александровича на имя Его Преосвященства Преосвященнейшего Иакова, епископа Кишинёвского и Хотинского, от 31 декабря 1902 года (№ 29) с выражением душевной признательности Его Императорского Высочества Его Преосвященству по поводу увеличения Вербного сбора по Кишинёвской епархии в 1901–1902 гг. и за постепенное, вполне успешное развитие состоящего под предводительством Его Преосвященства».

Устройство чтений и собеседований о Святой Земле и Обществе

«В Кишинёвской епархии в 1903–1904 гг. чтения о Святой Земле велись, главным образом, духовными лицами в 40 пунктах (в 1902–1903 гг. в 37 п.) – в Кишинёве в 23 и в уездах в 17 пунктах – 55 устроителями, что из 203 чтений произведено: 121 в церквах, 79 в школах и в учебных заведениях. Всех слушателей было 39 622, наибольшее количество слушателей было каждый раз в Трёх-Святительской семинарской церкви (420-520), в Кишинёвском епархиальном женском училище и церкви при нём (350-650) и особенно в Свято-Успенской церкви Татарбунар, Аккерманского уезда (750-1000 и более).

Материалом для чтений о Святой Земле служили присланные Канцелярией Совета Общества различные брошюры о Святой Земле и Палестинском Обществе.

Во всех местах, где производились чтения, они предварялись и сопровождались пением соответствующих предметам чтений о духовных песнопениях и молитв, а также народных гимнов.

Во многих местах на чтениях раздавались полученные Палестинские листки и виды Иерусалима и Святой Земли. Чтения иллюстрировались туманными картинами на экранах, при посредстве волшебных фонарей. Чтения посещались весьма охотно, с удовольствием, особенно такие, которые сопровождались туманными картинами».

Для повышения престижности были предусмотрены дипломы и специальные знаки ППО, причём дипломы соответствующего содержания выдавались каждой из трёх категорий членов (ст. 28), а знаки – лишь почётным членам (золотые) и внёсшим пожизненный взнос действительным (серебряные) и членам-сотрудникам (бронзовые) (ст. 29). Рисунок знака был Высочайше утверждён 12 июня 1882 года. Знак представлял собой «золотой греческий крест, сверху щит, посредине которого на белом эмалевом фоне – золотая монограмма Христа между греческих букв Альфа и Омега. Кругом щита надпись: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». На обороте щита на белом эмалевом поле надпись: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима». Знаки должны были носиться на шее на голубой, с двумя узкими красными каёмками, ленте.

Иван Рябухин, секретарь Одесского отделения ИППО

 
Поделиться: