Члены ИППО посетили Николо-Перервинский монастырь в рамках программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах»

16 ноября 2018 года действительные члены ИППО заместитель руководителя и член Совета Московского областного отделения ИППО Александр Панин и заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) в рамках уникальной программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах» посетили бывший Николо-Перервинский мужской монастырь, а ныне Патриаршее подворье.

Заместитель директора историко-исследовательского центра «Архивное дело», заместитель руководителя Московского областного отделения ИППО, председатель правления Благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Панин и заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) на протяжении нескольких лет активно работают в рамках программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах».

Целью этой программы является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути.

Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры.

4 июня 2014 года Председатель ИППО Сергей Степашин, выступая на международном VI семинаре для руководителей отделений Императорского Православного Палестинского Общества в Великом Новгороде, высоко оценил работу фонда в рамках этой программы: «Сейчас члены нашего Общества изучают на местах историю отделов Палестинского Общества и судьбы его членов. На это направлен и совместный проект ИППО и Фонда «Возрождение культурного наследия», возглавляемого нашими членами Александром Николаевичем Паниным и Семёном Яковлевичем Ваксманом, под названием «Возвращение памяти: история ИППО в регионах». Этот проект открывает нам не только забытые имена и судьбы дореволюционных членов, но и места их последнего пристанища, способствует увековечиванию их памяти путём установки мемориальных досок, издания книг».

Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу реки Москвы, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, она была тихим островком среди житейского моря. За красоту окружавшей её природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удалённость от мирской суеты её любили, посещали такие замечательные иерархи Русской Церкви, как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский).

История монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчёркивает её основные вехи.

Примечательно название монастыря, полученное им от близлежащей местности, – «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенское, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в своё время произнёс митрополит Московский Платон: «Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печётся о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперёд по тому пути, на который ты так успешно ступила».

Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом», законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I, ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей.

Один из самых просвещённых людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удалённый от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время ещё архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской.

Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нём заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал своё особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках.

Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она всё время находилась в цветущем состоянии и по отзыву самого основателя своего «многих произвела успешных учеников и добрых священников».

Два преемника митрополита Платона по Московской кафедре – архиепископ Августин (Виноградский, с 1812 по 1819 г.) и митрополит Серафим (Глаголевский, с 1819 по 1821г.) – были воспитанниками Перервинской семинарии.

В XVIII–XIX веках к монастырю были приписаны часовни в Москве – в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города и Иверская у Воскресенских ворот Китай-города.

В 1904–1908 годах был построен монументальный собор во имя Иверской иконы Божией Матери в русско-византийском стиле (архитектор П. А. Виноградов).

С 1882 года по 1908 год обитель находилась под управлением действительного члена ИППО архимандрита Викентия.

Архимандрит Викентий, скончавшийся 12 августа 1908 года, был хорошо известен всей Москве. Он отличался «необыкновенным смирением, выдающимся трудолюбием и снискал всеобщую любовь и уважение от братии и от многочисленных сослуживцев и почитателей».

Его служение было тесно связано и с Нижегородской землёй, что особенно близко архимандриту Тихону. С 1875 года отец Викентий осуществлял своё служение в Нижегородском Богородицком Оранском монастыре, а с 1876 года нёс послушание эконома Нижегородского Архиерейского дома.

Также в этой обители долгие годы проживал ещё один выдающийся деятель Палестинского Общества – духовный писатель архимандрит Никифор (Бажанов).

Главным трудом архимандрита Никифора является Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия, написанная им в 1890–1891 годы. Согласно предисловию отец Никифор имел целью дать ответы «почти на большую часть вопросов библейской археологии, архитектуры, астрономии, географии, биографии библейских деятелей, ботаники, священной библиографии, военной науки, зоологии, земледелия, искусств, минералогии, метеорологии, медицины, математики, нумизматики, педагогики, физики, этнографии». Составленная им энциклопедия включает около 7500 объяснений различных понятий из книг Ветхого и Нового Заветов.  

Александр Панин и архимандрит Тихон внимательно осмотрели территорию обители, возложили цветы к подножию памятника выдающемуся иерарху Русской Православной Церкви митрополиту Платону (Левшину).

На месте бывшего монастырского некрополя, возле памятника пострадавших в годы гонений за веру, действительные члены ИППО Александр Панин и отец Тихон трижды пропели «Вечная память» и вознесли молитвы об упокоении архимандритов Викентия и Никифора.

Поделиться: