Воскресенский собор – храм в «Городе русского сердца»

Грибков В.М.
Город Кашин занимает особое место в православной жизни тверской земли, ведь местные владыки всегда именовались и именуются «Тверскими и Кашинскими». Настоятелем Воскресенского кафедрального собора в Кашине и сегодня является митрополит Тверской и Кашинский Виктор.

Впервые Воскресенский собор упоминается в летописях в 1382 году. В нём 6 мая 1382 года был погребён кашинский князь Василий Михайлович – младший сын святого благоверного князя Михаила Тверского.

В одном из путеводителей по Тверской области можно прочитать, что Воскресенский собор, главная святыня города, упоминается в летописях с древних времён. За это время его несколько раз перестраивали, пока он не стал самым большим в Тверской епархии. Собор вмещал 7000 человек – всё население дореволюционного Кашина.

Воскресенский собор. Фотограф: В.А. Колотильщиков, нач. XX в.

Воскресенский собор. Фотограф: В. А. Колотильщиков, нач. XX в.

Собор находится в центре древнего кремля в обрамлении реки Кашинки, которая делает причудливую петлю в виде сердца. Отсюда и название Кашина – «Город русского сердца».

Период строительства современного собора довольно большой: с 1796 по 1867 год, хотя датой окончания основной части собора считается 1817 год.

Внимательный читатель обязательно обратит внимание на то, что, несмотря на всю необычность этого строения, мы не находим упоминания об авторе проекта и об архитекторе, создавшем такое удивительное сооружение. В нашем случае речь идёт сразу о двух людях. И это первая загадка.

И если об авторе 70-метровой колокольни, которую в 1855 году пристроили к зданию собора, информации достаточно – им был Эрнест Иванович Фольрат, который родился в 1823 году в Саксонии, переехал затем в Россию и обосновался в Петербурге. Эрнест Фольрат с 1839 года являлся «вольноопределяющимся учеником» Академии художеств, которую он успешно закончил в 1845 году в звании академика архитектуры.

Спустя 17 лет после строительства колокольни на ней были установлены куранты. К этим удивительным часам мы ещё вернёмся, а пока попытаемся установить, кто же на самом деле был автором главного здания собора. В результате наших изысканий удалось выяснить, что автором проекта вполне мог быть русский архитектор Абрам Иванович Мельников (1784–1854), академик Петербургской академии художеств. Но так ли это на самом деле? Что связывает Мельникова с тверской землёй?

Дело в том, что по проекту Абрама Ивановича был построен главный Никольский собор (1819) Николо-Теребенской пустыни, ныне Максатихинский район Тверской области, о чём подробно рассказал в своей статье известный тверской краевед Денис Ивлев «Максатихинский район. Николо-Теребенский монастырь. Забытый архитектор Теребенского собора».

Пока Никольский собор находился в разрушенном состоянии, сложно было обнаружить его сходство с Воскресенским собором города Кашина. Но чем дольше идёт восстановление собора, тем больше обнаруживается сходство между этими двумя сооружениями, что не может не свидетельствовать в пользу того, что именно проект Мельникова был взят за основу при создании кашинского собора или наоборот. Именно так – взят за основу. И это ещё одна загадка, которую предстоит решить в будущем. А пока мы можем лишь высказать свои предположения.

Оказывается, Мельников принимал участие в двух конкурсах на лучший проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и собора Христа Спасителя в Москве, но, несмотря на то, что его проекты признавались одними из лучших, реализованы были те, которые соответственно принадлежали Монферрану и Тону. Вполне можно предположить, что в проектах соборов в Максатихинском районе и Кашине присутствуют черты проекта Мельникова для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, учитывая, в том числе, и его грандиозные масштабы.

В пользу нашей версии говорит ещё один факт. В городе Рыбинске Ярославской области по проекту А. И. Мельникова был воздвигнут грандиозный Спасо-Преображенский собор, строительство которого велось с 1838 по 1851 год, который также очень похож на кашинский собор, но превосходит его своими размерами. Интересный факт. Если в Кашине колокольня появилась значительно позже, то в Рыбинске – наоборот, собор как бы пристраивали к уже построенной 100-метровой колокольне. Кто знает, может быть, в этом ряду мельниковских соборов именно рыбинский является наиболее близким к его нереализованному проекту Исаакиевского собора.

И ещё одна тема, мимо которой мы не можем пройти. Несмотря на то, что рыбинский собор внешне выглядит более внушительно, считается, что вместить он может только… 4 тыс. человек, и это не может не поставить под сомнение вместимость кашинского собора в 7 тысяч человек.

Но на этом загадки Воскресенского собора не заканчиваются. Как мы уже говорили, на колокольне Воскресенского собора были установлены куранты, которые исправно делают своё дело и сегодня, сообщая своим боем точное время жителям и гостям этого старинного купеческого города.

Считается, что они были привезены из Лейпцига в 1872 году, где были куплены на средства кашинского купца Терликова. Но эту информацию уточнили сотрудники Кашинского краеведческого музея, которые обнаружили на часовом механизме надпись: «Братья Бутеноп в Москве».

Известно, что братья Иоганн и Николай Бутеноп прибыли в Россию из Дании в 1830 году. В Москве они занялись производством башенных часов и других механизмов. Именно они занимались реконструкцией курантов на Спасской башне Кремля в 1852 году и вполне возможно, что они же приглашались и в Кашин, о чём и говорит обнаруженная надпись.

Город Кашин расположен в 150 км от Твери, но из Москвы проще доехать через Сергиев Посад и Калязин – путь составит всего 200 км.

Библиография

1. Денис Ивлев «Максатихинский район. Николо-Теребенский монастырь. Забытый архитектор Теребенского собора»

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России. Автор фото: Ольга Никитина

Поделиться: