Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

Этот монастырь, расположенный в селе Ножкино на берегу Чухломского озера, был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Так выглядел монастырь в 1899 году.

Согласно преданиям преподобный Авраамий родился в Ростове Великом, его мирское имя и год рождения нам неизвестны. По сообщению его древнейшего жития, опубликованном незадолго до революции, первоначально преподобный Авраамий подвизался в Вознесенском Печерском монастыре вблизи Нижнего Новгорода, откуда перешёл в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Сергием.
 
Проведя в обители в радонежских лесах несколько лет, преподобный Авраамий, как говорится в его житии, «по мнозех же трудах и пощении... высхотя конечного безмолвия и просяще на то благословения руководца своего, святого отца Сергия». Преподобный Сергий, «видев успех и тщание его <...> благослови блаженного Авраамия идти в пустыню».
 
В поисках места для уединения преподобный Авраамий ушёл из Троице-Сергиева монастыря в костромские пределы, в тогдашнее Галичское княжество. В житии сказано, что «Богом водим» преподобный «прииде к озеру Галичскому». С этого времени начинается служение святого на костромской земле. Уединённо живущий на берегу Галичского озера подвижник, как магнитом, притягивает к себе людей – и мирян, и иноков. Вскоре происходит чудесное явление преподобному иконы Божией Матери Умиление (позднее Авраамия на образах будут всегда изображать с этой небольшой иконой в руках). На протяжении нескольких десятилетий преподобный Авраамий последовательно основывает в галичско-чухломском крае четыре монастыря, посвящённых Божией Матери (не зря писатель Борис Зайцев называл его «верным рыцарем Святой Девы»).
 
Первым таким монастырём стал Авраамиев Заозерский (или Новоезерский) монастырь Успения Божией Матери на берегу Галичского озера, вторым – Авраамиева Великая пустынь Положения пояса Пресвятой Богородицы, третьим – Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге. Последним, четвёртым, монастырём преподобного Авраамия стал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный им на северном берегу Чухломского озера на месте древнего чудского «городца».
 
В житии святого говорится, что за полгода до кончины преподобный Авраамий, оставив вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия, уходит «в малую часовню, яже на едино поприще от монастыря». Последние 6 месяцев жизни преподобный провёл, «безмолвствуя един и единому Богу беседуя в молитвах и всенощном стоянии». Согласно житию преподобный Авраамий преставился 20 июля (2 августа) 1375 года, однако большинство историков полагает, что его смерть произошла несколько позднее, так как в житии говорится о встречах святого с галичским князем Юрием Димитриевичем (сыном Димитрия Донского), получившим Галич в удел в 1389 году. Преподобного Авраамия Галичского и Чухломского причислили к лику святых в 1553 году (по другим данным – в 1621 году). Его житие было составлено на рубеже 50-х годов XVI века игуменом Авраамиево-Городецкого монастыря Протасием.
 
На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. Каменное строительство в нём началось в XVI веке. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского в обители заложили первый каменный храм – пятиглавый, двухстолпный и трёхапсидный собор Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (скончавшегося в день Илии Пророка).
 
Из-за свержения в 1610 году царя В. И. Шуйского и последующих событий Смутного времени собор закончили лишь в 1631 году (его освящение состоялось в 1632 году). Каменное строительство в монастыре возобновилось в середине XVII века. В начале 50-х годов были возведены Святые врата с надвратным одноглавым Никольским храмом. Во второй половине XVII века (точная дата не известна) был построен увенчанный тремя шатрами двухэтажный собор честь Рождества Христова (к сожалению, этот храм разобрали в 60-годы XIX века).
 
Строительство обители продолжалось и в XVIII–XIX веках. В 1764–1768 годах монастырь окружила каменная ограда с четырьмя небольшими угловыми башнями. В 1857-м году Ильинский придел над гробницей преподобного Авраамия разобрали, взамен его к Покровскому храму был пристроен пятиглавый четырёхстолпный собор во имя иконы Божией Матери Умиление, освящённый в 1867 году. В 70-х годах XIX века над монастырём вознеслась высокая пятиярусная колокольня.
 
В ХV–ХIХ веках Авраамиево-Городецкий монастырь на берегу озера являлся основной обителью Чухломского края, главным центром его духовной жизни. На монастырском кладбище издавна хоронили представителей местных дворянских родов. В обители были погребены княжна Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя М. Ф. Романова), многочисленные представители рода Лермонтовых (в том числе, как полагают, и основатель рода обрусевший шотландец Джордж Лермонт), князей Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и других.
 
На начало XX века основными святынями обители являлись мощи преподобного Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе во имя иконы Божией Матери Умиление, икона Божией Матери Умиление – старинный список с иконы, явленной преподобному на берегу Галичского озера. В начале 1896 года на средства местных крестьян- отходников, проживавших в Петербурге, над местом упокоения мощей преподобного Авраамия была установлена серебряная рака (вес 4 пуда 48 фунтов), украшенная чеканными изображениями из жизни святого, – выдающийся памятник ювелирного искусства того времени. 28 января 1896 года при большом стечении народа рака была освящена епископом Костромским и Галичским Виссарионом (Нечаевым).
 
Накануне революции монастырь обладал большим образцово-организованным хозяйством, в котором применялись новейшие сельскохозяйственные машины, приобретались лучшие сорта семян, удобрений. Четыре ярмарки, ежегодно проходившие возле стен обители (Крестоходовая – 3 июля, Авраамиевская – 19 июля, Ильинская – 20 июля, Покровская – 1 октября), играли большую роль в экономической жизни Чухломского и соседних с ним уездов. В гостинице монастыря, кроме богомольцев, находили ночлег партии рабочего люда, приходящего на заработки и в отхожий промысел. Налаженная многовековая жизнь обители на берегу Чухломского озера круто изменилась после революции. В 1922 году вместе с другими монастырскими ценностями, являвшимися в основном вкладами, была изъята серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия (сама гробница, к счастью, избежала в советское время вскрытия). В 20-е годы, потеснив монахов, в монастыре разместился большой детдом, просуществовавший здесь до середины 30-х годов. 
 
 
В конце 1928 года Авраамиево-Городецкий монастырь был окончательно закрыт (обращения верующих во ВЦИК, разумеется, ни к чему не привели). В середине 30-х годов в бывшей обители разместилась Жаровская машинно-тракторная станция, причём в Покровском соборе, воздвигнутом над мощами преподобного Авраамия, были поставлены трактора (толстый слой мазута, покрывший пол в храме в это время, сохранялся в нём и несколько десятилетий после ликвидации МТС в конце 50-х годов). В 30-е годы ансамбль обители понёс большие утраты: была разрушена большая часть ограды, стёрто с лица земли монастырское кладбище.
 
После ликвидации МТС единственным хозяином в монастыре оставалась неполная средняя школа, размещавшаяся в корпусе бывших келий. С её закрытием в 1975 году бывшая обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, оказалась окончательно заброшенной, всё больше и больше превращаясь в руины, зарастающие травой, кустарниками и деревьями...
 
Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен. 25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращён Костромской епархии, началась большая работа по его восстановлению, возглавляемая наместником обители архимандритом Никандром (Анпилоговым).
 
За минувшие годы в обители сделано немало: возрождены храмы, на колокольне вновь установлены колокола, звон которых, как и века назад, вновь разносится над окрестностями, над гладью озера. В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых – «Лермонтов во всём мире», в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребённых в стенах обители. Лампада монашеского делания вновь возжена в одной из древнейших обителей костромского края.
 
«О, преблаженне и богоносне отче наш. Авраамие, изрядный чудотворче! Прииме сие малое, приносимое тебе, моление наше, и умоли Господа и Пречистую Его Матерь избавити обитель сию, всех нас и вся грады и страны христианская от всех зол и бед, паче же избегнути скверн мира и очиститися от страстей греховных, да сподобимся и мы, в покаянии живот свой скончавше, небесных селений достигнути, и в них вместе с тобою во Святей Троице славимому Богу вечно воспевати: Аллилуиа».
 
«Как тело Господа, когда вошёл Он на гору, прославилось и преобразилось в Божественную славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в тот день будет преизливаться вовне – на тела их, потому что ещё ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: «и святяй бо и освещаемии, от Единаго» (Евр. 2: 11); и: «славу, иже дал еси Мне, дах им» (Ин. 17: 22). Как одним огнём зажигаются многие светильники, так необходимо и телам святых – этим членам Христовым – соделаться одним и тем же с Самим Христом» (преподобный Макарий Египетский «Духовные беседы»).
 
Святыни монастыря:
  • святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;
  • старинный покров от раки с мощами преподобного;
  • колодец, ископанный основателем монастыря прп. Авраамием.
Адрес: Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино.
 
Автор: протоиерей Димитрий Сазонов, председатель Костромского отделения ИППО. Фото: Костромские-деревни.рф

 

Поделиться: