Приглашаем в Святую Землю

Вышло в свет 2-е исправленное и дополненное издание «Святая Земля: история и наследие. Православный путеводитель», автором которого является заместитель председателя ИППО, доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой – один из лучших специалистов в стране по Святой Земле.

В силу ограниченности тиража книги она по-прежнему остаётся недоступна всем тем, кто интересуется историей христианства, хочет посетить святые места и прикоснуться к христианским святыням. По просьбам посетителей сайта Императорского Православного Палестинского Общества мы начинаем публиковать отрывки из Православного путеводителя. С ними можно будет ознакомиться в разделе «Паломничество и туризм».

Публикации открывает описание святынь, которым можно поклониться в паломничествах по Святой Земле. Паломнический Центр ИППО «Святая Земля» приглашает на праздник Преображения Господня (19 августа)

Паломничество состоится с 16 по 23 августа 2017 года, 8 дней / 7 ночей

Фавор – гора Преображения

Праздник Преображения Господня относится к числу евангельских, то есть непосредственно связан с событиями земной жизни Спасителя.

Рассказ, сохранённый (с вариациями и взаимодополнениями) у Матфея (17, 1–13), Марка (9, 1–9) и Луки (9, 28–36), почти во всех деталях совпадает. Хотя надо помнить, что ни один из Евангелистов не был очевидцем события, каждый из них мог слышать о нём от одного из трёх апостолов-очевидцев, чем и объясняются некоторые различия.

…Взял Иисус Петра, Иоанна и Иакова, поднялся «особо» с ними троими на высокую гору – «и преобразился пред ними (то есть у них на глазах. – Н. Л.): и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».

Таков первый рассказ о Преображении по Матфею. У Марка соответственно читаем: «И преобразился пред ними: одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить».

Гора Фавор. Вид от горы Свержения в Назарете

Гора Фавор. Вид от горы Свержения в Назарете

Третий синоптический контекст – Евангелие от Луки. «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающей. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало свершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоящих с Ним» (Лк. 9, 28–32).

В приведённых стихах наличествуют крайне важные уточнения. Во-первых, Евангелист Лука – и только он – дважды подчёркивает значение молитвы как стержня и двигателя события. Поднялся на гору «помолиться» и преобразился – «когда молился».

Есть и свидетельства очевидцев, о которых не всегда вспоминают, говоря о Фаворе. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его – славу, как Единородного, от Отца» (Ин. 1, 14). И апостол Петр: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням (дословно «мифам». – Н. Л.) последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принёсся к нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принёсшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на Святой Горе» (2 Петр. 1, 16–18).

Гора, не названная по имени ни Евангелистами, ни апостолом Петром, это, по раннему церковному преданию, начиная со святого Кирилла Иерусалимского и блаженного Иеронима, – гора Фавор, возвышающаяся почти ровным конусом среди зелёной равнины Ездрелон – древней житницы всей округи, самой плодородной долины Палестины. Первый русский человек, увидевший воочию Фаворскую гору, описал её в начале XII века очень образно и точно: «Выше же Фаворская гора всего, что вокруг неё, и стоит уединённо, отдельно от всех гор, посреди поля очень красиво – как искусно смётанный стог – круглый, высокий, велик ободом. Высотой гора, если стрелять сверху, в четыре полёта стрелы, а если стрелять снизу – и в восемь раз не дострелить. (Высота вершины над равниной 588 метров – Н. Л.). Гора вся каменная, подниматься на неё трудно, идти приходится луками (то есть серпантином. – Н. Л.) и путь тяжек».

Православный монастырь на Фаворе восстановлен сравнительно недавно – во второй половине XIX века. Инициатором возрождения православного иночества на горе Преображения (древнейшая церковь относилась ещё ко времени святой царицы Елены, к 330 годам) был молдавский старец Иринарх (1767–1859), ученик знаменитого Паисия Величковского. После многих лет тайного молитвенного подвига в пещере Мелхиседека, Иринарх на средства жертвователей, в том числе из России, смог приступить к сооружению храма. Довести строительство до конца подвижнику не удалось. Он умер в день Рождества Христова 25 декабря 1859 года, а храм был освящён патриархом Иерусалимским Кириллом II тремя годами позже – в праздник Преображения 6 августа 1862 года. Место погребения основателя обители отмечено мемориальной доской, справа от алтаря.

С началом православного строительства оживились и францисканцы. Правда, им турецкие власти разрешили строительство не сразу. Поневоле пришлось обратиться за моральной поддержкой к православным. Митрополит Назаретский Нифонт выдал необходимую грамоту, подтверждающую, что во все предыдущие годы католические монахи, приходя из Назарета, неопустительно совершали службу среди древних руин на Фаворе в праздник Преображения. (На паритетных началах францисканцы выдали, на всякий случай, грамоту точно такого же содержания представителям Православной Церкви.)

В результате, в 70-е годы,  годы XIX столетия, Фавор был полюбовно поделён между православными и францисканцами. Обе стороны воздвигли строго по линии размежевания прочные каменные ограды своих владений с узкой, метра два шириной, «нейтральной» дорожкой между ними. Вскоре после православного храма Преображения появился над восточным обрывом Фавора и католический – совсем маленькая базилика, посвящённая тому же празднику.

Знаменательно, что учение об умной молитве, осиявающей подвижника светом Фаворским, свершив назначенный круг, вернулось чрез школу преподобного Паисия Величковского к начальной точке – к умной молитве Преображения.

По свидетельству инокинь русского Горненского монастыря, ежегодно встречающих с паломниками на Фаворе, в ограде православной обители, рассвет дня Преображения, каждый раз 6 августа наблюдается здесь в это предутреннее время чудесное схождение облаков, заставляющих живо вспомнить «светлое облако», осенившее апостолов, по рассказу Евангелиста Матфея. «И когда мы пели тропарь и песнопения праздника, облако двигалось к нам, – рассказывает монахиня Мария (Юрчук) в своей книге «Святая Земля: чудо огня и хвала облаков», – и когда мы уставали и умолкали, облако тоже останавливалось, а потом шло в направлении начинавшего пение другого хора, в другой стороне монастырского сада». По мнению очевидца, тонкие облака эти не производили впечатления обычных метеорологических образований, но представляли собою как бы именно «облака света...

Из книги Н. Н. Лисового «Святая Земля: история и наследие. Православный путеводитель», издание 2-е, исправленное и дополненное, 2017 г.

Автор фото: Владимир Шелгунов

Поделиться: