Заместитель руководителя Московского областного отделения ИППО Сергей Забурниягин в составе группы паломников прошел путь от Москвы до Соловков

В конце августа 2021 г. на Соловках завершилась экспедиция, которая проходила по маршруту Великого русского северного пути. Около десяти человек подвижников-энтузиастов прошли путь почти в две тысячи километров от Москвы до Соловецкого монастыря.

Экспедиция стартовала 10 июня, в день Вознесения Господня, с Манежной площади, с «Нулевого километра», откуда начинается отсчет всех дорог России. Накануне, 9 июня, в Московском Новоспасском монастыре служился молебен перед началом паломничества. Проводил его митрополит Воскресенский Дионисий и благословил кресноходцев в паломнический путь. Инициатором мероприятия выступил Фонд сохранения культурного наследия Русского Севера «Дорогами Ломоносова».

Этим древним маршрутом в давние времена шли ученики преподобного Сергия и основывали на Русском Севере монашеские обители, двигались промышленники и купцы, уходили в поисках лучшей жизни на поморскую вольницу к берегам Баренцева и Белого морей простые крестьяне.

Нынешние паломники, среди которых были профессиональные путешественники, спортсмены, священники, представители общественных организаций, решились идти путем древних отцов, как говорится, по зову сердца. Путь к соловецким святыням проходил через Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую, Архангельскую области и Карелию. В течение двух с лишним месяцев паломники шли, чтобы доставить на Соловки икону святого благоверного князя Александра Невского и на Кий-остров образ «Кийский крест с предстоящими». По старому Онежскому тракту кресноходцы добрались до Белого моря, а перед тем, как из Кеми отправиться на пароме в Соловки, побывали на Кий-острове.

Вот что рассказал об этом паломничестве заместитель руководителя Московского областного отделения ИППО Сергей Забурниягин:

«Я хотел бы обратить внимание на такую мистическую составляющую. Мы вышли 10 июня на Вознесение. Окончание нашего похода намечалось 19 августа на Преображение. Это престольный праздник Преображенского собора на Соловках. Но лично я закончил его 22 августа, на празднование всех соловецких святых в Тутаеве, в Воскресенском соборе. В этот день также чествовали хиротонию епископа Рыбинского и Романо-Борисоглебского Вениамина, который был посвящен в сан епископа именно на Соловках. В настоящее время икона святого благоверного князя Александра Невского, которую мы доставили на Соловки, стоит рядом с иконой новомученика епископа Вениамина Соловецкого.

Наш пеший маршрут стартовал от Москвы «Нулевого километра», и одна из икон шла с нами в Крестовоздвиженский собор на Кий-остров. Там находится Онежский Крестный монастырь. В ансамбль монастыря входят: Крестовоздвиженский собор, церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и церковь Рождества Богородицы.

Я обратил внимание, что моя жизнь в последнее время как-то связана с крестом. В свое время мы поднимали крест на гору Белуху на Алтае. Это было в 2010 году. Он сейчас стоит на этой горе и освящает все воды, которые исходят с этого ледника и питают всю здешнюю водную Эйкумену. Храм Димитрия Донского и Евдокии Московской с приделами Царственных мучеников, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского в Софрино-I, строительством которого я занимался c 2015 г. по 2019 г., сооружен в виде креста и одна из его основных святынь ‒ точная копия Годеновского креста. Он имеет размеры ‒ 270х200 мм, а наш храм ‒ 27х20 м.

После прохождения нашего паломнического пути я задумался о богословском осмыслении креста как символа спасения. В этой связи хочу порекомендовать для чтения работу Павла Флоренского «Страх Божий». Что автор говорит о кресте, ссылаясь на святых отцов? Крест ‒ это горнее существо, есть образ всей Вселенной. Так показано было старцу подвижнику Марку. Крестное знамение ‒ главное вернейшее оружие против козней дьявольских. Крест всегда ‒ сам крест и не может быть креста обманного. О чем здесь речь? Мы знаем, что падшие духи могут являться человеку даже в ангельском виде, и мы по своему духовному неразумению можем принимать их за ангелов. Это мы знаем из жития многих святых. Чего не может принять дух злобы, ни сам сатана ‒ так это образ или вид креста. Проживание креста, по словам Павла Флоренского, ‒ есть духовный опыт, который, например, я еще не прожил. Вот я прошел упомянутый паломнический путь, но что это такое по большому счету еще глубоко не осознал.

Если посмотреть по географической карте от Москвы на север, прямая уходит как раз на Кий-остров. Мне стало интересно, а куда же она придет, если продолжить ее в южном направлении. Оказалось, она приходит в Тамань, на сегодняшний день в район Керченского моста. Это как раз то место, где Киевский князь Святослав разбил Хазарский каганат. Какое же продолжение Великого русского северного пути? Это что ‒ только Москва и Белое море, и Соловки?.. Вот этот вопрос мы обсуждали с кругосветным путешественником Валерием Шаниным, который прошел вместе со мной весь паломнический путь до Соловков. Он снимал фильм о нашем паломничестве и в декабре 2021 г. должна выйти одна из серий этого фильма, который будет посвящен упомянутому походу. Мы пришли к выводу, что Великий русский северный путь проходит от Черного до Белого морей. От Москвы до Тамани ‒ тоже 750 км, как и от Москвы до Онеги. Вот такие совпадения, но они, на мой взгляд, очень промыслительные.

У России есть некое служение, которое просматривается в течение многих веков. Неважно здесь ‒ это Российская Империя, Советский Союз или нынешняя Россия. 

Пройдя путь до Соловецкого архипелага, я поверил в то, что Россия все-таки есть, была и будет. Какие бы бесчинства не творились, всегда есть соль земли ‒ люди с большой буквы. И таких людей мы встречали на своем пути, которые нас поразили, прежде всего, своими духовными качествами. Их немного, но они как бриллианты на нашей земле. Наверное, это и есть Святая Русь. И вот этих людей я увидел, как говорится, вживую, что дало мне огромное одушевление и веру в будущее России.

Я участвовал в этой экспедиции от Императорского Православного Палестинского Общества, деятельность которого в настоящее время связана не только с паломничеством на Святую Землю, но и на территории России. Изложу вкратце предысторию этого начинания.

В 2015 г. путешественник Дмитрий Сагал по благословению Святейшего Патриарха Кирилла прошел от Москвы до Вологды. Он проходил весь свой путь вдоль трассы федерального значения М-8. Мы постарались проложить наш паломнический маршрут таким образом, чтобы он все-таки соответствовал духу древних подвижников, исключили из него крупные автодороги и федеральные трассы. На сегодняшний день из 1750 пройденных нами километров (маршрут весь отмаркирован) лишь 40-50 км приходится на дороги регионального значения, даже не федерального. Весь основной путь идет по лесным тропам, полевым, проселочным и поселковым дорогам.

Перед началом паломничества было получено благословение на перенесение двух икон. Первая икона ‒ это «Кийский крест с предстоящими», с одной стороны, с другой ‒ царственные мученики, т. е. икона двухсторонняя. Вторая икона ‒ святого благоверного князя Александра Невского ‒ довольно значительных размеров (60х90). Она перемещалась на машине от храма к монастырю и какое-то время, пока мы проходили очередной маршрут, оставалась в каком-либо главном городском соборе или храме, или при монастыре. Например, несколько дней она находилась в Годеново, оттуда мы перевезли ее в Ярославль. Затем икона переехала в Рыбинск, потом ‒ в Вологду, Каргополь и т. д. В конечном итоге эта икона была принесена в Соловецкий монастырь. Там ее встречал владыка Феогност, митрополит Каширский, викарий Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Ее поместили в Свято-Троицком Зосимо-Савватиевском соборе, в левом приделе в честь Александра Невского и Новомучеников Соловецких. Сейчас она стоит там на аналое. А икона «Кийский крест с предстоящими» пришла в Крестовоздвиженский собор на Кий-остров.

Большую часть путь, около 1500 км, первая икона прошло со мной, т. е. я сам нес ее, и примерно 250 км ‒ с другими участниками.

Из священнослужителей с нами несколько первых дней шел протоиерей Андрей Дударев. Как сказали нам в патриархии, на сегодняшний день нет возможности предоставить священника, который мог бы в течение двух с лишним месяцев пройти с нами весь маршрут. Однако в процессе паломничества на отдельных участках пути к нам присоединялись священнослужители и проходили часть маршрута. Например, от Толги около 18 км с нами шел епископ Рыбинский и Романо-Борисоглебский Вениамин.

Надо сказать, что пеший маршрут был от Москвы до Онеги, а далее уже совершался морской путь до Кий-острова и Соловков. Мы не смогли найти подходящее судно, которое бы нас сразу доставило от Онеги до Соловецкого монастыря. Поэтому с Кий-острова мы вернулись в Онегу, оттуда на поезде доехали до Кеми и затем на пароме переправились в Соловецкий монастырь. Теоретически есть возможность проложить пеший маршрут и до Кеми, но это уже следующий этап. На сегодняшний день можно сказать так. У нас проложен полноценный пеший маршрут, по которому можно пройти, скачав в Интернете трек, и, преодолевая каждый день 25-35 км, находить ночлег и место, где можно остановиться.

Этот проект можно рассматривать с церковной позиции как возможность возродить традицию хождения по святым местам пешим ходом. А с экономической точки зрения, это, безусловно, возможность дать некий импульс развития тем территориям, по которым проходит паломнический путь.

В северных краях живут удивительные люди. У нескольких мужчин, которые проживают в самой глуши, я спрашивал: «Что вы здесь делаете, почему не уехали?» Или наоборот: «Почему вернулись сюда из больших городов?..»

Один из ответов был таков: «Я нужен этой земле…»  

Вот эта духовная связь личности и земли ‒ удивительна. При этом эти люди зачастую не религиозны, но они тратили свое время и силы, вкладывали средства, чтобы сохранить от разрушения храмы, в основном деревянные, в тех местностях, где проживают. И благодаря их инициативе, эти храмы, слава Богу, сохранены. Потом уже, вторым этапом, подключились такие организации, как «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Но изначально все это исходило от местных жителей. У них нет, как говорится, «лишних денег», они едва концы с концами сводят, но вот эта их жертвенность вызывает только восхищение. Жертвенность ‒ это не когда ты отдаешь лишнее, это тогда, когда ты переходишь грань комфортности и делишься тем, что тебе самому нужно. И так ты поступаешь, потому что это нужнее кому-то или для чего-то.  

Я оказался вовлеченным в этот проект, с одной стороны, как бы случайно по стечению обстоятельств, но с другой ‒ духовной ‒ промыслительно. Года два тому назад Дмитрий Сагал, о котором я уже говорил, пригласил меня поучаствовать в общем собрании по организации Великого русского северного пути, которое проводилось в Троице-Сергиевой лавре. В этом начинании я увидел продолжение той работы, которая ведется сейчас волонтерами и отчасти Правительством Московской области по возрождению паломнического пути «Дорога в Лавру». Этот паломнический маршрут в настоящее время уже внесен в государственный кадастр и на нем проводятся работы. Когда я послушал участников упомянутого собрания, почувствовал, что мое участие в этом мероприятии необходимо. Изначально я не намеревался пройти весь путь. Участвовать в походе два с половиной месяца на тот период я не мог себе позволить. Речь здесь идет не только о рабочих текущих делах. Отправляясь в такой поход, выпадаешь и из семейной жизни. Моя супруга сразу запереживала. Как, мол, так, ты теперь как полярник отправляешься на два с половиной месяца… Следует сказать, что на многих участках паломнического маршрута не работает сотовая связь, не говоря уже об Интернете. А мы привыкли сегодня быть в онлайн режиме. У большинства людей сложилось уже такое восприятие жизни, что, если нет смартфона с Интернетом, то мы уже как бы и не живем. Изначально было достаточно много желающих идти до Соловков, но к началу реализации проекта, как это у нас всегда бывает, из нескольких десятков добровольцев осталось около десяти.

Если говорить о значимости этого проекта, то он является продолжением той работы, которую сейчас ведет ИППО. Это продвижение или лоббирование вступления в действие закона о вело-пешеходных паломнических дорогах в России. 

Напомню,  ИППО было создано как организация, помогающая паломникам, идущим в Иерусалим, посещающим Святую Землю. Чтобы они, прибыв туда, могли где-то разместиться. На территории России ИППО занималось сбором средств на благоустройство святых мест и строительство храмов в Палестине. Сегодня уже нет такой потребности. Туристическая и паломническая отрасль достаточно развиты. В настоящее время основная задача ИППО на территории России, помимо законодательных инициатив, ‒ всестороннее участие в возрождении исторических паломнических путей, чтобы люди стали чаще ходить к святым местам именно пешим ходом. Это и здоровый образ жизни, и духовное делание. Ехать и молиться ‒ это ни одно и то же, что идти пешком и творить молитву. Как известно, паломники освящают и те территории, по которым идут, преображаются люди и природа. Пеше-вело паломнические дороги ‒ это не только религиозная инфраструктура, это ‒ спортивная, туристическая, культурно-историческая подоснова гармоничного развития всего общества. Дело в том, что все те маршруты, которые мы сейчас прошли от храма к храму, от монастыря к монастырю, так или иначе ‒ путь к Богу. Когда видишь впереди себя храм, ты понимаешь, куда идешь, вне зависимости от того, верующий ты человек или не верующий, воцерковленный или невоцерковленный. В нашей команде были очень разные люди. Так Господь собрал… Некоторые из них десятилетиями не были в храме, но пройдя этот путь, начали регулярно причащаться. Это один из результатов этого прохождения.

Нередко Великим русским северным путем называют маршрут Семена Дежнева от Баренцева моря до Чукотки… Однако это как бы такое наложение терминов. Если путь Дежнева ‒ прежде всего с торгово-промышленным прицелом и учитывал в первую очередь экономическую сторону, то здесь главное ‒ духовная составляющая. Этим путем в древности шли многие святые, в частности, ученики преподобного Сергия. Они явились основателями многих монастырей, которые мы проходили. В принципе, я считаю, что это не мы прошли ‒ Крест прошел от Москвы до Белого моря. Это духовный проект. В первую очередь ‒ прохождение креста. Господь так управил и возложил на нас такое послушание. Именно так я это воспринимаю и прочувствовал. Шла икона креста и Царственных мучеников и Александра Невского…

Предложение нести именно эти иконы исходило, насколько мне известно, от президента «Фонда сохранения культурного наследия Русского Севера «Дорогами Ломоносова» Елены Кутуковой. Оно было всесторонне проработано и согласовано с митрополитом Воскресенским Дионисием.

С его стороны дано было благословение на написание и несение упомянутых икон. В Новоспасском монастыре совершался молебен на совершение паломнического пути и освящались иконы.

Следует особо отметить, что икона Царственных мучеников шла вместе с нами по благословению владыки Вениамина, епископ Рыбинского и Романо-Борисоглебского. Она является аналойной иконой храма Царственных мучеников Исаковой пустыни.

Икону святого благоверного князя Александра Невского написала иконописец Ирина Зарон. Образ «Кийский крест с предстоящими» выполнен Московским резчиком по дереву Александром Михайловым. Впервые образ был написан в 1671 г. по благословению патриарха Никона придворным художником царя Алексея Михайловича. На иконе, помимо Креста Господня, изображены император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, императрица Елена, царица Мария Ильинична.

По преданию, в 1639 г. будущий патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове в устье реки Онеги и дал название этому острову. В память о своем спасении он установил на острове простой деревянный крест.

Став Патриархом, Никон рассказал об этом случае царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора в 1656 г. по заказу патриарха Никона изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Иисуса Христа.

Кийский образ установлен также на Крестовоздвиженском соборе Кий-острова. Крест, с которым мы шли, как бы вел нас, как говорится у святых отцов, крест есть существо разумное.

В России должны появиться более или менее обустроенные пешие паломнические маршруты на многие тысячи километров. Таким образом люди будут приобщаться и к истории своего Отечества, и к духовности. Проходя такой путь, человек ощущает некое преображение, получает бесценный духовный опыт, который даже не всегда может осознать. Митрополит Дионисий, когда принимал от нас 13 августа икону «Кийский крест с предстоящими», сказал примерно такие слова: «Сегодня произошло событие прихода иконы с крестноходцами на наш остров. В полноте осознать и сказать, что это за действие, мы не можем, ибо Господь со временем нам откроет. Но что это значимо ‒ мы, безусловно, чувствуем сердцем». Эту икону, помимо митрополита Дионисия, встречал также епископ Плесецкий и Каргопольский Александр. То есть два владыки. Вот представьте себе, пришли с иконой какие-то странные люди, не с древней иконой, и два владыки нас встречают. Они встречают икону, которая на сегодняшний день не имеет никакой исторической и культурной ценности. Произошло в моем понимании некое сакральное событие, участниками которого мы явились, но в полноте осознать на сегодняшний день значимость этого события пока не можем.

Основные участники похода ‒ это, прежде всего, Елена Кутукова ‒ президент Фонда сохранения культурного наследия Русского Севера «Дорогами Ломоносова» и руководитель проекта; Дмитрий Сагал ‒ директор форума «Живу Спортом»; Эдуард Цвигун ‒ вице-президент этого проекта, президент Федерации северной ходьбы в городе Москве; Алла Фаттахова ‒ руководитель ассоциации «Путь поморов». Алла Фаттахова провела огромную техническую работу касательно размещения, администрирования, проработки всего маршрута, наполнения его необходимой информацией. Очень важно, что с нами весь путь прошел известный путешественник-кругосветник, кинодокументалист Валерий Шанин, который снимал фильм об этом походе. Были, естественно, и другие участники, которые отвечали, например, за автомобильный транспорт, фото-кино аппаратуру и выполняли еще некоторые другие функции. Это Вероника Трунина, Светлана Смагина

Перед походом и во время его проведения к нам обращались многие верующие люди и просили передать записки о здравии и упокоении на Соловки, чтобы там, в монастыре, помолились. Например, на Красной площади Боевое братство из Смоленска передало нам список из 80-ти погибших и мы этот список передавали в каждый крупный монастырь, через который проходили. Вот этой кропотливой и ответственной работой у нас как раз и занималась Светлана Смагина. Каждый был занят своим делом, что позволило соборно решить нашу общую задачу. На сегодняшний день гостевых домов, естественно, нет, как в некоторых странах, где существуют обустроенные маршруты для пилигримов по примеру «Пути Святого Якова» в Испании. Поэтому многие бытовые задачи нам приходилось решать самостоятельно. Конечно, в некоторых местах нас очень радушно встречали, готовили трапезу, но это был такой как бы первоначальный опыт. Такие дома предварительно нужно было найти, договориться с хозяевами. Как я уже говорил, такие задачи решала у нас Алла Фаттахова.

Кстати, Елена Кутукова в июне этого года родила сына, и его назвали Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского. Она с крохотным младенцем несколько раз приезжала к нам в места больших стоянок ‒ в Вологду, Каргополь, на Кий-остров, в Соловки. И это тоже, несомненно, подвиг.

Команда у нас была, как видите, разнообразная. Дмитрий Сагал поднял тему ВРСП впервые в 2014-2015 гг. Получил благословение Святейшего патриарха Кирилла и прошел от Москвы до Вологды. Именно благодаря ему, я оказался участником этого проекта.

Господь так управил, что мне пришлось пройти весь путь от начала до конца, хотя изначально я так не планировал. Думал, помогу деньгами и осилю по возможности отдельные маршруты. Но что есть, то есть. Поэтому я благодарен Богу, что удостоился быть участником такого великого паломнического начинания, конечно, не по моим заслугам, а по Его неизреченной милости.

Не лишним будет сказать, что погода на протяжении всего нашего похода была самая благоприятная, точнее сказать, благодатная. Только в самом начале прошли небольшие дожди. Мы шли лесными территориями, вокруг нас ходили тучи, где-то бушевали лесные пожары, но нас Господь провел самым благоприятным образом». 

Поделиться: