В рамках международной конференции в Центре ИППО состоялась презентация научной монографии протоиерея Алексия Марченко «Рыцарь Кавалер Святого Гроба Господня: жизнь и подвиг Д.Д. Смышляева»

22 октября 2021 года, в ходе Международной научной конференции «Русский дом у Порога Судных Врат в Иерусалиме: к 130-летию со дня открытия. 1891-2021 гг.», состоявшейся в Центре ИППО, состоялась презентация новой научной монографии доктора исторических наук, профессора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. Кирилла и Мефодия протоиерея Алексия Марченко «Рыцарь Кавалер Святого Гроба Господня: жизнь и подвиг Д.Д. Смышляева».

Представляя свой научный труд, протоиерей Алексий подчеркнул, что материалы о Дмитрии Смышляеве собирались более 10 лет, а для написания книги понадобилось два года (2020 - 2021 гг.): «Замысел написать о Д.Д. Смышляеве книгу возник давно. 18 лет мне довелось быть настоятелем Всехсвятского храма на Егошихинском кладбище г. Перми, где в фамильной усыпальнице под алтарем были захоронены Городской голова, купец Первой гильдии Д..Е. Смышляев и его сын выдающийся деятель Пермского края и ИППО Д.Д. Смышляев. Во многом это стало возможно благодаря гранту Российского Фонда Фундаментальных Исследований «Палестина»., Солидный объем книги (более 500 страниц) продиктован многогранностью личности Д.Д. Смышляева и тем поистине колоссальным наследием, которое оставил после себя. Смышляев - личность многогранная: хозяйственник, писатель-публицист, историк-краевед, археолог, общественный деятель, дипломат». 

Протоиерей Алексий также отметил, что, несмотря на огромную популярность Д.Д. Смышляева в Пермском крае, он и по сей день остается личностью загадочной, до конца не понятой современниками и тем более людьми - нашего времени: «На наш взгляд, отгадать загадку непростой судьбы Дмитрия Дмитриевича Смышляева – означает не только описать его широчайшую и разнообразную общественно-полезную деятельность. Во многом эта задача уже была решена многочисленными исследователями, принадлежащими к нескольким поколениям и эпохам (имперской, советской и современной). Являясь священнослужителем Русской Православной Церкви, автор видел свою миссию в исследовании иного плана. На наш взгляд, вся жизнь и деятельность Д.Д. Смышляева должны быть рассмотрены и осмыслены с точки зрения православия – той религии, которую он с юных лет воспринял в своей семье и которую исповедовал в течение всей своей жизни. Дмитрий Дмитриевич интересен нам, прежде всего, как христианин, как личность религиозная и нравственная. Только такой рефлективный подход обеспечивает нам правильное понимание феномена Смышляева во всем многообразии его деловых ипостасей».

Приступая к документальному описанию его жизни, автор поставил перед собой важную задачу – показать нелегкий путь духовных исканий героя нашего повествования, полный внутренних коллизий, заблуждений и прозрений, взлетов и падений, но в конечном итоге увенчавшийся очистительной жертвой, которую принес Д.Д. Смышляев на алтарь Святого Гроба Господня в Иерусалиме. Проследив его крестный путь от Перми до Иерусалима, была сделана попытка понять действие спасительного Промысла Божия в его жизни, уловить таинственный замысел Творца, превративший в итоге «пермского либерала» Д.Д. Смышляева в «Рыцаря - кавалера Святого Гроба Господня».

«В жизни нашего героя Д.Д. Смышляева можно выделить три крупных этапа его жизненного пути:

Первый – «Пермский» (1828 – 1885), продолжавшийся 57 лет в родном г. Перми – от рождения до паломничества в Палестину. Он стал временем созревания его личности и бескорыстного служения родному Пермскому краю. В то же время он может быть воспринят как подготовка Смышляева к будущей миссии в Иерусалиме. Кульминацией этого периода было служение Смышляева в должности председателя Пермской губернской земской управы (1870 - 1879) – яркая эпоха, вошедшая в историю Перми и Пермской губернии.

Второй – «Иерусалимский» – (1885 – 1889) – время «титанических» трудов и подвигов Смышляева в Палестине в качестве уполномоченного Православного Палестинского общества. Этот период длился недолго – всего 4 года, но именно он сделал имя Смышляева бессмертным в истории Русского присутствия в Святой Земле.

Третий – «Пермский - Заключительный» (1889 - 1893) также длился 4 года. В это время жизнь Смышляева, вернувшегося из Святой Земли в Пермскую губернию, вошла в завершающую стадию, но также была чрезвычайно активна и полезна для общества. Этап завершился кончиной Д.Д. Смышляева в возрасте 65 лет. Первый и третий периоды жизни Дмитрия Дмитриевича изучены достаточно хорошо благодаря наличию значительного количества опубликованных источников. Иерусалимский период в жизни Дмитрия Дмитриевича Смышляева был практически не исследован.

Только в последнее десятилетие, благодаря трудам Н.Н. Лисового и Р.Б. Бутовой и др. ученых - действительных членов ИППО «Смышляевская эпоха» в Иерусалиме была основательно вписана в контекст изучения Русского присутствия в Святой Земле и стала рассматриваться в тесной связи с вопросом о строительстве Сергиевского и Александровского подворий в Иерусалиме. Однако до сих пор попытка комплексного изучения всех направлений деятельности Д.Д. Смышляева на посту уполномоченного Православного Палестинского Общества в Иерусалиме так и не была предпринята»,– рассказал протоиерей Алексий.

Также автор научного издание ознакомил участников конференции с этапами работы с печатными изданиями: «Основной корпус документов, позволяющих достоверно реставрировать основные события этого важнейшего этапа жизни и деятельности Д.Д. Смышляева находится в фонде «Российское Императорское Православное Палестинское Общество» (РИППО), отложившемся в Архиве внешней политики Российской Империи (АВП РИ) МИД России. Среди использованных документов этого богатого архивного собрания особую ценность представляют материалы деловой переписки уполномоченного Д.Д. Смышляева с Советом Палестинского Общества, его секретарями М.П. Степановым и В.Н. Хитрово. Большинство использованных нами документов этого фонда были ранее опубликованы и изданы в сборнике «Россия в Святой Земле», изданного подвижническими трудами Н.Н. Лисового, П.В. Стегния и К.А. Ваха. Наконец, полноценное описание «Иерусалимского» периода жизни Д.Д. Смышляева оказалось невозможным без основательного изучения его собственных сочинений. Важнейшими из них являются публицистические очерки «Письма с Востока» и «Воспоминания о Востоке», написанные Смышляевым в Иерусалиме и по возвращении из Святой Земли на основе материалов своих дневников и путевых заметок. Обе эти работы были опубликованы Дмитрием Дмитриевичем на страницах газеты «Пермские епархиальные ведомости» и содержат интереснейший материал личного характера, проливающий свет на отношения ИППО с Иерусалимской Патриархией, русским Консульством, Русской Духовной Миссией, подробности строительства русских подворий в Иерусалиме, особенности церковно-политической ситуации в Библейском регионе и другие важные вопросы».

В книге автором впервые использованы материалы дневников архимандрита Антонина (Капустина) за 1870 – 1893 гг., отражающие отношения начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с Д.Д. Смышляевым и деятельность последнего на посту уполномоченного ИППО.

Для написания монографии автором были использованы документы 37 фондов более 100 дел из 14 государственных хранилищ (10 центральных и 4 региональных): Государственного архива Российской Федерации – ГАРФ, Отдела письменных источников Государственного исторического музея – ОПИ ГИМ, Российского государственного исторического архива – РГИА., Архива Института истории материальной культуры – АИИМК, Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук – ИРЛИ РАН, Российского государственного архива древних актов – РГАДА., Центрального исторического архива Москвы – ЦИАМ, Рукописный отдела Российской национальной библиотеки – РО РНБ, Государственного архива Пермского края – ГАПК, Архив внешней политики Российской Империи МИД России – АВП РИ, Государственного архива Кировской области–ГАКО, Государственного архива Свердловской области – ГАСО, Государственного архива Пермского края – ГАПК, Соликамского краеведческого музея – СКМ.  

«Надеюсь, что эта книга послужит не только к большей славе замечательного сына Пермского края Д.Д. Смышляева, но и внесет вклад в раскрытие важной темы русского присутствия в Святой Земле» - подытожил протоиерей Алексий.

По вопросу содержания монографии выступил заместитель Председателя ИППО, Чрезвычайный и полномочный посол РФ, доктор исторических наук Петр Стегний. Он отметил высокое научное достоинство труда протоиерея Алексия, сумевшего не только собрать воедино все имеющиеся сведения о жизни и деятельности Д.Д. Смышляева и написать глубокий комплексный труд, но и раскрыть мировоззренческую суть личности Смышляева, не обходя трудных вопросов и фактов его биографии, вызывающих неоднозначные оценки.

Руководитель Пермского отделения ИППО, кандидат исторических наук Дмитрий Софьин обратил внимание участников конференции на детальную разработку автором «Пермского периода» жизни Д.Д. Смышляева. В монографии представлены малоизвестные факты о жизни и деятельности его отца - Пермского городского головы, купца первой гильдии Дмитрия Смышляева, обстоятельства жизни детских и юношеских лет героя книги, его выдающейся общественной деятельности в земских учреждениях Пермской губернии и на посту уполномоченного Пермского отдела ИППО, предшествовавших его подвижнической деятельности во Святой Земле.

В завершение презентации книги протоиерей Алексий обратился к участника мероприятия с предложением в 2023 году отметить 130-летие со дня кончины первого уполномоченного ИППО в Иерусалиме Д.Д. Смышляева проведением научной конференции, посвященной его памяти. 

Заместитель председателя научной секции ИППО Сергей Житенев поддержал инициативу протоиерея Алексия и напомнил участникам конференции о необходимости выполнить решение Великого князя Сергия Александровича и Совета ИППО об установлении памятной доски Д.Д. Смышляеву на Сергиевском подворье в Иерусалиме.

Поделиться: