В рамках «Царских дней» Калужское отделение ИППО провело день памяти художника Павла Рыженко

Во второй день масштабных событийных мероприятий «Царские дни на Калужской земле» калужане и гости отдали дань памяти калужскому живописцу, заслуженному художнику России Павлу Рыженко. Он считал себя слугой Царя, в этом находил смысл своей жизни и значительная часть его полотен посвящена именно Царской семье, Первой мировой войне, Гражданской войне, эмиграции.

В своих картинах Павел глубоко раскрыл ту боль и переживания, которые понёс наш Государь Николай II. Художник с глубочайшим почтением относился к последнему российскому императору, его семье, и почил Павел Рыженко 16 июля в канун их гибели.

Павел Рыженко. Триптих «Русский век». Картина № 2 «Фотография на память» 2007 г.

Ранним утром в храме Рождества Пресвятой Богородицы на реке Калужке в Ждамирово состоялась Литургия, в которой приняли участие организаторы и участники «Царских дней». По окончании службы собравшиеся совершили крестный ход к могиле, где был похоронен Павел Рыженко.

Организаторы «Царских дней»: председатель Калужского отделения Виталий Гороховатский, председатель Общества «Царское наследие» Сергей Зотов

По окончании панихиды у места захоронения художника крестный ход продолжился к месту явления Калужской иконы Божией Матери. И это символично: сёстрам храма Рождества Пресвятой Богородицы недавно стало известно одно обстоятельство – Калужская икона Божией Матери, что находится в их обители, была написана Павлом Рыженко ещё в юности и подарена храму. 

Икона, переданная в дар храму Павлом Рыженко

Чудотворный образ Калужской Божией Матери был явлен в имении древнего дворянского рода Хитрово, потомком которых является инициатор создания и первый секретарь Императорского Православного Палестинского Общества Василий Николаевич Хитрово. Из-под холма, где раньше находилось имение, бьёт чистейший источник. В день памяти Павла Рыженко на этом источнике была установлена памятная табличка. Протоиерей Георгий (Витков) совершил чин освящения источника и окропил всех водой, на которую в этот день снизошло благословение Господне.

После трапезы в монастыре два автобуса доставили участников мероприятий из Калуги в Козельск на презентацию диорамы Павла Рыженко «Брусиловский прорыв», которая находится в  Козельском краеведческом музее. Одна из первых диорам художника не случайно посвящена этой теме: план операции, ставшей переломной в ходе Первой мировой войны, разрабатывал лично Николай II.

После осмотра диорамы состоялся вечер памяти Павла Рыженко. Вечер открыл председатель Калужского отделения В. Н. Гороховатский. Виталий Николаевич рассказал о своей дружбе с Павлом Рыженко и о том, как в мае 2011 года открывал вместе с художником его выставку «Любимая  Россия» в рамках мероприятий Калужского отделения ИППО «Династия Романовых на Калужской земле» в демонстрационно-выставочном комплексе администрации губернатора Калужской области.

Виталий Гороховатский и Павел Рыженко на фоне диорамы «Брусиловский прорыв» 27 мая 2011 года. Калуга

Руководитель проектов Калужского отделения ИППО, председатель Общества «Царское наследие» Сергей Зотов продемонстрировал видеопрезентацию о сюжетах картин Павла Рыженко, связанных с царской семьёй.

Павел Рыженко. Триптих «Царская Голгофа». Картина № 2 «Александровский дворец. Заточение» 2004 г.

Павел Рыженко. Триптих «Царская Голгофа». Картина № 3 «Ипатьевский дом. Расстрел» 2004 г.

Павел Рыженко. «Госпиталь» 2013 г.

Павел Рыженко. Триптих «Наследник» 2013 г.

На памятном вечере выступил царский поэт и драматург Игорь Гревцев. На его лиричные, образные стихи написано около 100 песен. Самые известные из них стали основой альбома Жанны Бичевской «Засуха».

Павел Рыженко. Триптих «Царская Голгофа». Картина № 1  «Прощание с конвоем» 2004 г.

Прозрение
Чем нам расплатиться за измену
Перед Русским праведным Царём?
И каким космическим безменом
Взвесить то, за что мы Крест берём?

Каждый сам собою арестован,
Сам себя ведёт на эшафот,
Ибо Русь ужасна без Престола –
Это мир, где всё наоборот.

Где взамен любви – сплошная злоба,
Где взамен сочувствия – плевки,
Где не плоть единая – а оба
Всё с блудом играют в поддавки.

Правда, есть ещё последний способ
На дорогу правую ступить:
Взять в десницу покаянный посох,
Верностью измену искупить.

Соберём всю преданность по кругу
(Даже ту, что свойственна ворью,
А, тем паче, верность друга другу),
Чтоб отдать её грядущему Царю.

Встанем у Престола на колени,
По крупинкам верность принесём,
Кто из городов, кто из селений –
И тем самым Родину спасём.

Каждый в свете Праведного Солнца
Поклянётся в преданности пусть:
И на опустевший Трон вернётся
В образе Царя Святая Русь.

Поделиться: