Статья Николая Лисового о Великой княгине Елизавете Фёдоровне как Председателе ИППО

4 февраля 1905 г. бомбой террориста был убит Председатель ИППО Великий князь Сергий Александрович.

Великий князь Сергей Александрович
с супругой Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.
Фото 1892 г.

Для увековечения его памяти Назаретскому подворью, строительство которого только что было закончено, было присвоено наименование «в память Великого князя Сергия Александровича».

Обязанности Председателя Палестинского Общества возложила на себя, с Высочайшего разрешения, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. 14 февраля 1905 г. она телеграфировала в Совет ИППО: «Сердечно утешена милостью Государя поручить мне председательствовать в Императорском Православном Палестинском Обществе. Сподобившись великого счастья поклониться Гробу Господню, я с тех пор сохраняю крепкую любовь и уважение к деятельности Общества. Уповаю, что молитвами моего незабвенного дорогого мужа Господь вразумит меня и поможет в совместной работе с достойными деятелями Общества служить на благо Его высокосвятым целям».

В годы её председательства совершились многие выдающиеся события в жизни Русской Палестины и Палестинского Общества.

13 марта 1907 г. Елизавета Фёдоровна направила телеграмму Е. А. Победоносцевой, вдове обер-прокурора Священного Синода: «Константин Петрович был одним из первых почётных членов Палестинского Общества и относился к деятельности Общества всегда с искренней отзывчивостью, мощно поддерживал его и радовался его успехам. Не могу не вспомнить, что Общество, пользуясь радушным гостеприимством Константина Петровича, целый ряд первых лет своего существования имело свои собрания в его доме. Как утешительны были моему дорогому мужу эти добрые отношения его к Палестинскому Обществу. Сегодня, в день погребения незабвенного Константина Петровича, шлю Вам уверения, что благодарная память о нём сохранится в Обществе навсегда. Вечный ему покой! Подписала: Елисавета».


Чуть позже в рескрипте на имя той же Екатерины Александровны Победоносцевой Великая княгиня писала: «Между основателем и первым Председателем Общества, в Бозе почившим Великим князем Сергием Александровичем, и Константином Петровичем установились издавна самые лучшие отношения, которые во многом способствовали процветанию Палестинского Общества. Когда не стало Великого князя, Константин Петрович старался усугубить своё внимание к Обществу и тем значительно облегчил принятую мною на себя ответственную и очень нелёгкую при современных неблагоприятных обстоятельствах обязанность Председателя».

21 мая 1907 г. в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей ИППО. В дневнике Императора Николая II под этим числом читаем: «В 3 часа во дворце состоялось празднование 25-летия Палестинского Общества. Сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой происходило заседание». Император почтил председателя Общества рескриптом, в котором был подведён итог четверти века работы Общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащимися; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».

Просветительная работа ИППО доныне памятна среди арабской интеллигенции не только Палестины, но и Сирии и Ливана. Пять народных школ были устроены в Бейруте в 1887–1896 гг. замечательным русским педагогом Марией Александровной Черкасовой – «Мамой Черкасовой», как доныне называют её в Бейруте.

В 1895 г. Патриарх Антиохийский Спиридон обратился в ИППО с просьбой принять в своё ведение женскую школу в Дамаске и несколько мужских училищ, а затем постепенно Общество распространило свою просветительную деятельность практически по всей Сирии. Общее число учившихся в школах ИППО арабских детей в Сирии и в Палестине простиралось до 11 тысяч человек. В отличие от французских или английских школ, в которых преподавание велось (и ныне ведётся) исключительно на европейских языках, в школах и учительских семинариях ИППО преподавание осуществлялось на арабском. Разумеется, в них учили также и русскому языку и литературе.

Как пишет британский исследователь Дерек Хопвуд: «То, что школа была русской и в ней преподавался русский язык, создавало ей определённую репутацию и атмосферу. Знание русского языка было предметом гордости». Но при этом приобщение к русской классике, с её признанными, воспитанными на Евангелии, на Пушкине и Достоевском, «всечеловечностью» и «всеотзывчивостью», не сужало, а расширяло ментальность и духовный кругозор учащихся, облегчало им выход в пространство мировой культуры. Но о школах ИППО следует сказать особо.

***

2 июля 2020 года на заседании Совета ИППО было принято решение об увековечивании памяти Николая Николаевича Лисового – установки надгробного памятника на Даниловском кладбище г. Москвы.
 
Желающее внести взнос на создание памятника могут обратиться за дополнительной информацией в Управление делами ИППО. 
Поделиться: