20 мая в рамках XIII Петербургского международного юридического форума состоялась сессия АЮР «Будущее юридического образования: адаптация к новым вызовам и возможностям».
Участники обсудили, как глобализация, цифровизация и развитие искусственного интеллекта влияют на требования к юристам. Особое внимание уделили интеграции практических навыков и инновационных технологий в учебный процесс, подготовке к работе в международной среде, а также сотрудничеству вузов, бизнеса и государства. Ключевые вопросы сессии включали тренды в юридическом образовании в эпоху цифровизации, новые подходы к обучению и обеспечение соответствия образовательных программ требованиям рынка труда.

Модератором сессии выступил Председатель Ассоциация юристов России Сергей Степашин.
«Уважаемые коллеги, открывая нашу сессию на Петербургском международном юридическом форуме, мы традиционно обращаемся к вопросам юридического образования и его адаптации к современным вызовам. Сейчас это особенно актуально, учитывая дискуссии о пути развития высшей школы, в том числе юридического образования. Президент Владимир Путин поставил точку в этих спорах, обозначив необходимость перехода к традиционной российской системе высшего образования и отказа от болонской системы к 2026 году. Следует отметить, что слепое копирование западных моделей образования в прошлом было ошибкой. Сегодня юридическая практика сталкивается с серьезными вызовами: цифровизацией, глобализацией экономики, изменениями в законодательстве, ростом международных споров, особенно в контексте санкций. Возникают вопросы о состоянии международного права и даже появился новый термин "работать по понятиям". Наша задача – не отставать от процессов которые происходят в стране и готовить специалистов, способных отвечать на современные вызовы. Важно также учитывать востребованность выпускников юридических вузов. Ежегодно мы выпускаем около 300 тысяч юристов, преимущественно на платной основе, и необходимо оценить, нужно ли нам такое количество специалистов. С другой стороны, юридическое образование полезно в любой профессии, и нельзя исключать возможность получения платного образования, если оно качественное. Необходимо развивать сотрудничество юридических вузов и работодателей. Важно также отметить новые вызовы с точки зрения международного права, включая вопросы защиты Отечества и задачи, стоящие перед юридическим сообществом в контексте завершения военных конфликтов. Необходимо обратить внимание на подготовку специалистов в области международного права с учетом этих аспектов».
Первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации Евгений Забарчук выразил беспокойство по поводу трудоустройства выпускников юридических вузов, многие из которых уходят в другие сферы.
«Базовое юридическое образование необходимо там, где в основе работы лежит юстиция. Однако, при избыточности юристов в России, существует нехватка кадров на региональном и муниципальном уровнях, что связано с низким уровнем зарплат. Так же остро стоит вопрос подготовки судебных экспертов. Нам не хватает специалистов по многим направлениям, и мы активно работаем с вузами над этой проблемой, особенно в части конкретных видов экспертиз. С принятием нового закона о судебно-экспертной деятельности потребность в экспертах возрастет, а качество их подготовки станет особенно важным».
Заместитель председателя правления по правовым и административным вопросам, главный управляющий директор Фонд «Сколково» Николай Аверченко в своем выступлении подчеркнул, что горячо поддерживает инициативу по внедрению специалитета в образовательные стандарты.
«Если сейчас провести опрос в зале, уверен, большинство присутствующих закончили юридический факультет именно по этой модели. Нам действительно есть чем гордиться. Я сам застал специалитет и полагаю, что оптимальный срок обучения для юриста – 5 лет. Те, кто захочет посвятить себя науке, смогут продолжить обучение в аспирантуре. На что мы как работодатели обращаем внимание при приеме юристов на работу? По сути, все, о чем я скажу, перекликается с тезисами Сергея Вадимовича. Прежде всего, юрист должен быть привержен принципам права. На собеседованиях, к сожалению, встречаются кандидаты, готовые быстро занять нужную позицию, обосновать любые аргументы, не вникая в суть вопроса. Такая "деловитость" отталкивает. Иногда юридическое образование, в угоду сложившимся в бизнес-среде мнениям, пытается подстроиться под запросы бизнеса. Это допустимо до определенной черты. Важно помнить, что юрист – это, прежде всего, специалист, обладающий глубокими профессиональными знаниями. Он должен уметь сказать "нет", даже работодателю, если считает, что его позиция противоречит закону. Приверженность праву – ключевой критерий оценки профессионализма».
Заместитель секретаря Общественной палаты РФ, член Президиума Ассоциации юристов России, председатель Комиссии АЮР по адвокатуре Владислав Гриб обозначил, казалось бы, парадоксальную проблему: несмотря на видимое обилие юридических кадров, в стране остро ощущается дефицит квалифицированных юристов, особенно в органах власти и правоохранительных структурах.
«Мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Представители МВД и прокуратуры вынуждены обращаться непосредственно в университеты в поисках выпускников! Дело не только в количестве юристов, но и в привлекательности профессии. Уровень оплаты труда, к сожалению, часто уступает другим сферам. Решение? Я считаю, нужно четко разделить получение юридического образования и допуск к профессии. Необходимо внедрить систему обязательных квалификационных экзаменов для тех, кто планирует работать на государственных должностях, как это сделано для нотариусов, адвокатов и судей. Это позволит отсеять неквалифицированных и значительно повысить юридическую грамотность в государственных органах».
Ректор Саратовской государственной юридической академии Екатерина Ильгова обозначила ключевые позиции академии.
«Во-первых, коллектив ВУЗа поддерживает фундаментальность юридического образования. Во-вторых, академия считает необходимым сохранить текущую структуру специальностей, а именно специальность "Юриспруденция" с квалификацией "Юрист", и специальность "Судебная экспертиза" с квалификацией "Судебный эксперт", учитывая востребованность последней. Кроме того, Екатерина Ильгова подчеркнула важность введения в новых стандартах единого для всех вузов социально-гуманитарного блока, так называемого идеологического блока, а также блока фундаментальных дисциплин. При этом, автономия вузов сохранится, предоставляя возможность выбора дисциплин. Основной проблемой, которая была поднята, является некорректный подсчет трудоустройства выпускников юридических вузов Министерством труда. Не учитывается трудоустройство в органах прокуратуры, судах и правоохранительной системе. Академия вынуждена ежегодно доказывать трудоустройство выпускников, работающих по целевым направлениям, что негативно влияет на распределение контрольных цифр приема».
Декан юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Александр Голиченков акцентировал внимание на важности синтеза лучших элементов советской системы юридического образования с современным опытом, как рекомендовано президентом. Александр Голиченков подчеркнул необходимость отказа от всего устаревшего и ненужного, чтобы создать новое, отвечающее требованиям времени. Александр Голиченков также указал на новые вызовы, стоящие перед юристами в связи с развитием технологий, в частности, искусственного интеллекта и цифровизации, и предложил включить соответствующие дисциплины в обязательную программу.
Декан высшей школы правоведения Института государственной службы управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Олег Зайцев в своем выступление поделился своими размышлениями о роли искусственного интеллекта и важности гуманистического подхода в юридическом образовании.
«Искусственный интеллект – это инструмент, а человек остается главным. Необходимо воспитать в юристах гуманизм, поскольку искусственный интеллект не заменит человека при принятии юридически значимых решений».
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик поделился своим видением вопроса: «Безусловно, каждый из присутствующих заинтересован в том, чтобы обратиться к квалифицированному нотариусу, получить грамотную консультацию и совершить нотариальное действие, соответствующее законодательству. Конечная цель юридического образования – подготовка именно квалифицированных специалистов. И то, о чем здесь говорилось – это сочетание фундаментальных знаний и практического применения. Необходимо найти баланс между теорией и практикой. Поэтому новеллы в высшем образовании, в частности, переход к пятилетнему образованию, мы поддерживаем».
Заместитель исполнительного директора – руководителя Аппарата АЮР, член общественного совета при Минцифре Алан Лазаров обозначил 4 аспекта, которые будут определять будущее юридического образования: доступность, ценность, технологичность и фундаментализм.
• Доступность: Получение юридического диплома не должно быть формальностью; важно, чтобы будущие юристы осознавали высокую ответственность профессии и стремились к глубокому освоению знаний.
• Ценность: Профессия юриста бесценна для общества; высокий уровень подготовки, подобный тому, что демонстрируется при получении учёной степени, является залогом успешной и ответственной работы.
• Технологичность: Развитие технологий, включая искусственный интеллект, требует активного внедрения в юридическую практику и науку, создавая новые возможности, но и порождая новые правовые вопросы. Необходимо использовать имеющиеся технологические инструменты для поиска и проведения научных исследований.
• Фундаментализм: Россия должна оставаться лидером в области правового регулирования, сохраняя приоритет человека и его прав, в том числе в условиях развития искусственного интеллекта и цифровых технологий.
В мероприятии также принял участие Вице-президент Китайского юридического общества Аньбяо Сюй.
Источник: alrf.ru