Сергей Степашин примет участие в праздновании 200-летия архимандрита Антонина (Капустина) в Курганской области

25-26 августа 2017 года Председатель Императорского Православного Палестинского Общества посетит Курганскую область, где пройдут торжественные мероприятия, посвящённые 200-летию со дня рождения выдающегося учёного и церковного деятеля архимандрита Антонина (Капустина). В поездке его будет сопровождать заместитель по работе с отделениями Общества Сергей Байдаков.
 
Основные торжества состоятся в деревне Батурино Шадринского района, где родился будущий глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
 
В программе мероприятий, которые пройдут с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посещение Преображенского храма, который реставрировался к юбилейной дате, открытие памятника архимандриту Антонину и посещение музея, экспозиция которого посвящена его многогранной деятельности.
 
В этот же день состоится посещение Свято-Успенского Далматова мужского монастыря. В субботу, 26 августа, будет отслужена Божественная литургия в Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана и состоится освящение закладного камня под строительство Троицкого храма в областном центре.
 
Императорским Православным Палестинским Обществом совместно с руководством Курганской области и Шадринского района, фондом «Батуринская святыня» проделана большая работа в рамках подготовки одного из крупнейших юбилейных мероприятий этого года, связанных с деятельностью Общества. В 2016 году был поведён православный фестиваль «Батуринская святыня»; начались работы над проектом документации по реставрации Батуринского храм; была обустроена автостоянка у храма для паломников; началось благоустройство территории. В 2017 году были произведены работы по благоустройству территории храма, ремонту помещений; отремонтирована дорога от Шадринска до Батурино; произведён ремонт ряда улиц, а также ремонт здания сельсовета, дома священника. Был разбит сквер в честь 200-летия со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), в сквере установлен ему памятник.
 
В музее ИППО в Москве постоянно действует экспозиция, посвящённая жизни и деятельности архимандрита Антонина в Святой Земле. Подготовлены и выпущены в свет уникальные издания, связанные с его наследием. А центральным событием этого станет проведение научной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) в октябре 2017 года в Москве.
 
 
Архимандрит Антонин (Капустин)
12.08.1817–5.04.1894

Антонин (Капустин), архимандрит, учёный-византинист, церковный деятель, с именем которого связан период расцвета деятельности Русской Духовной Миссии на Святой Земле.

В миру Капустин Андрей Иванович, родился 12 августа 1817 года в с. Батурино Шадринского уезда Пермской губернии. Родители, священник Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников.

Окончил Далматовское духовное училище. Обучался в Пермской, а затем в Екатеринославской духовной семинарии, в 1839–1843 гг. учился в Киевской духовной академии, по окончании которой был удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать немецкий и греческий языки, в октябре 1845 года стал бакалавром академии.

7 ноября 1845 года пострижен в монашество митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым) с наречением имени Антонин.

С 1846 года занимал различные административные должности в Киевской духовной академии, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим, по поручению академии, в 1845–1850 гг. занимался исправлением русского перевода гомилий святителя Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди.

15 мая 1850 года был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление в Афинах находившейся в руинах древней церкви Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в декабре 1851 года на деньги русского правительства и завершённое в 1855 году. После восстановления этот храм, освящённый во имя Святой Троицы, был передан России и стал русской посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под руководством о. Антонина, который в награду за труды 5 апреля 1853 года Святейшим Синодом РПЦ был возведён в сан архимандрита (чин совершил митрополит Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христианских надписей Афин VI–XII вв. Во время своего пребывания в Греции о. Антонин начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 году он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний нескольких монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архимандритом Порфирием (Успенским), с которым вёл впоследствии переписку.

В 1860–1865 гг. архимандрит Антонин являлся настоятелем посольской церкви в Константинополе. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. В 1862 году им был составлен каталог 624 рукописей библиотеки Иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе, в котором архимандрит Антонин впервые обратил внимание учёных на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе.

В апреле 1862 году о. Антонин посетил город Никею (Изник) и его окрестности.

Весной 1863 года, получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке, он смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Санкт-Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики. В том же 1863 году по поручению Святейшего Синода исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность, а в 1868 году вёл в Константинополе переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи русскому правительству. В мае-июле 1865 года он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония. Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории .

В 1865 году был назначен временно заведующим делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а 5 июня 1869 года был утверждён в должности её Начальника. Миссия, основанная в 1847 году, находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями других конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для её работы. Архимандрит Антонин, благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христианском Востоке, прекрасному знанию греческого и ряда восточных языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, сумел постепенно улучшить положение Русской Миссии, укрепить её авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны русского правительства и Святейшего Синода, ему удалось создать серьёзную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему русского паломничества в Святую Землю.

Стараниями архимандрита Антонина и на пожертвования, полученные от частных лиц, была приобретена земля вокруг Мамврийского дуба и на Елеонской горе, где по его проекту был построен русский монастырь Вознесения Господня. Прежде чем приступить к строительству, он провёл на этом месте археологические раскопки, в ходе которых удалось обнаружить древние мозаики (VI–IX вв.) и погребальные пещеры. Вскоре состоялась покупка участка земли в Эйн-Кареме, неподалёку от Иерусалима, где был построен русский Горненский женский монастырь. На участке, купленном в Яффе, под его руководством был раскопан подземный некрополь, отождествлённый с местом погребения праведной Тавифы. Были приобретены также земельные участки в Иерихоне, Тивериаде, Бейт-Джале, Вифлееме, Силоаме и Анате.

В 1883 году по поручению Великого князя Сергия Александровича, Председателя Императорского Палестинского Православного Общества, на принадлежащем Обществу участке, рядом с храмом Воскресения Господня, под руководством о. Антонина проводились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены «Судные Врата», а также остатки базилики, построенной в IV в. равноапостольным императором Константином Великим.

Раскопки этого места произвели сенсацию в науке, дав богатейший материал как для истории земной жизни и последних дней Спасителя, так и для истории христианских построек эпохи Константина Великого в Палестине. По личной просьбе Великого князя Сергия Александровича архимандрит Антонин взял на себя руководство строительством церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании (1885–1888). По указанию архимандрита Антонина на приобретённых им землях строились приюты для паломников и школы для детей православных арабов. При миссии был создан музей. В конце жизни о. Антонину удалось оформить 6 из 12 приобретённых им участков в принадлежавшим ему «вакуф» (особая форма религиозного землевладения в мусульманском праве); согласно завещанию архимандрита Антонина, все его землевладения (кроме одного участка) были оставлены Святейшему Синоду Российской Церкви. Собственность России на остальные участки официально оформлял уже после смерти о. Антонина русский генеральный консул А. Г. Яковлев.

Во второй половине 1860 года архимандрит Антонин участвовал в подготовке к изданию актов русского монастыря святого Пантелеимона на Афоне. В октябре-ноябре 1867 года он изучал рукописи Патриаршей библиотеки в Иерусалиме, грузинские рукописи Крестного монастыря; в июне 1868 года работал над каталогом рукописей и старопечатных книг Лавры святого Саввы Освященного (около 700 ед. хр.). С начала августа до 18 сентября 1870 года он вместе с помощниками составил описание 1310 греческих, 38 славянских и 500 арабских рукописей библиотеки монастыря великомученицы Екатерины на Синае; за этот труд он получил в дар от братии монастыря уникальную рукопись – так называемые Киевские глаголические листки, переданные им позднее в библиотеку Киевской духовной академии. В палестинский период расширяется его личная коллекция рукописей, в которой, помимо греческих, имелись также славянские (кириллические и глаголические), арабские и древнеевропейские рукописи, греческие и славянские старопечатные книги, памятники византийского искусства, монеты. Архимандриту Антонину принадлежит исследование, выявившее смешение в агиографической традиции сведений о святителе Николае Мирликийском с житием святителя Николая Пинарского, значителен его научный вклад как археолога и литургиста.

Научные заслуги архимандрита Антонина были отмечены избранием его членом многочисленных учёных обществ и учреждений России и Европы: Афинского археологического общества (1854), Одесского общества истории и древностей (1856), Императорского Русского археологического общества (чл.-кор. с 1857, почётный член с 1884), Московского общества любителей духовного просвещения (1869), КДА (1870), Немецкого восточного археологического общества (1872), Киевского церковно-археологического общества (1873), СПбДА (1873), Императорского Православного Палестинского Общества (1882), МДА (1888) и др. За свою усердную деятельность он был отмечен многими государственными и церковными наградами.

Скончался архимандрит Антонин (Капустин) 24 марта 1894 года в Иерусалиме. Похоронен в построенном им соборе Вознесения Господня в русском Вознесенском монастыре на Елеонской горе.

Собранная им коллекция рукописей (около 100 ед.) в 1898–1899 была приобретена Императорской Публичной библиотекой; в настоящее время хранится в Киеве (ЦНБ НАНУ, Киево-Печерская Лавра) и Санкт-Петербурге (РНБ, РГИА). Эпистолярное наследие архимандрита Антонина не систематизировано и находится в разных фондах.

 

Поделиться: