Преображение и Яблочный спас: что православные празднуют 19 августа

Фото: Сергей Мамонтов, РИА Новости
Фото: Сергей Мамонтов, РИА Новости
В понедельник, 19 августа, православные празднуют Преображение Господне или, как говорят в народе, Яблочный спас. Но главное событие, которое отмечает Церковь, касается вовсе не яблок.
И слово «спас», входящее в народное название праздника Преображения, надо бы написать с заглавной буквы – Спас, потому что это сокращение от слова «Спаситель» – одного из имён Бога. Кстати, Иисус по-гречески и означает Спаситель. Так вот, праздник Преображения Господня – это праздник в честь Иисуса Христа, то есть Спасителя, хотя яблоки здесь тоже неслучайны, но об этом позже.
 
Преображение – любимейший в народе праздник. Неслучайно у нас было так много храмов, освящённых в честь Преображения Господня, Преображенских площадей, улиц и деревень. Первый линейный парусный корабль Черноморского флота России, оснащённый 66 пушками, получил имя «Преображение Господне», и с этим именем, в составе легендарной эскадры контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова, вошёл в историю русской воинской славы (1789–1791 гг.). Старейший гвардейский полк Русской Императорской армии – полк элитный, сформированный ещё Петром, – носил гордое имя Лейб-гвардии Преображенский полк. Празднику Преображения посвящали стихи Блок и Есенин.
 
А вот что про этот день писал Иван Сергеевич Шмелёв: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе – доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, – зелёно-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, – не идёт ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, – поспела, закраснелась. Будем её трясти – для завтра».

Но что за событие легло в основу праздника? 19 августа Церковь вспоминает событие Преображения Христа, произошедшее перед тремя Его учениками – Петром, Иаковом и Иоанном. Дело было на горе Фавор, и этим Своим Преображением Иисус впервые явил ученикам Свою Божественную суть. «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», – читаем мы в Евангелие.

И тут стоит понять, что означает сам термин «преображение»? Метаморфоза, изменение, причём изначально внутреннее. Видоизменение, превращение, трансформация… Все это синонимы, они близки по смыслу, когда речь идёт о преображении природы – «с приходом весны лес преобразился», или человека – «Андрей увидел, как Наташа Ростова преобразилась». Когда же говорят о преображении Бога, то, во-первых, само слово начинают писать с заглавной буквы. А во-вторых, держат в уме тот факт, что только словом «Преображение» и можно описательно определить то таинственное явление, которое произошло с Иисусом почти две тысячи лет назад, на глазах у Его учеников. Явление, зримо показавшее этим троим ученикам Иисуса, что Он имеет Божественную сущность.

Вот как об этом событии рассказывает евангелист Лука: «Через восемь дней после того, как апостол Павел торжественно назвал Иисуса Мессией, то есть Христом, Иисус, взяв с Собою трёх учеников – Петра, Иоанна и Иакова, взошёл на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним. Это были Моисей и Илия, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме».

О чём они беседовали: Иисус и два Ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мёртвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греху и смерти.

«Петр и его спутники забылись дремой, – читаем дальше в Евангелии от Луки, – а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает евангелист Лука. Действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были потрясены увиденным. – Пётр ещё не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?» (9:9-10).

Так, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знамение о том, что Иисус есть Сын Божий.

Иконы праздника обычно изображают именно этот момент: Иисус в ореоле фаворского света – сияния, увиденного апостолами. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей. У Моисея в руках Скрижали Завета – каменные доски с десятью главными законами. А в нижней части иконы – апостолы, павшие ниц и прикрывающие свои лица руками: так нестерпимо ярок свет, устремляющийся к ним в виде изломанных лучей.

Икона «Преображение Господне». Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе. Преображение Иисуса Христа – событие таинственное и мистическое, произошло незадолго до последней Пасхи земной жизни Иисуса, в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и Каппадокии (сейчас это территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвящённое богини любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гуляния в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая – винограда.

В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя – Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещённым с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам плодов земных. Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть, и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединённости!

«Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зелёные, но под влиянием лучей видимого солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей отогреваться, духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъём на гору Фавор – это наше хождение вслед за Христом и очищение наше от греха», – писал епископ Мефодий (Кульман).

Правда, в народе существовала своя версия, почему на Преображение в храмах освящают яблоки. Послушаем шмелёвского героя «Лета Господня» Горкина: «А сколько у нас Спасов?.. Три Спаса. Первый Спас – загибает Горкин жёлтый от политуры палец, страшно расплющенный, – медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, ёд можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, – яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшёл на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведётся, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут».

Яблоки, действительно, поспевали только к 19 августа, и после праздничной службы было принято не только самим есть освящённые плоды, но и угощать ими всех, а особенно бедных.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры! 

               Пастернак, стихотворение «Август». 

Тончайшие переживания поэта, ощущающего, что Преображение – это не просто событие далёкой истории, событие, произошедшее с Сыном Божьим, но и нечто, что может пережить каждый из нас. Тайна, связующая человека с Богом. Преображение – существенное изменение образа, проявление в уже известном нового, ещё неведомого качества. И если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение «он весь светится от радости», мы поймём, что Преображение Господне – это не просто некое событие, имевшее место быть почти две тысячи лет назад. Нет, это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы.

Источник: rg.ru

 

Поделиться: