Пономарев Степан Иванович (1832-1913)

Старинный город Конотоп – свидетель бурных исторических событий и родина Пономарева

Степан Иванович родился 3 августа 1828 года в городе Конотопе на Украине. Ныне Конотоп входит в Сумскую область. Во времена Пономарева это был уездный город Черниговской губернии. 


Дом, в котором родился С. И. Пономарев (ныне не существует)
Фото Магазин антикварной книги Русский библиофил

Экскурс в историю родного города Степана Ивановича поможет нам понять, где проходило его детство и юность, какие события, легенды и обстановка его окружали, под воздействием чего формировались личность и мировоззрение будущего библиофила и краеведа.

Что же представлял из себя город Конотоп при жизни Пономарева? Какова его история?

Места, где основан город, имеют богатую историю, со следами присутствия разных народов и разных культур. Точная дата, когда в этих землях стали постоянно селиться люди, неизвестна, но историки находят на этом месте поселения, начиная с эпохи неолита до возникновения Киевской Руси. Предположительно считается, что во времена Киевской Руси эти земли принадлежали Путивльскому княжеству, возможно, на этом месте был город Липовецк, но после нашествия татаро-монгол на Киевскую Русь примерно до XVI века здесь царило запустение. Затем земли эти неоднократно переходили под власть разных князей, находились во власти Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, становились объектом вооруженных территориальных споров между Москвой и Польшей.

Примерно в 1635-42 годах Конотоп был отстроен и укреплен как крепость. В 1650 году он как фортеция появляется на «Специальной карте Украины», примерно в это же время обозначается и на европейских географических картах как крупная крепость. В войне 1648-1654 годов Конотоп стал местом дислокации Черниговского, а затем Нежинского полков.

В 1652 году конотопчане поднялись против польской шляхты, убили старосту Сосновского, его жену и 5 детей. Трупы убитых восставшие бросили в колодец при крепости, там они пролежали 3 месяца, а потом на праздник Воздвижения Честного Креста вода в колодце поднялась на 20 метров и подняла тела убитых, они оказались без признаков тления. После того, как их захоронили по христианского обычаю, вода пошла на убыль. Эта история под названием «конотопское чудо», была описана затем черниговским архиепископом Ф. Гумилевским – современником Пономарева, с трудами которого хорошо был знаком Степан Иванович и освещению деятельности которого посвятил отдельный биографический труд. /1/

После объединения России и Украины в 1654 году русский царь Алексей Михайлович взял украинцев под свою защиту, но после предательства гетмана Ивана Выговского, который захотел подписать соглашение с Польшей, под Конотопом в 1659 году произошло сражение, закончившееся поражением для русских войск. (Теперь на этой битве в Украине много спекулируют). Изменник Выговский выставил против 30-тысячной русской армии, в составе которой была «царская гвардия», состоявшая в основном из молодых московских дворян и жильцов Московского разряда, свои казацкие полки (около 16 тысяч), польский отряд Потоцкого (3800 человек) и крымско-татарскую орду с ханом Магмет-Гиреем (около 30-40 тысяч человек). Кстати, предатель Выговский был затем самими же поляками казнен. /2/

В 1663 году польская армия короля Яна ІІ Казимира захватила и разорила Конотоп.

В начале XVIII века, во времена Северной войны, на украинской земле шла ожесточенная борьба против шведской армии, боевые действия разворачивались и вокруг Конотопа, в соседнем городе Батурине был разгромлен оплот шведов. Русские войска под предводительством А. Меньшикова, совместно с казаками и конотопской сотней разгромили поблизости от Конотопа шведский отряд генерала Линрота, убив его и несколько человек из его свиты. Вооруженные баталии, знаменитая Полтавская битва и партизанская борьба против шведов породили в местных краях богатый фольклор, где красочно описывалось сопротивление местных жителей иноземным захватчикам. В Полтавщине еще в конце XIX в. называли «побиванками» курганы, в которых были похоронены шведские солдаты, перебитые украинскими партизанами. Эта традиция двести лет жила в народе, передаваясь от отца к сыну. /3/

Необходимо отметить, что все эти распри сопровождались и противостоянием религий. Укоренившееся со времен Киевской Руси православие, которое поддерживалось связями с Византией, местным населением, среди которого было много бежавших от турок представителей славянских народов, и образовавшимся впоследствии казачеством постоянно подвергалось гонениям со стороны татаро-монгольских племен, а затем и католических захватчиков. Особенно опасная ситуация создалась для православия на рубеже XVI-XVII веков, когда иерархия и духовенство были почти уничтожены поляками. Православие возродилось, благодаря поддержке простого люда.

Гонения на православие породило много преданий. Вот, например, одно из них. В окрестностях Конотопа есть Батуринский Крупицкий Николаевский монастырь, точная дата основания которого неизвестна, но во времена батыевого нашествия он был весьма укрепленной крепостью. Чудотворный образ св. Николая Мирликийского и частица мощей вмц. Варвары составляли главную святыню монастыря. Образ святителя был обретен в древние времена в пуще леса близ села Осич в Черниговской губернии, на этом месте и была заложена монашеская обитель. Разоренный крымскими татарами и литовцами, он был возобновлен в XVI в. При монастыре была богатая библиотека и архив. Крупицким назван от крупиц, падавших близ монастыря во время голода при нападении татар. Чудо, случилось во время осады, когда голодавшим и молившим о милости осажденным Господь послал спасение – «над монастырем явились облака, из которых посыпалась крупа – «манна» небесная, насытившая людей». Предание об этом написано на Евангелии напрестольном собственною рукою св. Димитрия Ростовского, бывшего здесь в 1682-83 игуменом. /4/

На украинской земле было много чудотворных икон Богородицы. В окрестностях Конотопа, в селе Мельня издавна хранится Мельнинская икона Божьей Матери, точная копия иконы Корсунской Богоматери, которую князь Владимир привез из Корсуня в Киев.

В тех же местах, в селе Дехтяровке Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, хранится Дехтяровская икона Божьей Матери, именующаяся так по месту своего пребывания. «Сия икона явилась в 1392 году; Богородица изображена на ней обнимающей обеими руками шею Богомладенца». Память обеих икон празднуется в 10-ю пятницу по Пасхе. /5/

На земле бывшей Киевской Руси со времен крещения Руси подвизались старцы и подвижники, которые примером своей благочестивой жизни сохраняли и преумножали православные традиции. Еще в 983 году неподалеку от Чернигова (Конотоп при жизни Пономарева входил в Черниговскую епархию) родился преподобный Антоний Киево-Печерский, который юношей принял постриг в Афоне, где всех удивлял своей святой жизнью. Потом он был послан в родные края руководить святой жизнью других. Основал несколько монастырей, в том числе на Болдиной горе, в честь Елецкой иконы Божией Матери, которая явилась на ели близ Чернигова в 1060 году, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича (1655-1657). В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены. В XV веке монастырь восстановили, икону вновь поставили в храме, но с XVI века история иконы неизвестна.

Во второй половине XVII века в этих местах трудился святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, который возродил Елецкий монастырь после его разорения униатами и иезуитами. Своим преемником он благословил быть ученого монаха, впоследствии прославленного как святой Иоанн Тобольский (Максимович), потомок рода которого станет в 1834 году первым ректором Киевского университета святого Владимира, выпускником которого был Пономарев С. И. /6/

Многовековые, уходящие корнями во времена крещения Руси православные традиции этих мест, видимо, глубоко чтились в семье Пономаревых, крепкие основы православия были заложены в душу Степана с раннего детства, поскольку известно, что Степан Иванович был глубоко верующим человеком.

В царствование Екатерины II в 1781 году были организованы наместничества (губернии) и Конотопщина сначала подчинялась Новгород-Северскому наместничеству, а с 1791 года стала числиться в составе Черниговской губернии. В 1782 был нарисован план Конотопа и утвержден его герб, который отражал богатую историю города – на прямоугольном щите красного цвета изображены золотой Андреевский крест, под ним серебряный месяц, над крестом шестиугольная звезда. Вот такие, казалось бы, несоединимые элементы герба увековечили динамичную историю города.

Название свое город предположительно получил от речки Конотопки, но среди местных жителей можно услышать легенду, что город назван так Екатериной II, у которой в местном болоте «потопли кони».

В XIX веке, когда в 1828 году в Конотопе родился С. И. Пономарев, город был достаточно развитым уездным центром. В 1803 году Александром 1 был утвержден план перепланировки города, старые улицы выпрямлялись, новые разбивались на кварталы, улицы города выходили за его пределами на дороги, ведущие в соседние города. К середине XIX века население города насчитывало 9 тыс. человек. Через него пролегала Курско–Киевская железная дорога, затем была протянута ветка до Москвы, и Конотоп стал узловой станцией Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, в нем была Главная железнодорожная мастерская. На конец XIX-нач XX века в Конотопе было 35 промышленных предприятий с 7 тысячами работников, наиважнейшими были 5 кирпичных заводов, механический и чугуноплавильный завод Д. Кетхудова, основанный в 1868 году, рессорная мастерская Шитова, чешский пивоварный завод Гернера, паровая автоматическая мукомольня Воровича и другие. Там были доступны для получения образования церковно-приходские школы, женская гимназия, железнодорожное училище, коммерческое училище. Благодаря усилиям О. М. Лазаревского – видного украинского историка – был открыт исторический музей и архив при Конотопском земстве, библиотека, народный дом трезвости. В Конотопе неоднократно бывал Н. В. Гоголь. В 1859 году город Конотоп и село Гиревку посетил Т. Г. Шевченко. /1/

Таким образом, с детства Сергея Ивановича окружала атмосфера края с динамичной историей, уходящей в седую древность, с богатыми культурными связями, порожденными многими национальными особенностями и противоречиями, а также тысячелетними православными традициями.

Известно, что родился Степан Иванович в семье служащего. Несмотря на то, что был довольно болезненным ребенком, он рано проявил любовь к учению, окончил в Конотопе церковно-приходскую школу в 1840 году, некоторые источники указывают, что он учился еще и в уездной школе, где будто бы показал хорошие способности, но тогда появляется неувязка в хронологии, потому что в 1841 году он уже поступает в Нежинскую гимназию.

Источники
 
1. Сайт города Конотопа
2. И. Бабулин. "Дикие танцы" на конотопском поле. Военно-исторический журнал «Рейтар» № 25 
3.  Тарле Евгений Викторович. Северная война и шведское нашествие на Россию, глава 3, стр. 666
4. Чудотворная святыня в Яковлевском  монастыре//Ростовский вестник, 2003, № 88. 8 июля. 
5. Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Май. Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.  
6. Месяцеслов  5(18) февраля
Поделиться: