Паломничество. Долгая дорога в Тотьму и Великий Устюг

Добраться до Великого Устюга из Москвы не так-то просто: либо надо преодолеть почти 950 км на автотранспорте, либо можно доехать на поезде до Котласа, а затем – на автобусе от железнодорожной станции Котлас-Южный. Этот северный город хоть и находится в Архангельской области, но между ним и Великим Устюгом всего лишь 69 км. Мы выбрали «щадящий» второй вариант, проведя более 20-и часов в поезде дальнего следования. За окном – бескрайние леса, полноводные и широченные северные реки, непроходимые болота, редко встречающиеся деревеньки и … белые ночи.
Путь из архангельского Котласа лежал сначала в вологодскую Тотьму и занял 4 часа. В основанном в 1137 году городе сохранилось несколько красивейших церквей: Входо-Иерусалимская, Троицкая, Рождества Христова… Но наша первая остановка была сделана в Спасо-Суморине (Преображенском) монастыре.
Тотьма. Паломники в Спасо-Суморине монастыре
Справка: Монастырь был основан в 1554 году, получив название по главной Спасской церкви и по фамилии основателя, преподобного Феодосия Суморина. Испросив грамоту от царя Ивана Грозного и получив благословение Московского митрополита Макария, он с помощью тотемских граждан возвёл деревянную шатровую церковь во имя Преображения Господня с трапезной. В 1568 году Феодосий умер и вскоре после его смерти была построена вторая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1685—1689 годах ветхие деревянные церкви разобрали, вместо них возвели каменный собор с Введенским приделом, положивший начало последующему монументальному строительству в Тотьме. После обретения мощей преподобного Феодосия в 1796 году собор перестроили в теплый в духе архитектуры классицизма, сделав над ним надстройку с куполом и главой. Свой нынешний облик в духе сооружений архитектора Константина Тона здание приобрело после серьёзной перестройки в 1876—1880-х годах, в процессе которой собор надстроили и увенчали пятью главами, алтарную часть соорудили заново, а все фасады украсили обильным декором, стилизованным под архитектуру XVII века.
Вознесенский собор обители
Главную роль в архитектурном ансамбле играет Вознесенский собор. Первый деревянный храм Вознесения появился здесь вскоре после 1690 года. В 1757—1764 годах его сменило каменное сооружение, которое, стало быстро оседать и разрушаться из-за слабого грунта. Поэтому в 1796—1801 годах был построен новый собор. Свой нынешний облик он приобрел к 1825 году, после пристройки к нему с западной стороны обширной трапезной с приделами и портиком. Вознесенский собор выполнен в стиле позднего классицизма. Архитектор И. Б. Медведев установил, что зодчим был Василий Казаков, сын архитектора Матвея Казакова. Интерьер Вознесенского собора почти не сохранил своего прежнего убранства, кроме лепнины в стиле классицизма в отделке стен. Стены и купол покрывают сильно испорченные росписи, выполненные в 1860-х годах академиком живописи Платоном Тюриным.
В 1823 году в монастыре был похоронен основатель Форта Росс Иван Кусков. В 1844 году над местом обретения мощей преподобного Феодосия была устроена церковь во имя всех Вологодских чудотворцев.
После закрытия в 1919 году здания Спасо-Суморина монастыря использовались для различных хозяйственных целей: в разное время здесь размещались техникум, воинская часть, отделы музея и другие учреждения.
Монастырская угловая башня
В июле 2014 года митрополит Вологодский Игнатий благословил открытие Архиерейского подворья «Спасо-Суморин монастырь» и направил сюда настоятелем иеромонаха Феодосия (Писарева). В конце 2015 года здания Вознесенского и Преображенского соборов и северное крыло келейного братского корпуса были переданы в пользование Архиерейскому подворью «Спасо-Суморин монастырь». 15 сентября 2016 года, в день памяти обретения мощей Феодосия Тотемского, в монастырь торжественным крестным ходом были возвращены мощи преподобного.
Единственный клирик Архиерейского подворья иеромонах Феодосий встречал нас как самых дорогих и долгожданных гостей: не обращая внимания на свинцовые тучи и свежий ветер, батюшка вышел нам навстречу, поприветствовал пасхальным возгласом «Христос воскресе!» и повел всех нас по большой скрипучей деревянной лестнице в храм. Там, перед ракой с мощами преподобного Феодосия Тотемского, был совершен молебен.
Молебен перед гробницей с мощами прп. Феодосия
На сколоченном из досок иконостасе – большие и малые бумажные иконы; на стенах – пережившие годы безбожной советской власти фрагменты росписей; деревянные полы и огромные оконные рамы, сквозь которые зимой, наверняка, беспрепятственно пробирается мороз и северный ветер: но даже в таких суровых для столичных паломников условиях молиться здесь было легко и душеспасительно. После молебна отец Феодосий каждого помазал освященным елеем, дал время на написание записок, приобретение икон и свечей, с кем-то даже успел побеседовать, ответив на волнующие приезжих издалека вопросы, а потом пригласил паломников и гостей на чай.
В трапезной Спасо-Суморина монастыря
В светлой и уютной трапезной нас ждал монастырский завтрак: каша, сыр, масло, вареная картошка и соленые огурцы. Батюшка подошел ко всем сотрапезникам и вручил каждому по вареному яйцу, сопроводив эту раздачу яиц апостольскими словами «Христос воскресе!». А потом – чай с конфетами, вареньем и пряниками. После пищи для тела последовала пища и для души: отец Феодосий поделился своими мыслями о тайне рождения и смерти, о цели христианской жизни, о смысле и содержании происходящих вокруг нас событий…
Слово назидания иеромонаха Феодосия
На память о посещении Спасо-Суморина монастыря его единственный насельник подарил каждому паломнику сборник своих проповедей, чтобы после скоротечного визита в обитель можно было взять в руки книгу, прочесть одну или несколько глав и вспомнить не только про Тотьму и Архиерейское подворье, но и молитвенно обратиться к преподобному Феодосию, помянув добрым словом и его тёзку – иеромонаха Феодосия, неутомимого труженика и молитвенника.
Тотьма. Храм Рождества Христова
Тотьма. Храм Входа Господня в Иерусалим
Начавшийся было дождик не помешал нам посетить в Тотьме храмы Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. На северной стене Успенской церкви установлена мозаичная икона святого праведного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого: этот образ обозначает место погребения святого праведника, мощи которого покоятся под спудом. Пропев величание блаженному Андрею и обозрев с высокого берега своенравную реку Сухону, мы отправились в Великий Устюг.
Тотьма. Успенская церковь. Место упокоения блж. Андрея
Тотьма, Сухона, Устюг – во всех этих топонимах ударение ставится на первый слог: ощущается влияние финно-угорских языков. А уж какие интересные и не привычные для средне-русского жителя названия рек и деревень встречались нам по дороге: реки Еденьга, Порша, Сельменьга, Городишна, селения Игмас, Нюксеница, Звегливец, Наволоки, Исады, Кичуга, Печерза, Онбово, Гледен …
По дороге из Тотьмы была сделана непродолжительная остановка в Дымковской слободе, которая расположена напротив Соборного дворища, на другом берегу реки Сухоны. Интересно, что, несмотря на название, слобода не имеет никакого отношения к дымковской игрушке, которую делают в Кирове.
Димитриевский и Сергиевский храмы в Дымковской слободе
Дымковский приход – один из древнейших в окру́ге. Считается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы здесь были выстроены и освящены в 1383 году. В XVII веке зажиточные жители могли себе позволить сразу две церкви: летний неотапливаемый храм Дмитрия Солунского и отапливаемый – преподобного Сергия Радонежского. Их можно увидеть и сегодня, а вот от изящной ограды сохранились только ворота с тремя арками.
Вид на Великий Устюг с противоположного берега Сухоны
Через некоторое время мы оказались в Великом Устюге – городе, в котором сохраняется размеренный ритм жизни, кое-где имеются деревянные тротуары и до сих пор отсутствует железнодорожное сообщение.
Справка: Хрестоматийной версией истории основания города Великого Устюга является вариант северных летописей – Устюгской, Двинской, Вычегодско-Вымской и более поздних редакций летописцев Титова и Вологдина. Все эти источники говорят об образовании древнейшего города «на горе, которая и доныне нарицается Гледен… при устье реки Юга» князем Ростовским Всеволодом Большое Гнездо в 1178 году, а Устюг несколько десятилетий спустя появился «в месте, зовомом Чёрный Прилук». Построил его сын Всеволода Константин.
Великий Устюг – один из 15-и древних русских городов наряду с городами Золотого Кольца. Из построек преобладают древние храмы, обители и монастыри. Первоначальным детинцем Великого Устюга считается нынешнее Соборное дворище, заселение которого прослеживается с середины XII века. По одной из версий, Великий Устюг возник как форпост соседнего Гледена. Первое неоспоримое письменное упоминание: в 1212 году преподобным Киприаном Устюжским основан первый на Русском Севере — Михайло-Архангельский монастырь. Фактически это дало толчок развитию города на левой стороне реки Сухоны.
В 1218 году Устюг подвергся нападению камских булгар, ведших борьбу с русскими князьями за волжско-камский водный путь, дававший выход к богатым охотничьим угодьям. Город был разграблен монголо-татарами в 1238 году, но сумел быстро восстановиться.
В XIV—XV веках борьба, разгоревшаяся за Север, не оставила в стороне и Устюг. Новгородцы шесть раз нападали на него. Устюжане выступали на стороне московских князей. В 1399 году, после очередного нападения и разорения со стороны новгородцев, Устюжский кремль был отстроен заново на новом месте, известном сегодня как Городище. В 1446 году Устюг отразил набег татар.
Благодаря выгодному географическому положению (в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю), город продолжал развиваться как торговый центр. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий.
XVII век был веком расцвета Великого Устюга, как и для других городов, стоявших на Северо-Двинском водном пути. Практически вся внешняя торговля Русского государства, ввиду отсутствия выхода к Балтийскому морю, осуществлялась по Двине через Архангельск.
По примеру святителя Стефана Пермского устюжане осваивают новые земли: двигаются в Сибирь, на Дальний Восток, в Русскую Америку. Напоминанием об этом в современном городе служат улицы, названные именами устюжан Дежнёва, Атласова, Михаила Матвеевича Булдакова, Неводчикова, Шалаурова, Бахова.
В XVIII веке в связи с перемещением торговых путей Великий Устюг, как и многие другие северные города, утратил торгово-транспортное значение. С утратой былой славы менялось и административное положение Устюга. В 1708 году, когда Пётр I разделил страну на восемь губерний, Великий Устюг вошёл в состав Архангелогородской губернии, стал центром Великоустюжского уезда и получил статус провинциального города. В XIX век он вступил в качестве уездного города Вологодской губернии.
В 30-е годы XX века нанесен большой урон самобытному архитектурному облику города, было разрушено и обезображено множество соборов, церквей и часовен. В частности, снесены церкви Иоанна Предтечи, Пресвятой Троицы (1705), князя Александра Невского (1707), великомученицы Варвары (1709), преподобного Варлаама Хутынского (1704), Воскресения (1710) и Рождества Христова (1716), Иоанна Богослова (1720), апостолов Петра и Павла (1749), а также Яиковский Филипповский монастырь.
За несколько минут до его закрытия мы успели посетить Прокопьевский кафедральный собор, где под сенью находится гробница с мощами святого праведного Прокопия Устюжского. Перед Великоустюжской святыней руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко) совершил молебное пение.
Великий Устюг. Прокопьевский кафедральный собор. Молитва у раки с мощами прав. Прокопия
Рядом с гробницей лежит камень, который связан со святым Прокопием: этот камень выпал из "каменной тучи" и был принесен Прокопием к месту, где позже был построен собор. Камень считается местом, где святой любил сидеть и размышлять.
Камень праведного Прокопия
Справка: Прокопьевский собор Соборного дворища посвящён святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга († 8.07.1303). Немец по происхождению, он принял православие и остался навсегда на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия – юродство Христа ради. Прокопий, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых – спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года.
Еще в 1471 году, до официального прославления Прокопия в лике святых, на берегу реки Сухоны, близ Успенского собора, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь – в благодарность за спасение от тяжёлой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освящённый во имя благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, и на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый.
В 1668 году иждивением устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Описание его содержится в писцовой книге 1676–1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь – святого Прокопия, Устюжского чудотворца». Мастером, строившим её, был устюжанин Петр Котельников. На протяжении трёх с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году к нему был пристроен придел, освящённый во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.
Украшение собора святого Прокопия Праведного – великолепный резной золочёный пятиярусный иконостас, возведённый в первой половине XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая «иконостасу вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора – цельное собрание устюжской живописи XVII–XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам.
В 17:00 колокольный звон известил жителей и гостей Великого Устюга о начале вечернего богослужения в Иоанновском соборе, где хранится еще одна святыня Вологодской митрополии – мощи святого праведного Иоанна Устюжского. Паломники помолились за богослужением, приложились к мощам святого Иоанна и были помазаны освященным елеем. Богослужение возглавил клирик собора иерей Андрей Игнатьев в сослужении игумена Серафима (Кравченко) и диакона Иоанна Холодилова.
Великоустюжский Иоанновский собор. Помазание паломников елеем
Поужинав перед дальней дорогой, мы еще раз обозрели из окна автобуса Великий Устюг, его удивительной красоты храмы и соборы, особняки и торговые ряды.
Как справедливо заметила Татьяна Рогова – одна из постоянных паломниц из храма святых Константина и Елены в Митино, «ехали более 20-и часов на поезде, потом 4 часа на автобусе, пробыли в Тотьме и Великом Устюге по 2 часа, но зато приобрели любовь, тишину сердечную и мир душевный. Это бесценно!»
Руководитель Паломнической секции ИППО
игумен Серафим (Кравченко)