Комментарий Управляющего делами ИППО «Независимой газете» о ситуации с передачей Александровского подворья России

ИППО надеется вернуть Александровское подворье уже в этом году. Фото с сайта www.orthodoxographia.com
ИППО надеется вернуть Александровское подворье уже в этом году. Фото с сайта www.orthodoxographia.com
В год, когда Россия и РПЦ готовятся торжественно отпраздновать 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского, в Иерусалиме разгорелся конфликт вокруг Александровского подворья.

Кроме того, подворье отмечает 130-летие с момента открытия. Здание расположено в центре Старого города, неподалеку от храма Гроба Господня.

Трения возникли между Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) и российским Императорским православным палестинским обществом (ИППО). Спор затронул и третьего участника проходящих в Окружном суде Иерусалима судебных тяжб за подворье – Православное палестинское общество Святой земли.

25 января на официальном сайте Зарубежной церкви от имени Верховного совета Православного палестинского общества РПЦЗ (ППО РПЦЗ) было опубликовано заявление, в котором говорилось, что «Александровское подворье с храмом Александра Невского находится в ведении Русской духовной миссии РПЦЗ, а здание Александровского подворья – в ведении ППО в составе Верховного совета». При этом в документе подчеркивается, что «РПЦЗ никогда не возражала против взаимодействия с Российской Федерацией (РФ) в делах Александровского подворья при условии сохранения за Архиерейским синодом РПЦЗ канонической ответственности за его церковно-богослужебное и пастырское окормление». На том же сайте можно прочитать заявление канцелярии Архиерейского синода РПЦЗ от 23 января о том, что согласно решению арбитражного суда, вынесенному в Израиле в 1996 году и подтвержденному на международном уровне в 1997 году, «Православное палестинское общество, находящееся в ведении Архиерейского синода Русской зарубежной церкви, является законным владельцем Александровского подворья».

Поводом для подобных утверждений стало обращение 18 января председателя российского ИППО Сергея Степашина к израильским правоохранительным органам с требованием взять под охрану Александровское подворье после того, как на него совершил «нападение» представитель Зарубежной церкви. «13 января иерей Роман Гультяев, один из клириков РПЦЗ в Израиле, самовольно явился в Александровское подворье, начал шантажировать сестер, сломал замок в храме Александра Невского, ворвался туда, запугивал людей», – приводит его слова «Интерфакс-религия». По мнению Степашина, причиной инцидента стало то, что 7 января областной суд Иерусалима отказал Русской духовной миссии РПЦЗ в ее апелляции (дело № 41538-07-20) на решение о регистрации Александровского подворья за Россией. Как пояснил Степашин, РПЦЗ хотела, чтобы суд признал это подворье ее собственностью, а не собственностью Российского государства. Ранее председатель ИППО говорил, что в октябре 2020 года регистратор недвижимого имущества Министерства юстиции Израиля принял решение о возобновлении регистрации здания подворья за РФ. Степашин выразил надежду, что историческая недвижимость вернется в собственность России уже в этом году.

Согласно информации на сайте Окружного суда Иерусалима, по делу № 41538-07-20 прошло как минимум девять заседаний. Первое из них состоялось 20 июля 2020 года. Заявителем апелляции указана некая палестинская православная ассоциация «Православное палестинское общество (Holy Land)». При этом среди респондентов, помимо надзорного органа Иерусалима по регистрации земель, значатся также Российская Федерация, Секция Святой земли Православного палестинского общества и Православное палестинское общество Святой земли.

Упомянутое ППО Святой земли, также претендующее на недвижимость, зарегистрировано в Мюнхене. Его возглавляет Николай Воронцов-Гофман. И российское ИППО, и ППО РПЦЗ крайне негативно высказываются в отношении как самого Гофмана, так и его организации. Они уверены, что тот «цинично использует святыню и достояние русского народа как способ наживы». Сам Воронцов-Гофман в беседе с «НГР» заявил, что только его общество имеет все права на подворье: «Права на Александровское подворье вот уже 100 лет предъявляют все кому не лень. Это было и в 1920-е годы, когда митрополит Евлогий (Георгиевский. – «НГР») из Парижа также хотел предъявить свои права на комплекс. Тогда все решили, что, мол, если в России больше нет императора, то подворье должно достаться им.

Однако напомню, что большинство членов совета ИППО вместе с тогдашним председателем общества князем Ширинским-Шихматовым вынуждены были бежать за границу после революции 1917 года и там возобновили работу исторического общества, деятельность которого началась в 1882 году. На подворье сейчас претендует российское ИППО, которое, по сути, появилось только в 1992 году, и РПЗЦ, у которой как таковых прав на подворье нет, но по сложившейся традиции они с 1919 года служили на подворье. Поэтому у них есть хоть какое-то обоснование своих прав – они больше и дольше всех там служат».

Воронцов-Гофман также сообщил, что в свое время именно его часть разделенного по разным странам и даже континентам исторического ИППО приняла архитектурный ансамбль, участок под который был куплен на личные средства русского императора Александра III. «Я принял подворье в 2004 году. Оно было закрыто распоряжением муниципалитета почти 10 лет, поскольку находилось в аварийном состоянии. И за эти 17 лет мы на собственные средства смогли его не только восстановить, но и украсить, полностью отреставрировать», – рассказал он. Что касается регистрации подворья за РФ, то собеседник заметил: «Регистрация участка за кем-то – это еще не решение суда. Суд не вынес окончательного приговора. Регистратор действовал по указанию премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который нашел какой-то закон Британского мандата 1920-х годов. Согласно ему, все спорные вопросы могут быть разрешены британским губернатором. Ссылаясь на этот закон, Нетаньяху заявил, что он – единственный, кто может решить вопрос о том, в чьей собственности быть подворью». «Но это не так. Суды еще в разгаре», – уверен собеседник «НГР».

Современное Православное палестинское общество под эгидой Архиерейского синода РПЦЗ появилось в середине 1980-х годов после раскола единой зарубежной организации и смены начальника Русской духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме. Сегодня оба ответвления уверены, что именно они являются историческими правопреемниками императорской православной организации. Напомним, что в 1986 году был лишен церковного сана епископ Антоний (Граббе), возглавлявший и миссию (с 1968 года), и общество (с 1983 года). С 1994 по 2004 годы Граббе, уже будучи архиереем сначала Греческой старостильной церкви Америки, а затем Российской православной автономной церкви, был председателем отделения ППО Святой земли, которое сейчас возглавляет Воронцов-Гофман. Параллельно с граббовской организацией в Израиле действовало и ППО РПЦЗ с практически аналогичным названием, но под управлением наблюдающего за делами духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме (с 1997 года) тогда еще епископа, а ныне митрополита Берлинского и Германского Марка (Арндта). В подчинении последнего находится и начальник Русской духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме архимандрит Роман (Красовский). Именно его председатель Совета российского ИППО в Израиле Игорь Ашурбейли практически обвинил в соучастии в нападении на подворье 13 января с.г. «Этот кощунственный поступок не мог бы произойти без соответствующего одобрения и поддержки со стороны руководителя РДМ РПЦЗ архимандрита Романа (Красовского), и он, без всякого сомнения, приравнивается к осквернению святого для миллионов верующих места», – говорится в тексте, опубликованном на сайте ИППО.

О том, что Красовский выступает против возвращения Александровского подворья России, в марте 2020 года говорил и Сергей Степашин. Согласно же заявлению канцелярии Синода РПЦЗ от 23 января с.г., конфликт был спровоцирован «группой лиц, находящихся в подчинении у гражданина Германии Николая Воронцова-Гофмана». «Лица, нелегально находящиеся на территории подворья, не пустили начальника Русской духовной миссии архимандрита Романа (Красовского), когда он прибыл на очередную Божественную литургию, совершаемую здесь по четвергам», – объяснили инцидент в канцелярии, добавив: «Представители Воронцова-Гофмана, нелегально находящиеся в государстве Израиль, уже вторую неделю блокируют доступ к этой великой святыне, пытаясь насильственно выдворить священнослужителей Русской духовной миссии в Иерусалиме (в составе Русской зарубежной церкви), которая в течение 100 лет имела исключительное право совершать там богослужения».

«НГР» отправили запросы и архимандриту Роману (Красовскому), и митрополиту Марку (Арндту), но не получили ответа. Священник Роман Гультяев ранее пояснил нашему изданию, что поскольку он «самый рядовой клирик», то говорить что-либо «не уполномочен». Однако заметил, что «московская истерика» была вызвана непроверенными фактами, а действия зарубежников никак не связаны с проигрышем в суде: «Это все глупости. Кто-то слил утку, а все взяли и подхватили. Это недоразумение, которое должно проясниться». Однако в заявлении Верховного совета ППО РПЦЗ говорится, что после воссоединения РПЦ и РПЦЗ в мае 2007 года согласно Акту о каноническом общении «недвижимость РПЦЗ остается в ее административном ведении». «До сих пор это соглашение соблюдалось обеими сторонами. К сожалению, в недавних заявлениях представителей ИППО чувствуется желание нас перессорить и снова разделить», – считают зарубежники.

Как заявил «НГР» управляющий делами российского Императорского православного палестинского общества Даниил Бурдыга, «Александровское подворье в Иерусалиме всегда принадлежало и принадлежит России». «Оно строилось на деньги российского императорского правительства, в османских регистрационных книгах было оформлено на него, британские мандатные власти это тоже признавали, а сегодня признало и Государство Израиль, – сказал собеседник нашего издания. – Александровское подворье никогда не принадлежало ни Русской православной церкви, будь то Русская духовная миссия еще до Октябрьской революции, ни РПЦЗ, так же как оно не принадлежало Императорскому православному палестинскому обществу, а было лишь в его, как тогда говорили, «заведывании», или, выражаясь сегодняшним языком, в оперативном управлении, но не в собственности. Очень важно понимать разницу. Что касается различных организаций, имеющих в своих названиях слова «православное палестинское общество», то они к Александровскому подворью отношения не имеют».

«Единственным законным правопреемником Императорского православного палестинского общества, созданного в 1882 году императором Александром III в Санкт-Петербурге, в юридическом смысле – а фактически это и есть та же самая организация – является ИППО, зарегистрированное в качестве международной общественной организации с центром в Москве, имеющей 55 отделений в регионах Российской Федерации и 29 – в зарубежных странах, и с 2005 года обладающей специальным консультативным статусом при Экономическом и социальном совете ООН, – подчеркнул собеседник «НГР». – В отличие от большинства общественных институтов и организаций ИППО после октября 1917 года не было уничтожено или ликвидировано. Оно сменило название, став Российским палестинским обществом, и находилось под опекой Главнауки Наркомпроса, а затем и Академии наук СССР. В 1992 году постановлением Президиума Верховного совета Российской Федерации обществу возвращено его историческое название, в 1993 году Минюст России зарегистрировал его обновленный устав, по своему содержанию максимально приближенный к уставу 1882 года». «В настоящее время Императорское православное палестинское общество всецело поддерживает позицию Российской Федерации и ожидает юридического оформления права собственности на Александровское подворье в Иерусалиме на имя его исторического собственника – России», – заключил Даниил Бурдыга.

Источник: ng.ru

Поделиться: