Из истории финансовой деятельности Императорского Православного Палестинского общества: всероссийские сборы денежных средств в вербное воскресение

Балдин К.Е.
В период Средневековья поездки из России на Ближний Восток с целью поклонения святыням вселенского христианства имели очень эпизодический характер. В Новое время они становились все более частыми: в XVII в. туда ехали единицы, в XVIII в. – десятки, а в первой половине XIX в. – сотни паломников. Подлинно массовый характер это движение приобрело на рубеже позапрошлого и прошлого столетий.

 В период Средневековья поездки из России на Ближний Восток с целью поклонения святыням вселенского христианства имели очень эпизодический характер. В Новое время они становились все более частыми: в  XVII в. туда ехали единицы, в  XVIII в. – десятки, а в первой половине  XIX в. – сотни паломников. Подлинно массовый характер это движение приобрело на рубеже позапрошлого и прошлого столетий.

Русские паломники сталкивались в странах Восточного Средиземноморья с массой неудобств и опасностей. Поиски недорогого и безопасного жилья в Палестине, постоянные поборы и стеснения со стороны османских властей, ксенофобия со стороны местного иноверного населения в отношении тысяч русских паломников стали одной из причин создания такой общественной организации как Императорское Православное Палестинское общество (ИППО). Главной его задачей стало создание в Святой Земле инфраструктуры для паломников – странноприимных домов, консульского обеспечения для них, организации морского сообщения от русских портов до Яффы, которая тогда являлась воротами в  Святую Землю, обеспечение того, что можно назвать мирским термином «экскурсионное обслуживание» паломников при выезде из Иерусалима в Вифлеем или Назарет.  

Все это в той или иной степени было сделано, разумеется  – не сразу. Кроме такого рода сопровождения паломников, ИППО ставило своей целью материальную, моральную и религиозную поддержку местного православного населения, состоявшего из местных арабов. Целью общества было также  научное изучение истории, археологии, архитектуры Палестины (4, c. 9–10).

Для реализации этих целей требовались значительные денежные средства, нужда в которых возрастала буквально с каждым годом. В этом отношении ИППО могло рассчитывать скорее не на правительственные субсидии, а на доброхотные даяния от самых разных слоев населения. В многом с этой целью в последнее десятилетие  XIX  в. открываются одно за другим епархиальные отделы общества. Именно через них осуществлялись сборы средств во всероссийском масштабе. Они производились разными способами – с помощью подписных листов, специальные «палестинских» кружек, куда опускали деньги или просто в виде единовременных пожертвований. Однако самые значительные средства ИППО получало в ходе массовых всероссийских акций, которые проводились ежегодно в Вербное воскресенье перед Пасхой, т. е. в праздник Входа Господня в Иерусалим.

В данной публикации мы проследим процесс подготовки, организации и результаты  этих Вербных сборов на материалах трех губерний. Для примера нами выбраны церковно-административные единицы, принадлежавшие в разным районам страны: Владимирская в Центральном промышленном районе, Новгородская  – на северо-западе и Вятская – на северо-востоке Европейской части страны.

В Палестинском обществе были выработаны правила проведения сбора в неделю Ваий (церковное название Вербной недели). Во время Великого поста их заблаговременно направляли для напоминания из Петербурга в епархиальные отделы общества. Всего таких правил было девять, в первых пунктах этой инструкции говорилось о том, что полученные из правления общества соответствующие воззвания о проведении очередного сбора должны быть напечатаны в  местных духовных официозах – «Епархиальных ведомостях». Полученные из столицы в сотнях экземпляров воззвания и печатные надписи для «сборных блюд» из епархиального центра переправлялись на места духовными консисториями. Консисторские чиновники напоминали священникам о том, что они «в точности» должны следовать полученным предписаниям [1, 1895. № 6, прилож.].

На практике в большинстве случаев эти указания неукоснительно соблюдались как на епархиальном и благочинническом, так и  на низовом, приходском уровне. Периодический орган Вятской епархии в начале января 1899 г.  сообщал, что еще в декабре 1898 г.  в Вятку через Российское общество транспортных кладей (оно доставляло по стране значительные по размеру посылки) были получены 4 ящика с воззваниями о проведении Вербного сбора и отпечатанными  типографским способом надписями для сборных блюд. В ящики были упакованы 800 отдельных пакетов, которые разослали по городам и уездам обширной Вятской епархии [2, 1899. № 1, с. 3].

Адресатами доставки этих пакетов являлись благочинные городских и сельских храмов, экономы архиерейских домов, настоятели местных монастырей, руководители духовных семинарий и училищ, епархиальных женских училищ [2, 1902. № 2, с. 19]. Таким образом, в информационном сопровождении очередного Вербного сбора была задействована вся разветвленная структура епархии сверху донизу.

По упоминавшимся выше правилам, за неделю до Вербного воскресения,  воззвания, приглашавшие к взносам, вывешивались на дверях храмов, а в день сбора священники устно рассказывали о целевом назначении средств, которые будут собраны. Сбор проводил непосредственно приходской священник по время богослужения в церкви, он обходил с тарелкой свою паству [1, 1895. № 6,  прилож.).

В первые годы проведения Вербные сборы давали не очень богатый результат как в масштабах отдельных епархий, так и в целом по стране. Это объяснялось не скупостью верующих, а тем, что, кроме Вербного сбора, в течение года в храмах проводились десятки аналогичных кампаний. Например, в начале ХХ в. в Новгородской епархии проводились следующие сборы: в пользу построения храмов в Москве во имя св. А. Невского, в пользу попечительства о глухонемых, в пользу заключенных в тюрьмах, на построение храма в память св. равноапостольной княгини  Ольги, в пользу братства св. Софии в Новгороде и др. [3, 1914. № 1–2, с. 18–19]. Причем этот список можно бы было продолжить и увеличить вдвое-втрое.

В дальнейшем среди местных батюшек выделились свои активисты Палестинского общества, которые были очень деятельны в период Вербных сборов. Например, во Владимирской губернии особенно большую активность на этом поприще проявил о. Евлампий Правдин – настоятель Воскресенского собора г. Шуи. В первый же год деятельности Владимирского отдела ИППО он собрал среди прихожан 133 р. – больше, чем любой другой клирик епархии [1, 1896. № 9, с. 152]. В дальнейшем, отец Евлампий не снижал своей активности на этом поприще. Его деятельности упоминалась практически в каждом годовом отчете Владимирского отдела ИППО [1, 1901.  № 9, с. 139; 1903. № 10, с.223].  В дальнейшем в Воскресенском соборе собирал средства на те же цели священник Павел Светозаров – преемник и зять Евлампия Правдина, которые впоследствии, в 1922 г., был обвинен в сопротивлении властям во время изъятия церковных ценностей и расстрелян (причислен к лику святых как новомученик в 2000 г.) [1, 1909. № 17, прилож., с. 5].

В ежегодных отчетах отделов ИППО публиковались итоги сборов по отдельным храмам, о деятельности отдельных клириков в этом направлении. Во Владимирской епархии по итогам сбора 1895 г. суммы по отдельным церквям выглядели очень по-разному.  За этот год протоиерей из Иваново-Вознесенска о. В. Соловьев сдал 137 р., а протоиерей И. Александровский из того же города  – всего 8 р. Мало поступало денег от монастырей: от Спасо-Евфимиева (Суздаль) – 6 р. 40 к., а от Николо-Шартомского (Шуйский уезд)  – 1 р.  [1, 1895. № 20, с. 489–490].

Сборы, которые проводило ИППО, использовали как повод для своего обогащения различные аферисты. В «Вятских епархиальных ведомостях» появилась заметка «Предупреждение о сборщиках на святые места». В ней сообщалось, что по деревням ходят люди, которые уверяли местных жителей, что они являются священниками из Иерусалима,  и собирают средства на святые места в Палестине. При этом мошенники были одеты в монашескую одежду, а некоторые – в священнические рясы с наперсным крестом. Местные священнослужители чаще всего стеснялись спросить документы, чтобы не оскорбить мнимых «собратьев по профессии». Авторы информации в епархиальной газете призывали требовать от таких бродячих сборщиков разрешения на их деятельность [2, 1903. № 7, с. 291].

Большая активность священников-активистов делала Вербные сборы все более весомыми. В Новгородской епархии в 1898–99 финансовом году собрали на 8 % больше денежных средств, чем в предыдущем, в некоторых храмах сборы увеличились в три и даже четыре раза. В 1899–1900 году сборы снова возросли, на этой раз уже на 9,4 % [3, 1899. № 20, с. 1024; 1900. № 14–15, с. 869]. В 1899–1900 г. во Владимирской епархии было собрано 3193 р., а в следующем году  – 3258 р. [1, 1900. № 10, с. 217; 1901. № 9, с. 141].

Увеличение сборов стало возможным благодаря подготовительной работе, которая проводилась в епархиях на протяжении всего года, но особенно деятельно – в течение Великого поста.  Это время было благоприятным для обращения к массовой крестьянской аудитории, т. к. зимой и ранней весной у сельчан было гораздо меньше работы, чем летом.

В период Великого поста в городских и сельских приходах проводились чтения о Святой Земле. В ходе  их горожане и крестьяне знакомились с  сакральной историей и географией. Представители духовенства рассказывали им о городах Палестины, в которых находились священные достопримечательности – Иерусалиме, Вифлееме, Назарете, Иерихоне, Яффе, а также о Мертвом море, Тивериадском озере и пр. Во время чтений говорилось также о тех серьезных изменениях, которые благодаря Палестинскому обществу происходили в жизни российских паломников в Святой Земле – о построенных для их проживания подворьях, об хорошо организованных массовых походах из Иерусалима по другим священным местам,  об удешевлении железнодорожных и пароходных билетов, что позволяло накопить деньги и съездить на поклонение святым местам даже крестьянину среднего достатка. Методическими пособиями для таких чтений служила изданная Палестинским обществом серия брошюр под общим названием «Чтения о Святой Земле» [3, 1898. № 1, с. 60–61].

В селах чтения –проводились местными священниками. В городах аудитория такого рода массовых мероприятий была более притязательной, чем простые крестьяне – мещане, купечество, интеллигенция. Перед ними выступали представители духовенства с академическим образованием – соборные протоиереи, преподаватели духовных семинарий и училищ, епархиальных женских училищ. Например, в Новгороде чтения проводил инспектор духовной семинарии иеромонах Евдоким, а проходили они в максимально торжественной обстановке – в Софийском соборе, главном храме епархии. [3, 1897. № 24, с. 1546]. В небольшом уездном городе Сарапуле Вятской епархии духовенство проводило чтения в зале городской думы, в духовном училище и даже в тюремном остроге [2, 1897. № 13, с. 630, 634].

В ходе чтений широко применялся принцип наглядности. В частности, использовалась демонстрация «туманных картин» через «волшебный фонарь», т. е. слайдов через диапроектор. Такие картины обычно изготовлялись на стекле в крупных городах частными фирмами. Они были черно-белыми или раскрашенными от руки. Характерно, что отделам ИППО и членам этой организации слайды по соответствующей тематике продавались со скидкой в 20 % [2, 1897. № 13, с. 634; 3, 1898. № 1, с. 60–61].

На слайдах были изображены отдельные виды Святой Земли, сюжеты Нового Завета. Такого рода наглядность очень позитивно воспринималась аудиторией. Впечатление, производимое на аудиторию профессиональными лекторами, было большим, тем более, что оно сочеталось с «видеорядом», который воспроизводился совершенно новым для слушателей способом. Вполне естественно, что следовавшие затем призывы духовенства жертвовать «на Святую Землю» не оставались без ответа. Вербные сборы со временем увеличивались в объеме.

Однако, в годы Первой мировой войны наступил заметный спад в этой деятельности. Во-первых, это было связано с тем, что поток паломников в Палестину прекратился т. к. Османская империя, которой принадлежала Святая Земля, выступила в войне на стороне Германии. Во-вторых, общественность жертвовала в этот период средства, прежде всего, на военные цели – обеспечение армии всем необходимым, на помощь раненым и больным воинам. После февральских событий 1917 г. деятельность Палестинского общества в России если не прекратилась, то на некоторое время почти замерла.

Библиографический список

1.Владимирские епархиальные ведомости.

2.Вятские епархиальные ведомости.

3.Новгородские епархиальные ведомости.

4.Степашин С.В. Императорское Православное Палестинское Общество: к 130-летию со дня основания //  Императорское Православное Палестинское Общество: к 130-летию со дня основания. Международная научная конференция. Москва. 10 ноября 2011 г. М.: Индрик, 2012.

Статья в формате PDF

 

 

 

Поделиться: