Члены Московского областного и Нижегородского отделений ИППО завершили подготовительные работы к увековечению памяти члена Нижегородского отдела ИППО священника Василия Полянского

3 мая 2020 года действительные члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А. Н. Панин завершили все архивные и изыскательские подготовительные работы к увековечению памяти члена-сотрудника Нижегородского отдела ИППО, настоятеля храма святителя Николая Чудотворца села Просек Нижегородской губернии священника Василия Полянского.

Эта работа проводится в рамках совместной деятельности Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», а также успешно осуществляемой программы по поиску и сбору информации обо всех почивших членах Императорского Православного Палестинского Общества.

Именно сейчас, в условиях вынужденных карантинных мер и самоизоляции, стало возможно более активно проводить исследования и систематизацию архивных материалов, накопленных за долгие годы работы. 

Инициаторы уникальной программы «Возвращение памяти» заместитель руководителя и член Совета Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин, генеральный директор благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Семён Яковлевич Ваксман и заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО, игумен Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин). 

Активное соработничество Нижегородского и Московского областного отделений ИППО, успешно осуществляемое на протяжении многих лет, стало итогом реализации программы «Возвращение памяти». 

Так, за прошедший апрель месяц 2020 года архимандрит Тихон и Александр Панин систематизировали и полностью подготовили к новым публикациям материалы, посвящённые членам Нижегородского отдела ИППО: архимандриту Макарию (Ястребскому), архимандриту Досифею (Цветкову), протоиерею Андрею Шипкову и купцу Александру Крюкову. Было принято совместное решение увековечить их память в открытии мемориальных досок на местах их служения или их трудов.  

Также был подготовлен материал о посещении Нижнего Новгорода Почётными членами Императорского Православного Палестинского Общества Великим князем Владимиром Александровичем и Великой княгиней Марией Павловной

Не менее успешно продвигается и работа над новыми книгами: «Возвращение памяти. К 115-летию со дня гибели Великого князя Сергея Александровича» и «Сергиев скит Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества».    

На сегодняшний день завершаются все работы по систематизации документов, посвящённых изучению жизни и трудов на благо Русской Православной Церкви, члена-сотрудника Нижегородского отдела ИППО, настоятеля храма во имя Святителя Николая Чудотворца села Просек Макарьевского уезда Нижегородской губернии, иерея Василия Николаевича Полянского. 

Все эти работы были проведены под руководством членов Союза писателей и Союза краеведов России, заместителей руководителей Нижегородского и Московского областного отделений ИППО архимандрита Тихона (Затёкина) и Александра Панина.

Будущий член Нижегородского отдела ИППО Василий Николаевич Полянский родился в 1862 году в семье псаломщика. 

В 1885 году он окончил полный курс наук в Нижегородской Духовной семинарии со свидетельством второго разряда. После женитьбы 26 сентября 1885 года Преосвященным епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом (Стрельбицким) Василий Николаевич был рукоположён в священника к Крестовоздвиженскому храму села Чернуха Макарьевского уезда. 

Каменная Воздвижения Креста Господня церковь в стиле классицизма с приделами во имя Бориса и Глеба и Иоанна Предтечи, построенная в 1824 году на средства полковника Б. И. Белавина, была закрыта в 1939 году и вскоре разрушена. В 2011 году построен новый деревянный храм с шатровым завершением и колокольней, освящённый Преосвященным Георгием, архиепископом (ныне митрополит) Нижегородским и Арзамасским. 

По распоряжению Епархиального начальства отец Василий был наблюдателем церковно-приходских школ 1-го Макарьевского округа с 1888 года по 1896 год, с 1889 года по 1891 год исполнял послушание казначея Макарьевского уездного отделения Нижегородского Епархиального училищного Совета, а с 18 октября 1894 года исполнял должность благочинного 1-го Макарьевского округа.  

16 мая 1889 года он был награждён своей первой наградой – набедренником, а 20 марта 1893 года иерей Василий удостоен правом ношения бархатной фиолетовой скуфии.

6 апреля 1893 года отцу Василию Епархиальным начальством была выражена благодарность с внесением в формулярный список «за благоповедение, деятельность по учению детей Закону Божию и ревностное проповедование Слова Божия». 

17 июля 1895 года согласно поданного прошения иерей Василий Полянский был определён на настоятельскую должность к Никольскому храму села Просек.

Изначально это поселение называлось Белая пристань из-за огромного белого камня на берегу Волги. Постепенно небольшой населённый пункт разросся. В 1711 году появилась деревянная церковь. Каменный храм в селе Просек был заложен в 1850 году, а закончен в 1854 году: главный престол во имя Святителя и Чудотворца Николая, на правой стороне в честь Алексия Человека Божия, а на левой стороне во имя Смоленской Божией Матери.

Никольский храм села Просек. Фото 1950 гг.

Примечательно, что после всех драматических в истории нашей страны событий XX века Никольский храм в Просеке сохранился неразорённым до наших дней – один на всю округу. Однако всероссийская Голгофа не обошла его стороной – в 1920-х годах в этой церкви служил священномученик Вениамин Ксенофонтович Владимирский. Он был арестован 15 сентября 1937 года и помещён в тюрьму в г. Горьком, обвинён в участии в церковно-фашистской, диверсионно-террористической организации, проведении контрреволюционной работы. Расстрелян 20 ноября 1937 года по приговору тройки УНКВД по Горьковской области и погребён в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде. Был прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года. 

Действует Никольский храм и в наши дни. Сегодня этот приход окормляет находящуюся по соседству исправительную колонию № 16. В приходе этого храма родился известный подвижник земли нижегородской и Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря – иеросхимонах Мардарий. Старец и духовник Печерского монастыря иеросхимонах Мардарий, в малой схиме Макарий, а во святом крещении Меркурий, родился около 1778 года в селе Просек Макарьевского уезда в семье Афанасия, причетника местного храма. У алтаря Никольского храма были погребены его благочестивые родители и другие родственники.

Архимандрит Тихон (Затёкин) и А. Н. Панин в Никольском храме села Просек

17 сентября 2016 года архимандрит Тихон и Александр Панин посетили село Просек. Членов ИППО Никольский храм встретил перезвоном колоколов. У входа в церковь их приветствовал клирик храма иеромонах Макарий (Воронин), в сопровождении которого отец Тихон и А. Н. Панин поднялись на колокольню и любовались видами великой русской реки Волги. Члены ИППО пообщались с настоятелем храма протоиереем Владимиром Антипиным, который преподнёс отцу Тихону и Александру Николаевичу на память о посещении храма духовную литературу. Поблагодарив настоятеля за тёплый приём, члены ИППО помолились у всех храмовых святынь. У алтаря храма архимандрит Тихон совершил литию по всем православным христианам, погребённым у храма.  

За свои труды иерей Василий Полянский 25 ноября 1896 года, в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III, был удостоен серебряной медали на Александровской ленте. За понесённые труды по первой всеобщей переписи населения в 1897 году ему была пожалована Высочайше утверждённая  бронзовая медаль для ношения на груди на ленте из Государственных цветов и одновременно с этим Макарьевским уездным Предводителем дворянства ему была объявлена Высочайшая благодарность за исполнение обязанностей члена Комиссии по данной переписи.

В 1897 году в семействе отца Василия и его супруги Елены Васильевны родилась дочь, наречённая в святом крещении Надеждой. В том же 1897 году иерей Василий Полянский стал действительным членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества и членом Общества Российского Красного Креста. 

9 апреля 1898 года «За отлично усердное служение Церкви Божией», он был удостоен Святейшим Синодом правом ношения бархатной фиолетовой камилавки. В 1900 году отец Василий был назначен депутатом от Духовного ведомства в Макарьевский уездный Комитет Попечительства о народной трезвости. 

Имея неусыпные заботы о благоустроении и благолепии Никольского храма, иерей Василий на свои личные средства приобрёл новый колокол для колокольни села Просека весом 227 пудов, который был отлит в память Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны.  

Также в память Священного Коронования его заботами была устроена в приходской деревне Ушаковке церковно-приходская школа.  Со времени открытия в деревнях народных чтений иерей Василий Полянский выступил инициатором и организатором чтений в школах своего округа с показом туманных картин. 

В 1901 году Никольскую церковь села Просек посетил председатель Нижегородского отдела ИППО епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий (Кириллов). Это событие было подробно отражено на страницах Епархиальных ведомостей. В село Просек архипастырь прибыл в шесть часов вечера, где жители ожидали его прибытия вблизи храма. Встреченный при входе в храм настоятелем иереем Василием Полянским, владыка был приветствован речью отца настоятеля, в которой он, сообщая историю прихода села Просека с начала XVII века, указал на то, что первые насельники этого места ещё в 1635 году обращались к Всероссийскому Патриарху Иоасафу с просьбою разрешить им построить храм, на что и получено было ими разрешение и с тех пор непрерывно существует в Просеке храм Божий, меняя лишь своё местоположение. Затем он в своей речи доложил о современном нравственно-религиозном состоянии прихода: «Прихожане храма сего люди благочестивые и церковные, но и среди них имеется много недостатков. Так, знания веры и христианских истин скудны. Многие довольствуются «началом» и Иисусовой молитвой. На христианское благочестие имеют узкий взгляд, как на внешнее исполнение одних обрядов – механическое, без участия духа. Христианский долг исповеди и св. Причащения исполняется лишь половиной прихожан, и то благодаря неусыпному моему проповеданию Слова Божия, особенно на вне богослужебных собеседованиях. Благодарю Бога, что слово мое падает на добрую землю. Но нерадивые все же есть. Они представляют в свое оправдание ложный страх недостоинства, и что по своей греховности не могут нести 40 дней воздержания. Раскол, окружающий село Просек, почти не коснулся моих прихожан, за исключением двух домов, стоящих особняком. Я же их постоянно учу, что не перстосложение спасительно, а спасительна вера в Св. Троицу и Богочеловека, — вера, выражаемая как тем, так и другим знаком для крестного осенения. Школ в приходе две – церковно-приходские, помещаются в собственных прекрасных зданиях. Школы существуют еще недавно. Прихожане, как народ земледельческий особенно грамотой не дорожать. Так, в начале года учащихся поступает много, а к концу года остается не более половины. Школы дали еще немного выпусков и лишь только начинается участие детей в пении и прислуживании в церкви». 

Из этих слов, сказанных отцом Василием Полянским, перед нами встаёт образ неутомимого и доброго пастыря, стремящегося всеми силами направить вручённых ему чад на путь истинной веры и благочестия. Несмотря на свой молодой возраст, отец Василий был умным, образованным человеком, с глубокой внутренней верой и чётким представлением о своём предназначении. 

Из храма владыка удостоил своим посещением дом отца Василия Полянского, где был встречен матушкой Еленой Васильевной с хлебом и солью. Проезжая по селу к приготовленному катеру, владыка изволил останавливаться для благословения детей крестиками и с закатом солнца изволил отбыть в Макарьевский Желтоводский монастырь.

В начале августа 1901 года иерей Василий Полянский сильно простудился и 21 сентября врач нашёл у него крупозное воспаление правого лёгкого. 

Несмотря на то, что отец Василий был уже болен, он в конце августа ездил на Епархиальный съезд в Нижний  Новгород, где пробыл 5 дней. Вернувшись домой, он не пропустил ни одной службы в своём храме, а 9 сентября он совершил свою последнюю Божественную литургию.  

15 октября 1901 года в 7 часов утра иерей Василий Полянский скончался на 38 году жизни. Это известие сразу же облетело всю округу. Общительный, сведущий по разным вопросам жизни, простой, приветливый, всегда благодушный, он оставил по себе живую память в сердцах всех тех людей, среди которых жил. Его кончина была чувствительна не только для его близких родных и горячо любимых его духовных чад, но и для всех тех учреждений, мест и обществ, в делах которых он принимал самое активное  участие.   

17 октября 1901 года на отпевание в Никольский храм села Просек прибыло 15 священнослужителей, а также близкие отцу Василию Полянскому его родные, друзья и многочисленные миряне, которые пришли в храм, чтобы проводить любимого пастыря в последний путь. За Божественной литургией пред отпеванием почившего иерея Василия были произнесены проповеди, которые сказали священники села Оселка иерей Владимир Рюриков и села Бармина иерей Михаил Виноградов. Речь же у гроба покойного в храме произнёс учитель Лысковского Духовного училища В. Ф. Счастнев, а на могиле священник села Красного Яра – иерей Сергий Алфеев. 

Члены ИППО архимандрит Тихон и А. Н. Панин приняли решение в рамках программы «Возвращение памяти» сразу после отмены всех карантинных мер обратиться к епископу Лысковскому и Лукояновскому Силуану за благословением на открытие и установку на Никольском храме памятной доски. На памятной доске будет рассказано о жизни и трудах члена-сотрудника Нижегородского отдела ИППО иерея Василия Полянского и подвижника благочестия иеросхимонаха Мардария. Нет сомнения, что открытие этой памятной доски будет способствовать привлечению внимания к славным страницам нашей истории.   

Поделиться: