Доклад заместителя председателя ИППО Н.Н. Лисового



Ваше Святейшество, глубокочтимый Председатель, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Превосходительство, дорогие друзья и коллеги, мы сегодня отмечаем 125-летие нашего Православного Палестинского Общества. И я думаю, что после того, что уже говорилось и в докладе Святейшего Патриарха, и в выступлениях Сергея Вадимовича Степашина, Сергея Викторовича Лаврова и Юрия Михайловича Лужкова, я мало что могу добавить.

И я не хотел бы после этих выступлений переходить на отчетный стиль и говорить, что и сколько сделало Общество за эти 125 лет, тем более что у каждого из вас есть краткий дайджест всего нашего дела в этом буклете и есть большой православный палестинский сборник, который почти полностью посвящен русскому присутствию в Палестине. Вы это все прочитаете.

У вас у всех есть отчетный доклад нашего Совета к нашему собранию. Скажу только кратко некоторые важные, как мне кажется, слова. Если за три с половиной года (а мы отчитываемся сегодня за три с половиной года) по научной части работы нашего Общества мы провели 17 серьезных научных конференций, в том числе четыре международные конференции, если за этот же период мы издали более полутора десятков изданий (я имею в виду не отдельные публикации членов Общества, а только те издания, которые выходили под грифом Палестинского Общества), в том числе 5 палестинских сборников (палестинские сборники никогда не выходили с такой частотой и регулярностью), если в области нашей международной деятельности мы провели совместно с Министерством иностранных дел огромную работу по подготовке документации по Сергиевскому подворью и впервые сумели представить Министерству юстиции Израиля полный комплект документов, поставивших переговорный процесс на настоящую историческую и историко-юридическую почву, если за это же время была проделана большая работа по организации новых отделений Общества (два отделения возникли в России и два — за рубежом, причем не где-нибудь, а именно в Иерусалиме и Вифлееме, то есть на территории Израиля и на территории Палестинской национальной администрации), если в области паломнической деятельности мы ежегодно участвуем по благословению Святейшего Патриарха в ежегодных конференциях «Православное паломничество, традиции и современность», ведется большая научная работа по осмыслению феномена паломничества, который вообще никогда еще не подлежал у нас научному анализу и рассмотрению, то, я думаю, достаточно этого сказать, чтобы понимать, что результаты достаточно весомые.

И в то же время я должен сказать (именно пользуясь присутствием высокого президиума, в том числе почетных членов нашего Общества), что именно эти результаты, как и за многие предыдущие годы, достигнуты трудом, доблестью, талантом, добросовестностью членов нашего Общества, руководством Палестинского Общества и Советом. Достигнуты, благодаря этому, но вопреки достаточно скудным и стесненным условиям существования и функционирования нашего Общества.

У Общества нет сегодня своего помещения. 50 лет назад Президиум Академии наук выделил нам три комнаты на первом этаже Института философии. В 80-х годах осталось только две комнаты, 22 кв. метра, где невозможна работа ни Общества, ни Совета Общества, ни тем более собрание провести.

Более того, даже это помещение оплачивается по очень высокой (на общих основаниях) арендой плате, а сейчас Управлением по сохранению памятников правительства Москвы вообще поставлен вопрос о выселении Общества.

По благотворению священноначалия Митрополитом Кириллом и членом Совета Общества нам выделен офис в паломническом центре Московской патриархии (две оборудованных комнаты с мебелью, шкафами и т. д.), но, конечно, вы тоже понимаете, что и этой площади, причем никак не закрепленной за Обществом, недостаточно при расширяющейся сфере деятельности нашего Общества.

Пользуясь присутствием Юрия Михайловича Лужкова, который известен своим очень ответственным отношением к русскому присутствию в мире (ближнем и дальнем зарубежье), хотел бы обратиться к Вам с просьбой помочь Обществу обрести собственное помещение в Москве. Я думаю, что наше 125-летнее Общество этого заслуживает.

Другая проблема не менее важна. Я имею в виду финансирование Общества. Все, что сегодня делается у нас (за исключением, как прозвучало в отчете, 80 или 90 тыс. членских взносов), делается в основном за счет частных пожертвований, за счет энтузиазма членов Общества, которые дают какие-то пожертвования на наши мероприятия.

Так, вот этот упомянутый мною маленький исторический офис на ул. Волхонка оплачивается (и аренда, и ремонт, и содержание) Сергеем Викторовичем Букшой, который является почетным членом нашего Общества. Естественно, что офис на Мичуринском проспекте в Паломническом Центре полностью на содержании Сергея Юрьевича Житенева и Паломнического Центра, за что им низкий поклон.

Точно так же Сергей Юрьевич Житенев организует все конференции, все заседания Совета, всю организационную работу Общества.

Наши зарубежные поездки, в том числе крупную конференцию, которую мы могли провести в Иерусалиме (в еврейском университете), все это оплачивается Сергеем Юрьевичем Житеневым, Сергеем Викторовичем Букшой, Александром Валентиновичем Измаденовым и Дмитрием Васильевичем Зубовым, который сидит передо мной.

Вот наши реальные спонсоры. Но, конечно, для дальнейшего развертывания нашей работы, даже в том небольшом виде, как это представлено в отчете, мы далеко не все здесь стали расписывать,. Разумеется, нужны более мощные и более регулярные ресурсы, тем более что речь идет (об этом говорил Сергей Вадимович Степашин) о том, что мы должны возвращаться на Святую землю. Мы должны продолжать борьбу за возвращение собственности России на Святой земле, в частности Сергиевского подворья. И не только собственности, но и авторитета, и реального присутствия России на Ближнем Востоке.

Мы очень радуемся тому, что, переговоры о Сергиевском подворье находятся на той стадии, что вот-вот оно, может быть, опять станет достоянием России. А что мы будем с ним делать, как мы будем в него вселяться? Представляете себе, два года назад мы составили акт о Сергиевском подворье, оно находится в аварийном состоянии. То есть все это требует денег, требуют денег, в том числе, и наши научные проекты, которые очень серьезные. Святейший Патриарх благословил издание 30 томов дневников архимандрита Антонина Капустина – создателя русской Палестины. Это огромный научно-производственный проект, потому что эти тома нужно расшифровывать, их нужно комментировать, их нужно готовить к изданию. Это целый научный институт.

У нас в планах создание энциклопедии русской Палестины, и это назревшая тема. Потому что все люди, которые имели отношение к Святой земле, которые создали то, чем мы сегодня гордимся и пользуемся, заслуживают того, чтобы получить хотя бы несколько строк, хотя бы небольшую статью в энциклопедии, посвященной русской Палестине.

У нас фототека Палестинского Общества (в 1939 году была передана Президиумом Академии наук в нынешний Музей истории религии в Санкт-Петербурге), 7000 фотографий. Они не обработаны и не описаны. То небольшое число, которое вы здесь видите, и то, что мы сейчас потихоньку начинаем изучать и издавать,— это пока верхушка айсберга. Нами начат огромный тяжелый проект полного научного описания и публикации фототеки Палестинского Общества. Это тоже требует больших средств. То есть на самом деле, по существу, когда мы говорим о развертывании работы Общества, мы прежде всего упираемся в то, что надо говорить о развертывании материальной базы Общества. И я рад, что могу об этом говорить в этой высокой аудитории с надеждой на то, что, действительно, эта колесница Палестинского Общества сдвинется с места, и мы сможем реально продолжить ту работу на Востоке, которая была вынужденно прервана нашими предшественниками в 1914 году, почти 100 лет назад.

В заключение я хотел бы сказать некоторые слова, здесь уже об этом говорилось и в выступлении Святейшего Патриарха, и в выступлении Сергея Викторовича Лаврова. Русское присутствие не только на Ближнем Востоке, но и в мире, больше, чем присутствие. Что это такое на самом деле? На самом деле это как бы отдельная модель существования в мире, отдельная модель существования целой цивилизации и культуры. И наше Палестинское общество, и та русская Палестина, которая была создана за 125 лет и Палестинским Обществом, и Русской духовной миссией в Иерусалиме,— это не просто уголок России.

Да, это уголок старой России, чудом сохранившийся за весь наш тяжелый, кровавый ХХ век уголок старой России. Но это еще на самом деле и плацдарм, и лаборатория разработки, что такое есть вообще русское присутствие в мире? Вот что это такое на самом деле.

И с этой точки зрения я свою книгу в позапрошлом году закончил цитатой известного еврейского философа ХХ века Мартина Бубера. Он сказал еще в 50-е годы, что будущее будет решаться не Москвой и Вашингтоном, а между Москвой и Иерусалимом.

Я только хотел бы прокомментировать, что речь, конечно, идет в данном случае не о политическом доминировании, не о столкновении и противостоянии систем и антисистем, блоков и антиблоков. Речь идет о том, насколько Москва окажется верна тому Иерусалиму, который начертан на знамени и знаке нашего Общества: «И ради Иерусалима не успокоюсь».

Если вот это единство Святой Руси и Святой земли мы сумеем продолжить сегодня в наших новых сложных исторических условиях, тогда не будет страшен ни Вашингтон, ни Пекин, ни те антисистемы, антиценности, о которых говорил Юрий Михайлович Лужков. Но для этого прежде всего и важнее всего наша ответственность, сознание ответственности.

Как говорил маленький принц: «Историческая ответственность за тех, кого мы приручили, в том числе кого мы приручили на Ближнем Востоке и в мире, и ответственность за то наследие, которое помнят до сих пор».

Я закончу одним случаем: ровно 10 лет назад конференцию в Назарете, посвященную русскому присутствию в Святой земле, покойный профессор Исхальского университета Алекс Кармель начал словами: «Если бы можно и нужно было кому-нибудь отдать Палестину, ее нужно было бы отдать русским, потому что никто так не любил эту землю, и никто так много не сделал для этой земли».

Благодарю за внимание.

14 июня 2007 г.

Фото П. Платонова

Поделиться: