Державные защитники и покровители Святой Земли и Августейшие паломники у Живоносного Гроба. А.А. Дмитриевский

Дмитриевский А.А.

Речь, произнесенная в присутствии Их Величеств и Высочайших Особ
в торжественном заседании Императорского Православного Палестинского Общества
21 мая 1907 г., в Петергофе


Речь А. А. Дмитриевского из архива Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме

Палестина, Обетованная Земля, приуготовившая Царю убогий вертеп, страшную Голгофу и тридневное ложе в «новом гробе» в саду благообразного Иосифа Аримафейского, делается Святой Землей для людей всех стран, племен и языков, украшенных славным именем «христианин». В пламенном усердии к этим драгоценным христианским святыням, в восторженных порывах видеть и лобызать их соревнуют цари и подданные, мужи и жены, юноши и дети.

Во главе царственных паломниц к Живоносному Гробу Господню история по всей справедливости ставит блаженную мать императора Константина Великого св. равноап. Елену, вознамерившуюся за сына-царя и своих царственных внуков - богол юбезных кесарей возблагодарить Бога на месте, "идеже стоясте нозе Его" (Пс. 131, 7). В своем высоком подвиге царственная паломница смирением и благочестием, превосходившими всякое человеческое представление, приводила в восторг и умиление очевидцев и современников[1]. Сын ее, св. император Константин, под влиянием неизгладимых отрадных впечатлений матери-паломницы, не знает пределов своей царской щедрости для благотворений и милостыни в Св. Землю, и все веками накопленные богатства государственных сокровищниц империй Западной и Восточной были открыты им для украшений вновь воздвигнутых, по желанию матери, храмов Иерусалима, Вифлеема, Елеона и других св. мест[2].

Пример св. царицы Елены не остался без достохвальных подражаний как в славной Византии и в христианских странах Западной Европы, так и в нашем возлюбленном отечестве, просвещенном светом Христовой веры сравнительно с народами этих стран в позднее время. 

Первые русские князья, занятые устроением страны и водворением порядка в ней, не имели времени много думать о личных подвигах благочестия и о паломничестве в Святую Землю, но в уме своем не могли помыслить об отказе в щедрой милостыни, как в Святой Земле, так и тем «трудникам Божиим», молитвенникам за Русскую землю, на долю которых выпадало величайшее и сравнительно редкое в то время счастье видеть своими глазами драгоценные святыни Иерусалима. И не удивительно, что чувством безграничной благодарности верноподданного, изысканного милостями великого князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Владимировича Киевского, дышат слова Нестора, наших паломников, игумена Даниила, когда он у Гроба Господня изливается в сердечной горячей молитве за всю Русскую землю, за князей русских и бояр. 

«Княже мой, господине мой, слезно молит короля Балдуина горячий русский патриот – игумен Даниил,— молю ти ся, Бога деля и князей деля русских повели ми, да бых и аз поставил свое кандило на Гробе Святем от всея русскыя земля (за вся князя наша и за всю русскую землю за вся христиане)[3]. «И Бог тому послух и святый Гроб Господень, пишет он в своем хождении в заключении, яко во всех местех святых не забых имен князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и бояр, и детей моих духовных, и всех христиан николиже и не забыл есм, но во всех святых местех поминал есм, перве покланялся есм за князей за всех и потом о своих гресех помолился есм» [4]

Но и за это тяжелое время в жизни нашего отечества в преданиях древней русской истории хранится, в виде благочестивой легенды, трогательный рассказ о паломничестве в Святую Землю и из княжеской семьи в лице преподобной Ефросинии, Полоцкой княжны, предпринявшей путешествие в Иерусалим в 1173 году с братом своим Давидом и со сродницей Евпраксией. Целью путешествия этой паломницы-княжны, дочери Святослава – Георгия Всеволодовича, правнучки равноапостольного князя Владимира, было помолиться на святых местах о любимом своем брате Вячеславе и его семье, а вместе с тем и окончить в Святой Земле дни своей жизни.

Царственные собиратели Русской земли, московские Государи, также не имели возможности быть лично в Иерусалиме, но оказывали самое предупредительное усердное внимание к Святой Земле и к святыням, находящимся в ней, отчасти через щедрые, посылаемые туда милостыни, отчасти через гостеприимно-радушные приемы в Москве приезжих с Востока патриархов, митрополитов, епископов, архимандритов и иноков, оделяя их при отпусках большими деньгами, роскошными драгоценными богослужебными принадлежностями и даруя им жалованные милостынные грамоты.

Из русских Императоров блаженной памяти Николай Павлович открыто взял первый под свою защиту и высокое покровительство драгоценные святыни Иерусалима. И когда Вертеп Христов был поруган снятием звезды на месте Рождества Христова, то не задумался врагам православия, на защиту попранной святыни, объявил войну, получившей в истории название севастопольской. Посылкой духовной миссии в Иерусалим в 1843 году и официальным ее утверждением в 1847 году, Государь Император ставил задачей, главным образом, «сообразить на месте, какие всего удобнее были бы приняты меры к поддержанию православия» в Святой Земле. 

Великодушный преемник его Император Александр Николаевич, в своих непрестанных заботах о Святой Земле, простер царственные попечения и на бедных русских паломников, посещавших святой Град и не имевших там для себя пристанища. Вверяя управления Палестинского Комитета, созданного в 1859 году, главным образом, для улучшения быта наших русских паломников в Иерусалиме, первому председателю его статс-секретарю князю Оболенскому, Государь Александр Николаевич изволил произнести следующие знаменательные слова: «это – вопрос Моего сердца» и всей своей жизнью доказал непреложную истину своих державных слов. Вскоре во главе названного Комитета поставлен был Августейший Брат Государя Великий Князь Константин Николаевич, причем Государь Император соизволил принять под свое непосредственное и личное покровительство и Комитет, которому было поручено прежде всего сооружение русских богоугодных построек в Иерусалиме. В целях содействовать скорейшему осуществлению своих благих намерений, Государь Император повелел ассигновать из средств Государственного казначейства 500.000 рублей, открыть повсеместно в пределах России сборы пожертвований и председателю Комитета Великому Князю Константину Николаевичу лично отправиться в Иерусалим для выбора и тщательного осмотра необходимых для сего земельных участков. Покоряясь велению Государя и давно задуманному собственному благому намерению поклониться Гробу Господню, Великий князь Константин Николаевич с благоверной супругой Великой Княгиней Александрой Иосифовной и Сыном-первенцем предпринял священный подвиг – далекое путешествие в Святую Землю, положив, таким образом, счастливое начало для целого ряда последующих паломнических путешествий из Особ ныне благополучного царствующего в России Императорского Дома. 

На долю другого Брата Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича, предпринимавшего паломничество в Святую Землю в сопровождении герцога Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского и принцев Александра и Константина Петровичей Ольденбургских, выпал счастливый жребий довершить богоугодное дело по улучшению быта наших паломников в Иерусалиме, начатое Великим Князем Константином Николаевичем. В 1872 году в сентябре месяце, в его присутствии, торжественно освящен величественный русский собор в честь Живоночальной Троицы, созданный на пожертвование всего русского народа.

Венценосная Супруга Александра II, Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Александровна, нося имя одной из ревностных последовательницей Христа и первой – «зело рано заутра» — поклонницы у Его Живоносного Гроба (Лук. XXIV 1; XVI, 2), в своем сердце питала высокие благоговейные чувства к Святой Земле и в чистой душе лелеяла всю свою жизнь мечту лицезреть святыни христианского Востока. Все свое царственное внимание боголюбивая Императрица направляла, главным образом, на поддержание православия в Святой Земле и на дела христианского милосердия там. Школа в Бейт-Джале (близ Вифлеема) для туземных девочек пользовалась высоким вниманием Государыни Императрицы и содержалась на средства Ее Величества до самой блаженной ее кончины. Наша духовная миссия и все благие начинания ее встречали в Государыне Императрице Марии Александровны высокое покровительство и мощное в трудную минуту жизни поддержку. Наш русский госпиталь в Иерусалиме получил свое бытие при епископе Кирилле Наумове, втором начальнике нашей духовной миссии и был прекрасно оборудован от щедрот Ее Величества. Сиро-палестинский арабский народ, облагодетельствованный Императрицей Марией Александровной и неоднократно получавшей от Неё богатые денежные пожертвования, чтит свою боголюбивую «Благодетельницу» и светлую память о Ней сохранить в роды родов, благодаря дивному Гефсиманскому храму на склоне Елеонской горы, воздвигнутому на пожертвования царственных Детей Ее в молитвенную память о Ней. 


Его Императорское Высочество Великий Князь Сергий Александрович -
основатель и первый Председатель Императорского Православного Палестинского Общества 1882-1905

Христианскую ревность и горячую любовь к Святой Земле царственные Родители передали в наследие и своим Августейшим Детям. После кончины Государя Императора Александра Николаевича в 1881 году Великие Князья Сергий и Павел Александровичи, имея спутником и Великого Князя Константина Константиновича, предпринимают паломничество к Живоносному Гробу, чтобы там излить свои горячие молитвы в дорогих Виновниках своего бытия и вместе с тем отыскать наилучшее место для вышеупомянутого Гефсиманского храма в память незабвенной Родительницы, почитательницы Иерусалима. Путешествие это оставило в отзывчивых сердцах Великих Князей неизгладимо глубокий след и возжгло тот святой огонь любви к Святой Земле, который ярко светился во всех действиях и начинаниях, касающихся христианского Востока и нашего русского дела там. В Бозе почивший присно-незабвенный Великий Князь Сергий Александрович, внимательно присмотревшись к положению русского дела в Палестине и к быту русских паломников в Иерусалиме, пришел к несомненному убеждению о неотложной необходимости двинуть скорейшим образом уже назревшую мысль о создании частного благотворительного Палестинского Общества. И когда Государю Императору Александру Александровичу благоугодно было, по возвращении Его Высочества из путешествия в Святую Землю, возложить нелегкое бремя председательства во вновь открываемом Обществе на Его Высочество Сергия Александровича, то, внимая велениям Монарха и собственному влечению сердца, он без колебаний и даже с «удовольствием» (по его словам) в 1882 году принимает на себя эти обязанности, с живым интересом входит во все мельчайшие подробности организации Общества, и с первых его шагов деятельности на Востоке до самых последних дней своей жизни, даже среди сложных государственных административных обязанностей, уделяет им охотно весь свой досуг, все свободное время.


Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна
Председатель Императорского Православного Палестинского Общества

Освящение в Иерусалиме Гефсиманского храма в 1888 года наложило на Великих Князей Сергия и Павла Александровичей священный долг вторично предпринять путешествие в Святую Землю. Спутницей Великого Князя Сергия Александровича в Святую Землю на сей раз была и Супруга Великая Княгиня Елисавета Федоровна, ныне Августейший Председатель Общества. Так как в это второе путешествие покойный Великий Князь живо интересовался плодами деятельности Палестинского Общества в Бейруте, Галилее и Иудее и свои обзоры учреждений Общества совершал вместе со своей Августейшей Супругой, то вполне естественно в это время он успел привлечь внимание и Ее Высочества к тому делу, к которому прилепился сам всей своей любящей душой. Среди обитателей Сирии и Палестины и доселе из уст в уста передаются самые восторженные рассказы о чарующей ласке и пленительной любезности Их Высочеств к детям в школах Бейрута, Назарета, Бейт-Джалы и других мест, оставивших в сердцах их родителей самую искреннюю неподдельную благодарность. После этого вполне естественно, что Ее Высочество под живыми, неизгладимо отрадными впечатлениями, вынесенными из своего паломничества в Святую Землю, изволила всегда «горячо сочувствовать» целям Общества и «близко к сердцу» принимать все его интересы. И, когда Провидению угодно было лишить Императорское Православное Палестинское Общество его высокого Основателя и Радетеля, Ее Высочество, с соизволения Государя Императора, «изъявила полнейшую готовность посвятить ему свои силы» и принять на себя заботу о нем.

Последним паломником в Святую Землю из Императорской Фамилии является Его Императорское Высочество Великий Князь Александр Михайлович. В январе 1889 года, возвращаясь из кругосветного плавания, Великий Князь пожелал за благополучно оконченное плавание принести благодарственное моление у Живоносного Гроба. В это время Его Высочества изволил живо интересоваться в Иерусалиме и в Иерихоне учреждениями Общества и успел им уделить свое весьма благосклонное внимание. 


Его Императорское Величество Государь Император Александр III

В Бозе почивший Государь Император Александр Александрович, еще в бытность свою Наследником-Цесаревичем, всегда с теплым сердечным сочувствием относился ко всем вопросам, связанным со Святой Землей и нашими успехами в ней. Посему когда Провидению угодно было вручить ему кормило Русского Государства, то в мае 1882 года он призывает к бытию Православное Палестинское Общество, руководительство им вверяет своему возлюбленному Брату-Паломнику и внимательно следит за первыми шагами его успешной деятельности. Высоко-милостивому доверию Государя Александра III Палестинское Общество обязано передачей в его ведение в 1889 году ценных имущественных владений в Палестине и денежных средств Палестинской Комиссии с возложением на него священных обязанностей последней по призрению наших паломников в Святой Земле, а также дарованием ему почетного наименования «Императорское».


Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович

Ныне благополучно царствующему Государю Императору, по неисповедимым судьбам Божиим, не пришлось посетить Святого Града и поклониться Живоносному Гробу Господню, хотя бы в бытность Наследником-Цесаревичем, во время достопамятного путешествия на Дальний Восток в 1890 году, все уже было подготовлено к этому паломничеству [5]. Но, по благочестивому промыслу венценосных своих предков и влечению сердца, Его Величество продолжает неусыпно интересоваться гуманной и просветительской деятельностью Общества. Высокомилостивому благоволению Его Величества Императорское Православное Палестинское Общество всецело обязано признанием Оттоманским правительством имущественных земельных владений Общества и его благотворительных и учебно-воспитательных учреждений и дарованием русским учителям и учительницам в школах Общества прав государственной службы.

25 лет тому назад Общество 21 мая 1882 года, в день первого въезда в Иерусалим Его Высочества Великого Князя Сергия Александровича, открыл свои действия, имея в кассе дефицит в 50 рублей. Первыми жертвователями на нужды Общества были маститый митрополит киевский Платон, пожертвовавший 1000 рублей и генерал-майор В. В. Волошинов – 2000 рублей. Чего достигло Общество за истекшие 25 лет и чем оно владеет в настоящее время,— мы только что выслушали из Высочайшего рескрипта, коим Государю Императору благоугодно было осчастливить в настоящий знаменательный день Августейшего Председателя Общества.

С горячей верой в неоскудевающую милость Божию, с крепкой надеждой и впредь сохранить милостивое благоволение возлюбленного Монарха, защитника и мощного покровителя Святой Земли и русских интересов в ней, и с утешительным упованием пользоваться любовью и доверием всего православного русского народа, всегда готового придти на помощь со своею посильною лептой,— Императорское Православное Палестинское Общество бодро и смело вступает ныне во вторую четверть века своего благополучного существования. 

____________
Примечания

[1]. Сочинения епископа Евсевия Памфила т II, стр. 197–201. СПб 1850
[2]. Там же стр. 192, 196-198
[3]. Житье и хоженье Даниила, русьскыя земли игумена 1106–1107 гг. Православный Палестинский сборник. В III и IX, стр. 128. СПб. 1885.
[4]. Там же стр. 139-140
[5]. В письме генерал-адъютанта Г. Г. Даиловича, воспитателя ныне благополучно царствующего Государя Императора, на имя М. П. Степанова от 16 июня 1890 года «рамки времени путешествия» в Палестину Его Величества были назначены такие: «Прибытие в Яффу 20 октября и уход из Яффы 31» того же месяца, т. е. целых десять дней. Такой маршрут был уже отпечатан и послан Великому Князю Сергию Александровичу, но потом в нем пришлось многое изменить, а поездку в Константинополь и Иерусалим и совершенно отменить. «Очень опасаюсь, писал М. П. Степанову Г. Г. Данилович уже 14 сентября того же года, что в этом маршруте придется многое изменить, так как недоумения между греческим патриархом и правительством султана приняли очень острый характер».
Поделиться: