Член ИППО Светлана Гнутова приняла участие в подготовке выставки и буклета о монастырских традициях в русском искусстве

C 9 июля по 9 октября в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева работает выставка «От преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского. Монастырские традиции в русском искусстве», ставшая еще одним значимым культурным событием в программе празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского. В художественных образах выставки, объединившей экспонаты из музейных, архивных, церковных и частных собраний, рассказывается о формировании и расцвете русской монашеской традиции в эпоху преподобного Сергия и его последователей. 


В авторскую группу сотрудников Музея по подготовке выставки и недавно изданного буклета, рассказывающего о ее наиболее интересных экспонатах, вошла действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, заведующая сектором прикладного искусства, кандидат искусствоведения Светлана Витальевна Гнутова.

Как пишет в буклете директор Музея профессор Г.В. Попов, "настоящая выставка стала для Музея имени Андрея Рублева второй в череде торжественных мероприятий, посвященных 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Первая выставка - «Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве» - была открыта 10 декабря прошлого 2013 года и закрылась 10 февраля. Из самого ее наименования следует, что основное внимание на ней было сосредоточено на иконах преподобного и разнообразных вариантах воспроизведения неразрывно связанного с ним сюжета Святой Троицы в ХV - начале ХVIII столетия.

Тема второй, нынешней, выставки существенно шире и охватывает огромный хронологический отрезок, реально - от явления мощей преподобного Сергия Радонежского в 1422 году до времени канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году. В экспозиции представлены материалы и художественные произведения, связанные с деятельностью троицкого игумена, его учеников, преемников и последователей, а также посвященные монастырской жизни России позднейшего периода. Экспонаты разнообразны по своим художественным особенностям: от памятников эпохи преподобного Сергия, изображений его прямых учеников и основателей многочисленных северных обителей до изделий Синодального периода. Особый интерес вызывают вновь открытые произведения, впервые представленные на выставке".

Сроки выставки выбраны неслучайно - она открылась накануне летних торжеств и завершится после осеннего празднования преставления преподобного Сергия.

Несмотря на камерный характер, выставка имеет свое неповторимое лицо - главным «собеседником» святого Сергия Радонежского здесь предстает другой, столь же великий и всенародно любимый «избранник» Пресвятой Богородицы, преподобный Серафим Саровский. Эти два имени, как никакие другие, олицетворяют для всего православного мира не только русскую аскетическую традицию, но всю красоту, своеобразие и величие русской святости. И между ними - целый ряд подвижников, последователей преподобного Сергия, основателей многочисленных обителей.


Преподобный Сергий Радонежский, с 20 клеймами жития.
Первая пол. XVII века. Дерево, темпера, басма, золочение. Частное собрание

Первый раздел экспозиции посвящен самому основателю Троицкого монастыря и развитию его иконографии. Наибольший интерес представляют ранее неизвестные и недавно отреставрированные житийные иконы преподобного Сергия и Пресвятой Троицы, мемориальные памятники, связанные с почитанием и чудесами святого. Драгоценным средоточием выставки являются древние рукописи конца XIV–XV века из библиотеки Троице-Сергиева монастыря, ставшего значительным литературным и книгописным центром. Целый ряд экспонатов демонстрирует стилистку художественных мастерских обители и подмонастырских слобод. 


Преподобный Иосиф Волоцкий.
1578-1591 гг. Москва. Иосифо-Волокаламский монастырь(?). Дерево, темпера.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Второй раздел выставки объединяет изображения «собеседников», пострижеников и последователей преподобного Сергия, основавших множество монастырей и скитов под Москвой и в так называемой «Северной Фиваиде». Здесь показаны иконы святых, жития которых вошли в состав Троицкого патерика – ближайших учеников преподобного, таких как Никон Радонежский и Кирилл Белозерский, и выходцев из Сергиевой обители, живших столетия спустя, духовных преемников великого игумена – Иосифа Волоцкого, Макария Унженского, Дионисия Радонежского и многих других. Подлинным украшением экспозиции стали произведения из собрания Вологодского музея-заповедника, впервые посетившие Москву и вводимые в научный оборот.


Преподобный Серафим Саровский в молении на камне.
Кон. XIX - нач. XX века. Саров или Дивеево. Камень, масло.
Частное собрание

Третий раздел выставки повествует о жизни, наследии и иконографии преподобного Серафима Саровского, а также оптинских старцев. Эпоха расцвета монашества в XIV–XV столетиях соотносится со временем необыкновенного подъема старчества в синодальный период, произведения лаврских мастерских – с работами сестер Серафимо-Дивеевского монастыря, а события жития преподобного Сергия – с вехами жизни старца Серафима. 

Центром экспозиции каждого из трех разделов выставки является образ Святой Троицы - ведь в свое время именно Сергий, как поется в стихирах на богослужении, «пустыню яко град соделав, в ней множества монахов собрал еси, славити многопетую Троицу...». 

Несомненный интерес для посетителей выставки представляет множество паломнических реликвий из Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевского монастыря. Подбор экспонатов для этих разделов выставки осуществила С.В. Гнутова, давно изучающая тему паломнических эвлогий, изготовленных в монастырях России, Святой Земли и других центров паломничества.

Выставка открыта в Настоятельском корпусе Спасо-Андроникова монастыря. 

Материал предоставлен С.В. Гнутовой специально для IPPO.Ru

Поделиться: