В Дивеевском монастыре открыт памятник семье императора Николая II

31 июля, в канун празднования дня памяти преподобного Серафима Саровского, на Соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря состоялось торжественное открытие памятника семье последнего российского императора Николая II.

В торжественной церемонии открытия памятника приняли участие губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия (Конкова), учредитель Благотворительного фонда святителя Василия Великого Константин Малафеев, директор этого фонда Сергей Рудов.

Чин освящения монумента совершил митрополит Варсонофий. После этого почётные гости обратились к участникам торжественной церемонии с приветствием.

«Символично, что мы открываем этот памятник в годовщину революции 1917 года, когда был свергнут государственный строй, когда была развязана кровопролитная гражданская война, приведшая к громадным жертвам нашего народа, – сказал глава региона. – И именно тогда, в далёком 1918 году, были зверским образом расстреляны Николай II и его супруга, пятеро детей, четверо слуг. Много легенд и версий связано с этим историческим событием, но нельзя отрицать, что было совершено жестокое преступление человеческих и божественных законов. Безусловно, что эта историческая память должна быть всегда с нами, потому что насилие, расстрелы, мучения никогда не приводили к успеху ни одну страну. Только мир и любовь к ближнему продвигают любой общественный строй к новым свершениям и достижениям».

Валерий Шанцев также напомнил о том, что последний русский император и его семья были глубоко верующими людьми, свято соблюдали обычаи Православной Церкви и видели в лице святого саровского старца духовную опору государства. В торжествах по случаю канонизации преподобного Серафима они принимали участие, преодолевая трудности и показывая личный пример самоотвержения. «Император преклонил колени перед ракой с мощами святого старца и нёс их на своих плечах, не разрешая себя сменить. Императрица тогда очень плохо себя чувствовала, но, несмотря на это, выстояла всю службу. Они снова и снова показывали на личном примере: то государство сильно и крепко, которое соблюдает заветы прошлого», – добавил губернатор.

Митрополит Варсонофий, приветствуя собравшихся, также заметил, что с расстрелом последнего русского царя, который являлся тогда главой Церкви, удар был нанесён не только по самодержавию, но и по телу Церкви. «Не стало государя, не стало Церкви. Но мы знаем одно: как только народ перестаёт чтить Царя Небесного, одновременно перестаёт почитать и царя земного. Главный урок, который мы извлекаем из этого печального события: чем больше мы будем верить в Бога, тем прочнее будет наше государство», – отметил управляющий делами Московской Патриархии.

По словам Константина Малафеева, скульптурная композиция «Царственные страстотерпцы» – первый памятник иконографического типа. На монументе члены царской семьи изображены так, как мы их привыкли видеть на иконах. Каждый в руках держит крест как знак безропотного, добровольного решения страдать до конца.

Митрополит Георгий в своём обращении выразил уверенность, что сегодняшнее духовное возрождение – результат подвига новомучеников и исповедников земли Русской и во главе этого подвига стоит венценосная царская семья. «Они приняли мученичество, потому что были православными людьми, и Николай II был государем православной державы. И сегодня, открывая им памятник, воздавая им память, мы испрашиваем благословение Божие и на сегодняшнюю жизнь, чтобы дух Святой Руси всегда укреплял нас».

Работа над памятником, которая велась по иконе, предложенной игуменией Сергией, от идеи до её воплощения, продолжалась два года. Отливка в бронзе монумента, высота которого составила 3,5 метра, завершилась к июлю нынешнего года.

Автор композиции Ирина Макарова в интервью журналистам призналась, что перевести икону в трёхмерное изображение – сложная задача даже для опытного скульптора. «Некоторые образы получались очень быстро, например, Мария, Анастасия, Татьяна. Сложнее всего было работать над образом Николая II. Я консультировалась со специалистами, даже матушка Сергия приезжала в город Жуковский на утверждение его скульптуры», – рассказала Ирина Макарова.

Во время церемонии открытия памятника, как и во всех событиях Дивеевских торжеств, большую помощь оказывали волонтёры различных епархий Русской Православной Церкви.

Поделиться: