Сергей Степашин в интервью «КП» о решении жилищного вопроса

В период кризиса двигателем экономики и социального благополучия граждан всегда и везде была строительная отрасль. Фото: Иван МАКЕЕВ
В период кризиса двигателем экономики и социального благополучия граждан всегда и везде была строительная отрасль. Фото: Иван МАКЕЕВ
Председатель Общественного Совета Министерства строительства и ЖКХ – нашему обозревателю Александру Гамову.

– ...Сергей Вадимович, президент сказал, что у нас есть исторический шанс в обозримые сроки, впервые за всю истории России, кардинально решить жилищный вопрос. Что он, прежде всего, имел в виду?

– Когда началась пандемия, мы говорили на эту тему. О том, что в период кризиса двигателем экономики и социального благополучия граждан всегда и везде была строительная отрасль. Это исторический пример и нашей страны, и других государств в ХХI веке.

Даже в условиях пандемии стройка не останавливалась. Появились новые формы её поддержки... Тот же «ДОМ.РФ» – наш финансовый институт развития в жилищной сфере – уже выпускает ценные бумаги. И они работают!

Бюджетные ассигнования, которые, в том числе, направляются на расселение аварийного жилья – почти 540 с лишним миллиардов, они ни на рубль не сокращены. Поэтому у строителей сегодня, действительно, есть реальная возможность, что называется, серьёзно рвануть вперёд с точки зрения количества квадратных метров.

Те нормы и ориентиры, которые определил президент, – вполне реальны.

Но меня, честно говоря, волнует другая тема. И об этом мы будем говорить на Общественном совете...

– Интересно...

– Президент, ставя задачу за 10 лет обеспечить всех нуждающихся квартирами, имел в виду не только высокие темпы, но и хорошее качество жилищного строительства. Но инфраструктура отрасли – это то, что касается и устройства канализации в жилых домах, и энергосистемы, – они остались ещё со времён Советского Союза и на 70% устарели. Мы сейчас на нашем Общественном совете будем ставить вопрос о серьёзной модернизации строительной инфраструктуры.

И ещё... Я только что вернулся из Белгорода, у них там действует – уже 27 лет – программа индивидуального строительства. Вот они, думаю, первыми решат проблему обеспечения всех граждан жильём.

А в целом по стране серьёзный плюс – это то, что в последние несколько лет мы всё-таки восстановили строительную отрасль. Она же была серьёзно разрушена в начале 1990-х, мы всё рынок строили непонятно какой... Сейчас во многих регионах снова работают наши – частные строительные компании, а не шабашники так называемые.

Ну и, конечно, очень важно сегодня – подготовка строительных кадров. К сожалению, пока, если вы посмотрите внимательно, кто строит дома... Ну, кроме инженеров и мастеров, это всё приезжие из Средней Азии.

Наверное, мера вынужденная... Но она – ненадолго. Я уверен, профессия строителя снова станет одной из самых уважаемых в нашей стране. Если помнишь, даже Пётр Первый сам лично строил. И не стеснялся учиться этому, кстати, у тех же голландцев.

– Ну да.

Вот в апреле на одном из совещаний президент говорил, что надо заканчивать с таким уродливым явлением, как долгострой. И даже…

– Ну по долгострою вопрос практически решён.

–  ...на его ликвидацию выделили до 30 миллиардов рублей!

– Сейчас тема обманутых дольщиков решается правильно, теперь с людей просто так деньги не возьмёшь и не бросишь их. Это первое, что решено.

И, кстати, программа заработала.

Ну и третье – надо отдать должное вице-премьеру Марату Хуснуллину, Министерству строительства, сейчас резко сократили так называемые СНИПы-шнипы, помнишь, как президент сказал?

– Ну да...

– Потому что, конечно, их было много, так называемых «зацепок», когда согласование документов, разного рода тендерных решений продолжалось намного дольше, чем само строительство.

И вот пандемия показала, что мы можем строить намного быстрее. Но, безусловно, не теряя качества и особенно – соблюдая правила безопасности. Не дай бог дом рухнет кому-нибудь на голову, за это человек будет отвечать по закону.

– Ещё президент поручил правительству и Госсовету определить и закрепить новые сроки реализации нацпроектов, в том числе по жилищному строительству до 2030 года.

– Это объяснимо, потому что серьёзный экономический кризис и у нас, и во всём мире. Поэтому президент предложил перенести эти сроки до 2030-го.

Мы вчера, кстати, обсудили этот вопрос – я насчёт ускорения – на Наблюдательном совете фонда ЖКХ в присутствии министра Якушева, депутатов и сенаторов – о том, что фонд готов на год досрочно выполнить программу переселения из аварийного жилья. Не в конце 2024-го, а в конце 2023-го года.

– Скажите, это в связи с тем, что гендиректор Фонда ЖКХ Константин Цицин заявлял, что у фонда заниженные объёмы, что ли? Да?

– Да. Занижены они были как раз первые два года – это 2020-й и прошедший 2019-й. А всё перенесено было на 2023–2024 годы. Сейчас, в том числе и по инициативе Константина Цицина, мы аварийный календарь пересмотрели и сроки приблизили. Средства-то есть, чего тянуть-то?

– А у Вас какие теперь объёмы – после того, как сроки пересмотрели?

– В целом мы должны переселить почти 500 тысяч человек.

– Полмиллиона. Досрочно – да. До 2023-го года. Но это не всё...

– Дело в том, что после января 2017-го выявлены ещё 400 тысяч человек, проживающих в аварийном жилье, поэтому мы сейчас анализируем, насколько жильё у них аварийное.

И во-вторых, надо спрашивать с тех, кто, по сути дела, обманул государство, не показав поначалу реальные данные «аварийки». Вот этим сейчас будет заниматься фонд ЖКХ. Такое поручение вчера дал наш Совет.

– То есть объём аварийного жилья может увеличиться, да?

– В принципе, никуда мы не денемся. Аварийное жильё в любом случае будет увеличиваться, потому что у нас большая часть его строилась во времена СССР в 1960-е – начале 1970-х годов.

Они стоят же по 50 лет, а некоторые больше. А норма эксплуатации таких жилых зданий – 25 -30 лет.

– Вы очень много ездите по стране. И наверняка сможете прокомментировать нам одно президентское заявление... Подводя итоги вчерашнего разговора, Путин сказал, вернее, жёстко предупредил: что если чиновники продолжат сидеть ровно на одном месте, ничего не предпринимая для улучшения нынешней ситуации, то «болото вокруг будет хлюпать, и не получится избавиться от всяческих преград ни в одной отрасли, включая строительство».

Вот у нас много в России таких мест, где «болото хлюпает»?

– В некоторых регионах это есть. Где не выполняется программа. У нас сложная ситуация в Приморье, в Туве, в Ингушетии. Остальные регионы подтягиваются.

А насчёт «хлюпает»... Если не будет «хлюпать болото», о котором говорил президент, – жилищный вопрос через 10 лет мы точно решим.

ИСТОЧНИК KP.RU

Поделиться: