Сергей Степашин в интервью «КП»: «Нас 55 тысяч. Наша задача - сделать РФ защищенной»
В среду, 3 декабря, в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, пройдет съезд юристов России.
Это событие в эфире Радио «Комсомольская правда» мы обсудили с известным политиком и общественным деятелем, экс-премьером, председателем Ассоциации юристов России Сергеем Степашиным.
20 ЛЕТ НАЗАД ЧЛЕНСКИЙ БИЛЕТ N 1 ВРУЧЕН ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ
…- Сергей Вадимович, здравствуйте. Это Александр Гамов, помощник Степашина, Радио «Комсомольская правда».
- Привет!
- Хочу сразу и уточнить - одновременно в этот день мы с вами будем отмечать и юбилей вашей Ассоциации, правильно?
- Да, Саша, нам 20 лет. Как раз первый съезд юристов России прошел у нас здесь же, в Колонном зале Дома Союзов…
Тогда же я вручил членский билет № 1 Владимиру Владимировичу Путину, он присутствовал на съезде.
Кстати, ни в какой другой организации наш президент не состоит.
На том же съезде председателем Попечительского совета Ассоциации был избран Дмитрий Анатольевич Медведев, который по сей день нас и попечительствует.
- Понятно. Ну, что, - очень важный и уместный, я считаю, экскурс в недавнее прошлое.
…И ТАК СЛОЖИЛСЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ СОЮЗ
- У меня, Сергей Вадимович, знаете какой вопрос сразу возник? А как же новая Россия жила без такой авторитетной и популярной сейчас в нашей стране, и не только, общественной организации?
- На самом деле, у нас существовали разрозненные ассоциации. Одна - еще от бывшего Советского Союза, другая международной себя называла. Но как-то они себя не проявляли.
И я вспоминаю, когда Владимир Путин, как известно, юрист по образованию, стал президентом, как-то при встрече сказал – давайте подумаем, все-таки надо, чтобы у нас юристы не были разобщены, надо их как-то объединить. Я говорю - у нас несколько ассоциаций, давайте создадим одну – мощную, сильную, что, собственно говоря, и было сделано.
Ты спрашиваешь, как мы без этого жили?…
- Ну, да.
- Жили так, как жили, поэтому и года-то те называют лихими.
- Теперь я понял, почему те года были лихие. Потому что не было Ассоциации…
- Не было настоящей, квалифицированной поддержки - и защиты! - со стороны юристов. Как, впрочем, как я уже сказал - и единой организации такого плана.
Нет, если серьезно говорить, тогда, кстати, ведь мы - то смотрели на запад, то еще куда-нибудь…
- Не мы, они!
- Ну, да!
Копировали многие законодательные акты - оттуда. Ну, и все, что касается экономических реформ.
А говорить о том, что они - эти шаги - сопровождались конкретным юридическим законодательством, наверное, не стоит. Отсюда и все, что связано с дикой ваучеризацией, приватизацией и так далее…
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ - ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ
- Ну, вот сколько сейчас Ассоциация юристов России объединяет настоящих профессионалов под своими знаменами?
- Нас 55 тысяч. А членство только индивидуальное. Во всех регионах Российской Федерации, в том числе, на освобожденных территориях, действуют полноценные отделения Ассоциации юристов России.
- Отделения или подразделения?
- Вообще-то - отделения. Но если «Комсомолка» назовет нас «по-боевому» - мы не обидемся.
- Считайте, что уже назвали…
- Вот накануне я был как раз в Калужской области, у них там проходило собрание и отмечали тоже вот юбилей, с чем я их и поздравил. Одно из лучших наших отделений, кстати. (см. фото.)
- А вы же там и награды вручали, да, как я заметил?
- Ну, да, мы награды вручали и местные, и наши…
А самое главное то, что Калужское отделение, кроме того, что выполняет главную задачу, которая у нас сегодня – это оказание юридической помощи тем, кто воюет, семьям, родным и близким…
- Значит, подразделение - боевое.
- У них - прекрасная программа по юридическому образованию и воспитанию школьников. С ребятами уже встречались и Генеральный прокурор, и руководитель Следственного комитета, и оперативные работники, и адвокаты, и нотариусы. Детям это очень интересно.
КАК ВСТУПИТЬ? НАДО БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
- А сложно вступить в Ассоциацию юристов? Что для этого нужно?
- Надо быть юристом и порядочным человеком.
- И все?
- Достаточно.
- А образование юридическое?
- Естественно, да.
- Понятно. И еще я периодически вам звоню и убеждаюсь в том, что вы не только как экс-премьер, хотя бывших премьеров не бывает, говорят, как и бывших чекистов… И не только как председатель Императорского Православного Палестинского общества (ну, не буду все ваши должности называть общественные)… Прежде всего, вы в некоторых регионах бываете, как председатель Ассоциации юристов России. Это так, да?
- Ну, да, совсем недавно был в Перми, где мы встречались с нашим активом. Кстати, тоже великолепное отделение нашей Ассоциации. Губернатор Дмитрий Николаевич Махонин это хозяйство все сам и возглавляет, он прекрасный юрист.
Кстати, министр высшего образования России Валерий Николаевич Фальков - также юрист. Когда возглавлял Тюменский университет, он был руководителем и нашего отделения непосредственно в Тюмени. Видишь, насколько круг большой.
- Ну, и он по-прежнему членский билет имеет?
- Безусловно. Мы год назад, кстати, вручали ему премию «Юрист года». Сейчас активно с ним занимаемся совершенствованием качества юридического образования в стране.
В РОССИИ - ПРАВИТЕЛЬСТВО ЮРИСТОВ
- А вот если брать наше правительство, или вообще эшелоны власти в целом, кроме президента Путина, министра Фалькова и председателя Ассоциации - кто еще у нас - из «юридических кругов»?
- Ну, что значит - из «юридических кругов»… Один из самых активных членов Ассоциации юристов - министр юстиции Константин Анатольевич Чуйченко, мой старинный товарищ, еще по службе в органах государственной безопасности.
- Павел Владимирович Крашенинников, глава Комитета Госдумы по законодательству.
- Он - сопредседатель Ассоциации юристов России.
Ну, я скажу так. В Ассоциации - лучшие юристы нашей страны, практикующие… Это и адвокаты, и нотариусы, я уж не говорю о законодателях.
Кстати, и председатель Госдумы Вячеслав Викторович Володин - тоже член нашей Ассоциации. И он - юрист.
- Понятно. А вам же, наверное, непросто быть во главе такой общественной организации.
- Нет, несложно, мы же единомышленники.
- Понятно...
ЛЕНИНГРАДСКУЮ БЛОКАДУ НАЗВАЛИ ГЕНОЦИДОМ
- И еще что я заметил. Посмотрел некоторые наши с вами интервью, в том числе, где я вас представляю как председателя Ассоциации юристов. Вы лично - инициатор нескольких очень важных инициатив. Вот помните, мы с вами делали раза три, по-моему, беседы - они касались Ленинградской блокады.
- Я предлагал назвать блокаду геноцидом...
- Это было для вас очень личным?
- Безусловно. Ты же знаешь прекрасно, что у меня мама и бабушка всю блокаду пережили. Да и все их близкие и знакомые, особенно мамины, три бабушки, кого я помню с детства, они все пережили блокаду. Правда, не очень любили о ней рассказывать, но если что-то вспоминали, это страшные вещи, конечно.
Я дружил с Даниилом Александровичем Граниным и его «Блокадная книга» - это, конечно, открытие было такое тяжелое, жесткое о том, что случилось тогда. Ассоциация юристов в этом плане как раз и выступила.
- И Владимир Владимирович Путин - сын блокадницы, потому что папа его , Владимир Спиридонович воевал, а мама находилась во время блокады в городе.
- И братик маленький у него в блокаду умер.
- Я однажды освещал визит Владимира Путина в Питер, и вам тогда звонил оттуда, по-моему. Это мероприятие было посвящено очередной годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады. И туда президент приехал, и курсанты вывели под руки на сцену, по-моему, не больше десяти бывших блокадников и блокадниц.
- Да… А мама у меня ушла год назад, ей было 96.
- И мурашки просто бегали по спине, и тогда в зале были участники СВО. И… настолько это все трогательно, так волнует…
- Согласен.
- В общем, благодаря «Комсомолке», в том числе - а мы трижды выступали по этому поводу, чтобы блокаду Ленинграда назвали геноцидом…
- …Да, и Государственная Дума за это проголосовала,
СВЯЩЕННИКОВ, КОТОРЫЕ ВОЮЮТ, НАДО ПРИЗНАТЬ УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
- А еще какие инициативы были?
- Да немало…
Ну, вот еще одна, «Комсомолка» о ней знает. Я недавно встречался с Патриархом, ты в курсе, мы с ним эту тему тоже обсуждали.
Павел Крашенинников внес проект закона - кстати, это была инициатива Ассоциации юристов России… О том, чтобы священников, которые четыре месяца на передовой (они тоже воюют, только словом, их погибло уже 17 человек, двоим присвоили звание Героя России посмертно)… Так вот - чтобы и священников признали участниками боевых действий.
Меня поддержали все, начиная от премьер-министра, поддержали Патриарх, все силовые структуры, вот сейчас работаю с Минобороны. Я дважды обсуждал это с Министром обороны. Андрей Рэмович Белоусов тоже вроде бы с нами согласен.
Меня, честно говоря, с юридической точки зрения, очень волнуют сейчас и переговоры господина Уиткоффа и нашего президента - по поводу признания освобожденных по нашей Конституции и референдуму наших территорий. С точки зрения международного права это абсолютно правильно.
- Согласен с вами.
НАДО ПОЗАБОТИТЬСЯ О СЕМЬЯХ БОЙЦОВ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ
- А еще какие темы в портфеле Российской ассоциации юристов?
- Главная задача у нас все-таки сегодня - оказание помощи тем, кто воюет.
Мы подписали соглашение с фондом «Защитник Отечества». Работаем вместе с уполномоченным по правам человека, все наши юристы – это бесплатная и оперативная юридическая помощь.
Кстати, Татьяна Николаевна Москалькова - тоже прекрасный юрист, и лауреат нашей премии «Юрист года».
Ну, и еще на что я сейчас еще обратил бы внимание. Давайте проанализируем те вызовы, которые сегодня стоят перед обществом, в том числе перед юристами.
Это искусственный интеллект, это гипермошенничество, это интеллектуальная собственность.
А еще - проблемы, связанные с действия управляющих компаний в сфере ЖКХ – там огромное количество нареканий.
Это я уже и как председатель Общественного совета при Минстрое России рассуждаю. Обо всем об этом хочу поговорить на съезде юристов, когда буду выступать с докладом…
Есть еще одна тема, она деликатная, но, если «Комсомолка» ее обозначит, я буду признателен.
Не секрет, что определенное количество ребят пропали без вести на войне, на СВО. А их семьи ничего не получают. Вот сейчас мы как раз и озабочены тем, как эту ситуацию поправить.
Я знаю, что и Владимир Владимирович Путин по этому поводу проинформирован, были даны поручения, но пока вопрос не решен.
Я тоже эту тему хочу поднять на съезде.
ГЛАВНАЯ НАГРАДА - ЗВАНИЕ «ЮРИСТ ГОДА»
- Я думаю, что в этом интервью мы можем раскрыть и имена «Юристов года»? Или рано?
- Двух лауреатов могу назвать. (Звание «Юрист года» - главная награда Ассоциации юристов России. - А.Г.)
Нынче это звание присуждено Дмитрию Медведеву – 20 лет он вместе с нами, думаю, заслужил. В том числе, - и своими жесткими, четкими, может быть, не совсем «юридическими», но - гражданскими оценками событий.
А еще - по моей инициативе и предложению ленинградцев - жителей Санкт-Петербурга - премия «Юрист года» присуждена ушедшей, к сожалению, из жизни Ирине Леонидовне Подносовой, председателю Верховного Суда России. Будет ее сын, тоже юрист, вот эту премию ему и вручим.
Мы выдающихся людей должны помнить, в том числе и тех, кто покинул сей мир.
- Я думаю, что это очень такой - пронзительный ответ, и он обязательно будет в нашей публикации.
* * *
- Спасибо огромное, Сергей Вадимович, что вы так подробно нам все рассказали. Мы поздравляем вас с 20-летием вашей Ассоциации.
- Спасибо. Но главное - чтобы в этой публикации все было точно.
- А у нас всегда все юридически выверено.
- (улыбается) Хорошо!
ЧТО ЕШЕ СКАЗАЛ СТЕПАШИН
…- Сергей Вадимович, а вот еще у вас, у Ассоциации юристов, была инициатива - и «Комсомольская правда» вас поддержала - признать «просроченного» главаря киевского режима и экс-комика Зеленского - террористом.
- Сначала мы особой поддержки вроде бы не получили. Но вот совсем недавно Владимир Путин назвал власти Украины «организованной преступной группировкой».
А 30 ноября, при посещении одного из пунктов управления Объединенной группировки войск в зоне СВО, Верховный Главнокомандующий, характеризуя то, что происходит на Украине, заявил:
- Это - трагедия, трагедии украинского народа, которая связана с преступной политикой этой вороватой хунты, которая захватила власть в Киеве.
Это, Александр, даже посильнее наших формулировок.
Источник: KP.RU
Поделиться: