О положении христиан на Ближнем Востоке

Билан В.Н.
Еще сто лет назад каждый четвертый житель Ближнего Востока считал себя христианином.

Сегодня же эта цифра составляет не более 5%. Численность христиан на Ближнем Востоке на данный момент составляет, по разным данным, всего от 12 до 15 млн человек. Точное число трудно установить из-за недостатка официальной информации и постоянной миграции.

Если мы рассмотрим конкретно по странам, то обнаружим, что, например, в 1970-е годы в Ираке христиане составляли 5,8%, сегодня – 3%. Последняя перепись в Ираке, проведенная в 1987 году, показала, что в стране проживали 1,4 млн христиан.

В Ливане в 1932 году христиане составляли 55% населения страны, по данным же World Christian Database от 2005 года этот показатель снизился до 34%, или приблизительно 1,35 млн. человек.

В Сирии в начале прошлого века христиане составляли треть населения страны, в то время как сегодня – менее 10%. В Иордании доля христиан в общей численности населения по сравнению с началом XX века сократилась приблизительно на 10%. В Египте численность коптов по сравнению с 1970-ми годами уменьшилась приблизительно в два раза и составляет ныне 7,6 млн человек, или около 10% всего населения страны.

Однако, наиболее показательна ситуация в этом плане в Палестине. Например, христиане Вифлеема после Второй мировой войны насчитывали 85%, сегодня их численность составляет 12%. Еще не так давно большинство населения Назарета были христианами, сегодня же 76% жителей города – это мусульмане.

В самом Иерусалиме процент христиан сократился с 53% в 1922 году до 2% (!) в настоящее время. Сегодня в Святом граде проживает всего 15 тысяч христиан.

В целом, в конце Британского мандата христиане составляли 10% населения Палестины. В 1949 году среди не-еврейского населения их удельный вес был 21%.

Ныне же на территории Западного берега р. Иордан и сектора Газа) из 3-миллионного населения христиане составляют лишь 1,5%, или около 50 тысяч человек, из них в секторе Газа лишь две тысячи, или менее 1% населения.

Каковы же причины этого?

Многие местные эксперты (которые, впрочем, из-за специфики региона, больше вынуждены выражать официальную позицию режимов своих стран проживания) в качестве главной причины называют низкую рождаемость в христианских семьях. В частности, они акцентируют внимание на то, что если у мусульман она 3,9 ребенка, у евреев — 2,9, у друзов — 2,5, то у христиан всего 2,1. Скажем, в Ливане уровень рождаемости среди шиитов составляет 8–9 детей на семью, в суннитских семьях рождаются в среднем по 5 детей, а в христианских – по 2 ребенка.

Однако, при более детальном анализе мы обнаружим, что «корень» проблемы кроется совсем в другом.

Правда, здесь стоит разделить ситуацию в израильском и арабском ближневосточных сегментах.

Если в Израиле (за исключением Иерусалима в связи с его особым статусом) в абсолютных величинах количество христиан не уменьшается (уменьшается лишь их процентное соотношение в связи массовой репатриацией евреев), то в арабском мире с начала нового тысячелетия как раз происходит массовый переход христиан в мусульманство, а также их эмиграция.

Большинство экспертов усматривают в этом непродуманную «цивилизаторскую» политику предыдущей американской администрации в ближневосточном регионе.

Американский «пилотный» проект в Ираке по демократизации Ближнего Востока очень дорого обошелся (да и обходится) всему миру. Однако, пожалуй, более всего война в Ираке ударила по ближневосточным христианам.

Гонения на христиан усилились, практически, сразу после свержения режима Саддама Хусейна. Радикальные исламисты обвинили христиан в коллаборационизме, стали называть их «крестоносцами» и «преданными войскам США». Нападения на христиан, похищения, угрозы в адрес политических лидеров стали обычным делом. Спустя столетие в Ираке была возрождена джизья: специальный налог для христиан, составляющий порой сотни, а то и тысячи долларов.

В результате, по данным Христианской ассоциации мира (Christians Peace Association), сегодня христиане Ирака составляют немногим более 400 тысяч (по сравнению с почти 850 тысячами до американской военной операции), а такие некогда традиционно христианские районы Багдада, как Каррада или Дора, сегодня практически опустели.

В то же время, знакомые с довоенным Ираком утверждают, что при Саддаме Хусейне христианам в стране жилось неплохо. Христиане в большинстве своем были хорошо образованны, основная из часть принадлежала к среднему классу страны, и жили они преимущественно в крупных городах – Мосуле, Басре и Багдаде. Кстати, багдадская городская христианская община до войны вообще была самой большой на всем Ближнем Востоке.

Ну и, разумеется, показательным было то обстоятельство, что министром иностранных дел саддамовского правительства был христианин Тарик Азиз.

Разумеется, были и другие причины гонений на христиан в Ираке. Скажем, в сентябре 2006 году в ответ на высказывания папы Бенедикта XVI в адрес ислама опять участились взрывы в церквях, был похищен и убит халдо-католический архиепископ Мосула Павел Фарадж Раххо, а две трети церквей Багдада закрылись из-за угрозы атак экстремистов.

Однако, следует признать, что именно военные действия в Ираке, начатые Вашингтоном и их союзниками в 2003 году, раскрутили маховик исламского радикализма не только в Ираке, но, прежде всего, на всем Ближнем Востоке.

Показательно, что глава англиканской церкви в свое время обвинил Лондон и Вашингтон в проведении «недальновидного курса» в отношении Ирака, который, по его словам, создал угрозу «самому существованию христианских общин в регионе».

Фактически, ныне христианам живется неспокойно по всему ближневосточному региону.

После договора в Таифе христианско-маронитская община Ливана, которая до этого правила страной, утратила гегемонию.

Ситуация особенно усугубилась в последние годы, когда после американского вторжения в Ирак, «кедровой» революции и, особенно, т. н. Второй ливанской войны 2006 года в стране значительно укрепила свои позиции шиитская радикальная организация «Хизбалла».

В результате, только после 2006 года более 60 тысяч ливанских христиан покинули страну. По последним опросам, почти половина маронитов, самой крупной христианской общины Ливана, думают об эмиграции.

Автор этих строк уже писал о непростой межконфессиональной ситуации в Египте. В данном контексте следует только упомянуть, что после неудачной попытки «цветной» революции во время президентских выборов в Египте в 2005 году в стране значительно усилились позиции радикальных исламистов, антизападные и, как результат, антихристианские настроения.

И хотя в официальных СМИ постоянно акцентируется внимание, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство, тот, кто регулярно следит за социально-политической жизнью в стране пирамид, прекрасно знает, что власть сильно идеализирует межконфессиональную ситуацию в Египте. Стычки на религиозной почве в последние годы случаются в стране регулярно.

Очень непростая ситуация ныне наблюдается в Палестине. Кроме роста влияния радикальных исламских группировок (ХАМАСа, «Исламского джихада» и т. п.), одним из инструментов ползучего выдавливания палестинских христиан с недавних пор стала якобы организованная преступность, когда рэкетиры терроризируют христианские кварталы города, собирают «джизью» — налог, который «предатели», то есть арабы, перешедшие в христианство должны платить «воинам ислама».

По данным муниципалитета Вифлеема, с 2003 года более трех тысяч христиан из этого города эмигрировало в другие страны. Подобная ситуация наблюдается и в других палестинских городах. Как следствие, по всему миру можно встретить целые колонии христиан из Палестины. Например, в чилийской столице Сантьяго живет сегодня около 70 тысяч палестинских христиан.

В результате, на данный момент именно мусульмане составляют большинство учащихся христианских школ палестинских территорий. Родители охотно посылают своих детей в эти школы — христианское образование всегда считалось лучшим. В частности, на территории Палестинской автономии в 18 католических школах учатся 7,271 христиан (46,1%) и 8,493 мусульман (53,9%).

Вроде бы островком стабильности на этом фоне выглядит Сирия. Правящий режим здесь принадлежит к конфессии алавитов — религиозного течения, сочетающего элементы шиизма, христианства и домусульманских астральных культов. Кстати, ортодоксальные мусульмане-сунниты презрительно называют алавитов «нусайри», или «маленькие христиане» (впрочем, происхождение этой конфессии в какой-то степени действительно можно назвать христианским).

У власти клан Асадов держится путем формирования коалиции религиозных меньшинств, посредством которой они создают противовес суннитскому большинству.

Считается, что сирийское правительство предоставляет широкую культурную и религиозную свободу. В Сирии крупнейшие христианские праздники входят в список национальных, в воскресенье христиане могут не являться на работу с утра. Кроме того, христианские церкви и монастыри, так же как и мечети, обеспечиваются электричеством бесплатно.

Однако война в Ираке привела к тому, что христианам и в этой стране стало менее спокойно. В частности, в 2004 году двое христиан были убиты мусульманами, назвавшими их «сторонниками Буша».

Восток, как известно, дело тонкое. И подходить к нему с западными лекалами – дело недопустимое. Бездумное «цивилизаторство» здесь приводило к обратному эффекту еще со времен Оригена и римского императора Септимия Севера.

В этой связи очень важно всегда помнить, что со времен распространения в регионе ислама Запад на Ближнем Востоке всегда ассоциировался с христианством.

Поэтому, любые «цивилизаторские» миссии Запада, будь-то попытки проведения разного рода «цветных» революций или военные операции по свержению «преступных режимов» ставят под удар, в первую очередь, ближневосточных христиан.

Использованная литература

CBSnews, Iraq’s Christian Minority Flees Violence (http://www.cbsnews.com/stories/2007/05/07/iraq/main2766003.shtml);

Israel today, «Gaza’s forgotten Christians», 9/06/2007 (http://www.worldnetdaily.com/news/article.asp?ARTICLE_ID=56231);

О. А. Скопич «Дехристианизация Ближнего Востока в контексте глобализационных процессов» (http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/24-12-07a.htm);

BDHRL 2006 (Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor). 2006. Report on International Religious Freedom. Egypt. 15.09.2006 (http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71420.htm);

USCA (United States Coptic Association). (http://copts.com).

Виталий Николаевич Билан — кандидат исторических наук,
эксперт по Ближнему Востоку
Институт Ближнего Востока

Поделиться: