Зарубежные аналоги Палестинских Обществ

До создания Императорского Православного Палестинского Общества в России (1882), впрочем и после его открытия к участию в археологических раскопках на русских участках в Палестине привлекались иностранные ученые. Некоторые из них были членами зарубежных аналогов Палестинских Обществ.

Одним из самых первых в этом ряду появился британский Фонд исследования Палестины или Палестинский исследовательский фонд (The Palestine Exploration Fund). Он был основан 22 июня 1865 группой священников и археологов при участии Королевской школы инженеров.

Среди сотрудников фонда были достаточно интересные личности, которые не являлись профессиональными учеными, но внесли весомый вклад в науку. 

Одним из организаторов фонда и членом его Совета был знаменитый борец с Джеком-Потрошителем комиссар полиции сэр Чарльз Уоррен (1840-1927), поиски маньяка в Лондоне не мешали ему руководить раскопками в Палестине. В 1867–81 гг. Уоррен проводил археологические раскопки в Иерусалиме и южном Заиорданье. Раскопки в Иерусалиме (1867–70) концентрировались в основном у Храмовой горы и Западной стены. Исследования Западной стены были первыми в истории и велись, используя сложную систему подземных тоннелей. Уоррену удалось обнаружить ряды каменной кладки времен Ирода I, опору моста иродианского периода в виде арки, соединявшего Храмовую гору с Верхним городом. .


Будущий фельдмаршал Китченер во время экспедиции в Палестине

Чарльз Вильям Вильсон (Великобритания)
Charles William Wilson 1836–1905

Чарльз Уоррен (Великобритания)
Charles Warren 1840–1927

Исследования Западной стены проводились при помощи системы подземных туннелей и были сопряжены со значительными трудностями. Уоррену удалось обнаружить ряды каменной кладки времен Ирода I. Отчеты Уоррена об этих раскопках были главным источником сведений о Западной стене вплоть до археологических раскопок, начатых в 1968 г. Уоррен раскопал примыкавшую к северной части Западной стены арку, служившую опорой моста иродианского периода, соединявшего Храмовую гору с Верхним городом. Вместе с Ч. Вильсоном Уоррен исследовал подпорные арки под Храмовой горой и обнаружил крепостную стену на южном склоне Храмовой горы, называемом Офел. Он исследовал систему водоснабжения древнего Иерусалима: находящийся вне стен города источник Гихон, туннель и шахту, обеспечивавшие доступ к источнику в случае осады, а также туннель, по которому вода из Гихона поступала в Иерусалим.

Уоррен разработал и применил на практике новую методику, предусматривавшую консервацию, регистрацию и последующую публикацию каждой находки, что явилось значительным вкладом в археологическую науку 19 в.

Или будущий фельдмаршал Горацио Китченер, занимавшийся изысканиями в Западной Палестине.







в 1865 году английский палестиновед и археолог Вильсон проводили раскопки на русском участке, но затем по разным причинам раскопки были прекращены, и само место снова было засыпано землей[4]. Результаты исследований Вогюэ и Вильсона были опубликованы Кондером, руководившим по поручению английского Палестинского Общества топографическими съемками в Иерусалиме[5].


Клермон-Ганно, Шарль Симон (1846-1923),
французский востоковед-семитолог,
Иностранный член Российской академии наук
Член-корреспондент c 04.12.1899 - Историко-филологическое отделение (по разряду восточной словесности). Франция
Фото РАН


1873—1874 годах в Палестине по поручению английского Палестинского Общества работал К. Клермон Ганно. Летом 1874 года он производил археологические исследования на русском месте в Иерусалиме.

Об этих раскопках Клермон Ганно писал впоследствии: «Русский консул и архимандрит Антонин (Капустин) любезно предоставили мне необходимое дозволение; здесь во всяком случае я находился вне прямого или косвенного вмешательства местных властей. <….> Несколько лет тому назад (1864) К. Вильсон прорытием нескольких траншей положил начало раскопкам на этом месте, которое одинаково интересует как изучающих топографию города, так и археологов, но он не был в состоянии продолжить их»[6].

Русский профессор А. А. Олесницкий, который находился в Иерусалиме в то же время, когда Клермон Ганно производил раскопки, упоминает о них лишь мимоходом, связывая их с византийскими воротами, и присовокупляет, что они были расчищены Клермоном Ганно, «но без определенных результатов»[7].


В 1873 году германское консульство в Иерусалиме получило 20 тысяч талеров на приобретение для берлинских музеев большой коллекции глиняной посуды с древнееврейскими надписями. Продавцом уникальных находок был антиквар Моисей Шапира. Однако практически оформленная сделка была сорвана благодаря бдительности переводчика из французского консульства Клермона-Ганно. Опытный ориенталист обнаружил в «древних» текстах современные орфографические ошибки и уличил Шапира в подделках.

В 1883 году уже скомпрометированный антиквар попытался с помощью германского консула в Бейруте продать в Лондоне свитки, содержавшие древнейший текст «Второзакония». Ему удалось убедить в подлинности текстов премьер-министра Гладстона, и тот дал предварительное согласие на покупку манускрипта. И снова в экспертизу вмешался неуемный Клермон-Ганно, который в очередной раз обнаружил отклонения в орфографии от подлинных образцов. Разразился скандал, и в марте 1884 года разоблаченный Шапира покончил с собой.

Сам Клермон-Ганно действовал более осмотрительно. Благодаря ему удалось сохранить копию текста со знаменитого «Моавитского камня», открытого в 1868 году и тогда же уничтоженного местными жителями. 


Голова Ирода, атрибутированная в Эрмитаже как голова Адриана.
Коллекция фотографий ИППО, собранная в 1882-1917.

В 1873 году где-то возле стен Иерусалима он нашел мраморную голову, которую продал главе русской духовной миссии архимандриту Антонину, принявшему это изображение за портрет царя Ирода (в Эрмитаже находка хранится в качестве портрета императора Адриана). Как и другие дипломаты, Клермон-Ганно продвинулся по служебной лестнице и даже достиг ранга чрезвычайного и полномочного посла. В научной карьере его успехи были не менее впечатляющими. Клермон-Ганно стал профессором в Коллеж де Франс и членом Академии надписей и изящной словесности (Academie des Inscriptions et Belles Lettres). Выбирать между политикой и древними языками ему не приходилось. 


Камень Меши.
Коллекция фотографий ИППО, собранная в 1882-1917.


Ваза из безета из раскопок Клермона-Ганно в Иерусалиме.
Коллекция фотографий ИППО, собранная в 1882-1917.

С 1867 находился в Иерусалиме в качестве переводчика Министерства иностр. дел. В 1869 ему удалось скопировать текст стелы моавитского царя Меши (9 в. до н. э.), к-рая проливала свет на сообщения Кн. Царств. Стела была разбита арабами, и К.-Г. позднее восстановил ее по обломкам (ныне находится в Лувре). В 1871 он нашел камень с надписью, запрещающей язычникам вступать во внутренние дворы Иерусалимского храма. К.-Г. также обнаружил канал, проведенный царем Езекией, и надпись того времени 

Первые археологические исследования в Эммаусе проводятся французским ориенталистом Клермон-Ганно.
В Телль-эль-Матлебе признаки большого церковного паломнического комплекса более определенны. Еще в XIX в. Ш. С. Клермон-Ганно (Archaeological Researches in Palestine during the Years 1873-1874. L., 1899. Vol. 2. P. 17-20) обнаружил здесь архитектурные детали, в т. ч. капители, украшенные изображением креста и растительным орнаментом, к-рые должны были принадлежать большому зданию, использовавшемуся для христ. богослужения. A. Августинович вопреки изображению на карте из Мадабы и принятым ранее идентификациям выдвинул гипотезу о соотнесении этого места с Г., почитаемым в визант. период. Он отметил, что материалы этого безусловно визант. памятника использовались при строительстве в Иерихоне, в т. ч. работниками Русской православной миссии (Augustinovich A. Gerico e dintorni: Guida. Gerusalemme, 1951. P. 145). В этот комплекс входят 3 отдельные группы руин, в каждой на поверхности фиксируется визант. керамика и монеты. В 1962 г. западнее Телль-эль-Матлеба, на глубине 2 м от поверхности, была открыта цветная геометрическая мозаика, но работы не были продолжены (ADAJ. 1962. Vol. 6/7. P. 109).

Елеон Рядом с этим местом в 70-х гг. XIX в. возник кармелитский жен. мон-рь Pater Noster. Его основательницей была Элоиза Аурелия де Босси (1809-1889), уроженка Флоренции, дочь известного итал. поэта Дж. К. де Босси, министра Пьемонтского двора, породнившаяся во 2-м браке с франц. королевским домом и получившая титул княгини де ла Тур д'Овернь. Когда княгиня, весьма состоятельная и глубоко верующая женщина, приехала в нояб. 1856 г. в Иерусалим, патер М. А. Ратисбонн, известный в Палестине католич. благотворитель и храмоздатель, посоветовал ей купить на Е. г. этот участок земли. 11 лет княгиня частями выкупала 6 га земли. В 1868-1870 гг. на этом участке велись раскопки (под рук. известного археолога франц. консула в Иерусалиме Ш. Клермона-Ганно) в поисках развалин Елеоны.



Еще одно Палестинское общество было создано в Нью-Йорке в 1870 году, однако оно просуществовало всего пять лет. American Palestine Exploration Society 


Та
Неизвестные художник 
Портрет фотографа Tancrède Дюма (1830 - 1905)
n.d.

9 августа 1875 года миссией американской Palestine Exploration Общества (A.P.E.S.) прибыл в Бейрут. Контракт уже был подписан, фотографа Анри Rombau сопровождать экспедицию “по крайней мере, тридцати и не более семидесяти пяти дней”, но в последний момент Rombau сократились, и контракт подешевел на Дюма. Девяносто девять фотографий, которые он сделал, был опубликован в большой альбом, сопровождается соответствующими комментариями.  Ездил фотограф Танкрейд Дюма. далее его биография 

Tancrède Дюма был итальянский французского происхождения. Родители его были горячими Bonapartists, которые эмигрировали в Милане и именно там молодой Tancrède начал свою трудовую жизнь в качестве банкира. Похоже, что он узнал фотографии во Флоренции в студии Алинари Братьев.
 
К середине 1860-х годов он основал студию в Константинополе, в связи с некоторыми другими. Существование этой студии, подтверждена выживания редких cartes-de-visite, на подставке которого упоминает T.R.Dumas & Cie., фотографий de vues et костюмы, пре du Jardin des Fleurs, Grande грубо Pera 232. Дюма деятельности в Константинополе должны были кратковременными, поскольку к 1866 году он был установлен в мастерской на набережной в Бейруте в консульстве квартал. Его рекламной раскрывает различных профессий, помимо фотографии, он был также агентом по Ростан банка, и даже предложил пианино, чтобы нанять или купить!
 
Помимо портретов, Дюма взял несколько вид на Бейрут и Дамаск к концу 1860-х годов, которые тоже иногда встречается, подписанный Феликс Bonfils. В 1872 году Дюма опубликовал каталог, отпечатанный в Милане, включающая 260 взглядов различных стран между Верхнем Египте и Индии, включая Палестину, Баальбек, Дамаск, Греции и Месопотамии. Один из его рекламы объявил Vente, achat et échange des бляшек негативов de tous les pays поэтому и казалось, что даже если сам Дюма, он приобрел негативы от фотографа, который имел, - обычная практика того времени.
 
В другом материале " публичности", опубликованной во Франции в двуязычном обзор Пчела / АН-Nahla и от 14 июля 1878 года, Дюма объявила о продаже посредством подписки (реализацией) четыре альбома с фотографиями самых известных достопримечательностей Египта, Палестины, Сирии, Пальмира, малой Азии, Греции и Константинополя. Эти альбомы, каждая из которых содержала 100 представлений, должны были быть трех разных размеров. Непонятно, если самый большой из них предназначался для альбома или портфель, поскольку альбом в крупнейших размер упомянул до сих пор не найден.
 
Дюма также сопровождал великого герцога Мекленбург в его путешествии на Восток, заслужив право рекламировать в качестве Фотографа Императорского и Королевского двора Пруссии.
 
9 августа 1875 года миссией американской Palestine Exploration Общества (A.P.E.S.) прибыл в Бейрут. Контракт уже был подписан, фотографа Анри Rombau сопровождать экспедицию “по крайней мере, тридцати и не более семидесяти пяти дней”, но в последний момент Rombau сократились, и контракт подешевел на Дюма. Девяносто девять фотографий, которые он сделал, был опубликован в большой альбом, сопровождается соответствующими комментариями.
 
В то же время, что Дюма работал как фотограф, он был также следующую параллельную карьеру банкира, С 1900 по 1904 Le Bottin упоминает создание т.р. Дюма et Fils, рю-Лафит, Париже под заголовком Banquiers et Commissionnaires.   http://www.luminous-lint.com/app/photographer/Tancrede__Dumas/A/  



28 сентября 1877 года было основано Германское палестинское общество (Deutscher Palastina-Verein), в работе которого посильное участие принимал кайзер Вильгельм II (коллекции и библиотека этой организации были уничтожены 4 декабря 1943 года).В 1952 году Общество было  воссоздано. 

Немецкое общество по исследованию Палестины) был основан 28 сентября 1877 г. С. Циммерман Базель, А. Socin Тюбингена и Е. Kautsch Базель. Число членов быстро росло, потому что в первый раз обществе единого немецкого языка исследование по вопросу о Палестине без связи с политикой или религиозной принадлежности. Благодаря этому позитивному развитию общества могли бы расширить библиотеку на тему Палестины, сохраняя при этом свою издательскую деятельность. Раскопки фонд позволил общества поощрять и осуществлять различные проекты в Палестине. Восстановление Siloah надпись (C. Schick), раскопки в Иерусалиме (H. Guthe) и Мегиддо (Телль-эль-Mutesellim, Г. Шумахера и C. Watzinger), а также многочисленные топографические и социальных антропологических исследований могут быть приняты и опубликованы . Этнологических и археологических коллекций, которые созданы общества по пути, были уничтожены 4 декабря 1943 году вместе с библиотекой Общества. 

http://www.palaestina-verein.de/

Поделиться: