Пребывание Святейшего Патриарха Алексия II на Святой Земле в июне 1997 года. П. В. Уржумцев

12 по 18 июня 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II находился в Святой Земле с официальным визитом для участия в торжествах по случаю 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Юбилейные торжества были приурочены к дням святой Пятидесятницы — престольного праздника Троицкого собора Миссии. Его Святейшество сопровождали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата, представители синодальных учреждений Русской Православной Церкви, другие официальные лица.

Вместе со Святейшим Патриархом и сопровождавшими его лицами Святую Землю посетила большая группа паломников нашей Церкви. В поездке принял участие мужской хор Свято-Троицкого храма подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве. Всего в делегации было свыше 100 человек.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Генисаретском озере.
Худ.
Дмитрий Анатольевич Белюкин

С самого начала христианства на Руси многие русские люди стремились посетить Святую Землю, побывать в местах, освященных земным подвигом Христа Спасителя. С 1847 года началась плодотворная просветительная и благотворительная деятельность Русской Духовной Миссии в Палестине. Ее основателем и первым начальником был архимандрит Порфирий (Успенский; впоследствии епископ Чигиринский; 1885), церковный писатель и известный востоковед. Хорошо зная духовные и материальные нужды Палестины и окружающих стран, он всемерно содействовал укреплению и распространению Православия на Ближнем Востоке.

Способствовал расширению деятельности Миссии ее четвертый начальник — архимандрит Антонин (Капустин; 1894), подвигом своего служения стяжавший признательность современников и оставивший добрую по себе память в Иерусалимской и Русской Церквах. Покупая в собственность Миссии земельные участки в местах священных библейских событий, он строил там храмы и приюты для паломников. Им были основаны монастырские комплексы на Елеонской горе и в Айн-Кареме — Горнем граде Иудовом. В 1883 году он начал археологические раскопки на русском участке близ храма Святого Гроба в Иерусалиме, которые подтвердили подлинность евангельских повествований. Была собрана замечательная библиотека Миссии, насчитывающая несколько тысяч томов.

В конце XIX — начале XX века огромную помощь Миссии оказывало созданное в 1882 году Императорское Православное Палестинское Общество.

Первая мировая война привела к временному прекращению деятельности Миссии, поскольку все русские подданные должны были покинуть Святую Землю. С поражением Германии и ее союзницы Турции в первой мировой войне пала власть турок в Палестине, ставшей мандатной территорией под управлением Великобритании. Это положение сохранялось до образования в 1948 году государства Израиль.

После 1917 года связь Миссии с Россией прекратилась. Она лишилась средств на поддержание своей деятельности. С 1928 года начальников Миссии назначало руководство Русской Православной Церкви Заграницей.

Положение стало меняться после вступления на Московский патриарший престол Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) и его паломнической поездки в Святую Землю и на Ближний Восток в 1945 году. К 1948 году сложились условия для возобновления исконной канонической связи Русской Духовной Миссии с Московской Патриархией. Восстановились прерванные традиции, стала налаживаться духовная жизнь в Миссии и ее владениях в Святой Земле.

Трудности, однако, не прекратились. В 1953 году, когда произошел разрыв дипломатических отношений между СССР и Израилем, израильтянами были предприняты попытки насильственного захвата русских построек в Яффе и Горнем монастыре. Не удалось предотвратить потерю некоторых участков и строений в годы правления Н. С. Хрущева. Принесла нестроения и шестидневная арабо-израильская война 1967 года, когда вновь произошел разрыв дипломатических отношений между СССР и Израилем.

Паломничества из СССР в Святую Землю совершались крайне редко. Один, реже два раза в год организовывались поездки небольших групп — не более десяти человек, в основном из священнослужителей и ответственных церковных работников. И только в начале 1990-х годов, с изменением политической ситуации в России, традиция более широкого паломничества в Палестину православных русских людей снова стала живой реальностью. И вновь, как со дня ее основания, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме оказывает паломникам из России всестороннюю помощь и духовную поддержку.

Во второй половине дня 12 июня, совершив молебное пение в путь шествующим, делегация отбыла самолетом из Москвы в Тель-Авив — столицу Израиля. По прибытии в столичный аэропорт «Бен Гурион» и прохождении таможенных формальностей паломники направились в Иерусалим.

По установившейся традиции у Яффских ворот старого города Святейшего Патриарха Алексия встречали представители Иерусалимского Патриархата, Русской Духовной Миссии и властей Израиля. Торжественная процессия направилась к храму Воскресения Христова. Совершив поклонение Живоносному Гробу Господню, Святейший Патриарх Алексий сердечно приветствовал предстоятеля Иерусалимской Церкви Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора. Сердечная беседа предстоятелей была посвящена вопросам братских взаимоотношений двух Церквей. Древняя Иерусалимская Церковь, две тысячи лет бережно сохраняющая великие святыни христианства, всегда с любовью принимала паломников из далекой России. И ныне между нашими Церквами существует отрадное единомыслие. И этому единству и братской любви неизменно содействовала Русская Духовная Миссия в Иерусалиме во все время своего существования.

13 июня, в день отдания праздника Вознесения Господня, Святейший Патриарх Алексий с сопровождавшими его членами официальной делегации посетил место Вознесения Господня на Елеонской горе, гробницу праведного Лазаря в Вифании, из которой четырехдневный мертвец словом Христовым был вновь возвращен к жизни во свидетельство грядущего общего воскресения мертвых, гробницу Божией Матери в пещерном храме в Гефсимании. В храме равноапостольной Марии Магдалины русского женского монастыря в Гефсимании (Русская Зарубежная Церковь) паломники поклонились честным мощам преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, которые удалось привезти сюда через Китай в 1921 году. В тот же день Святейший Патриарх Алексий нанес визиты премьер-министру Израиля Беньямину Нетаньяху и мэру Иерусалима Йехуду Ольмерту. Премьер-министр Израиля и мэр Иерусалима заверили Его Святейшество, что будут содействовать проведению церковных торжеств в 2000 году, когда множество паломников прибудут в Святую Землю для участия в праздновании 2000-летия пришествия в мир Иисуса Христа. Господин Йехуд Ольмерт назвал неотъемлемой частью жизни Иерусалима Русскую Духовную Миссию. Святейший Патриарх Алексий, обращаясь к властям Израиля, призвал к скорейшему примирению народов, населяющих Святую Землю, через диалог и взаимопонимание, отметил, что недопустимо любое насилие, имеющее целью решить проблемы одного народа за счет другого.

В ночь под Троицкую родительскую субботу Святейший Патриарх Алексий с иерархами и клириками обеих Церквей совершил у Живоносного Гроба Господня Божественную Литургию пасхальным чином.

Пел сопровождавший делегацию хор московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Многие паломники с трепетной, поистине пасхальной радостью от участия в Святой Евхаристии на месте страданий и Воскресения Господа причастились Животворящих Христовых Тайн. После Литургии Его Святейшество возглавил вселенскую панихиду по усопшим. И все паломники вместе со Святейшим молились о своих почивших близких, веря, что молитвы о них в этом святом месте победы жизни над смертью даруют почившим и живым радость общения, благодатное утешение и покой. Знаменательно было это пасхальное служение на Гробе Воскресшего Господа в день вселенского поминовения усопших — оно несло радостную весть, что Христос Воскресе — и мертвый ни един во гробе!

14 июня, в Троицкую родительскую субботу, Святейший Патриарх Алексий посетил Горненский женский монастырь, расположенный в 9 км к юго-западу от Иерусалима. В настоящее время на территории монастыря устроена Мемориальная аллея, ведущая к монастырскому храму в честь Казанской иконы Божией Матери. У прилегающей к аллее стены установлен бюст основателя Горненской общины — приснопамятного начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина (Капустина). Здесь Святейший Патриарх Алексий совершил чин молебного пения. На монастырском кладбище близ храма была отслужена лития по почившим насельницам обители. Затем Его Святейшество совершил молебен на завершение строительства монастырского собора в честь всех святых, в земле Российской просиявших, создание которого было приостановлено в 1914 году в связи с началом первой мировой войны.

В этом году ко дню святой Пятидесятницы в Иерусалиме собралось около 1000 паломников из Русской Православной Церкви, часть из них прибыла из Москвы вместе с патриаршей делегацией, другие — паломническими круизами на теплоходах через Одессу по Средиземному морю.

Вечером в канун праздника Святейший Патриарх Алексий в сослужении многочисленного собора духовенства совершил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Миссии. Там же в самый день праздника он совершил Божественную Литургию.

В 60-х годах XIX века на приобретенном в западной части Иерусалима участке земли, доныне именуемом Москобией, или Русским подворьем, началось строительство собора в честь Живоначальной Троицы и здания представительства Русской Духовной Миссии. Главный храм Миссии, Свято-Троицкий собор, поистине является украшением архитектурного ансамбля старого и нового Иерусалима и духовным центром Русского Православия в Святой Земле.

В Троицын день в этом прекрасном величественном храме, возведенном в русско-византийском стиле и украшенном иконами русского письма, в окружении множества соотечественников-паломников, молившихся за патриаршим богослужением, порой казалось, что находишься не в далекой Палестине, а дома, в России.

В ночь под праздник многие паломники получили благодатное утешение от участия в Божественной Литургии на Голгофе, у подножия Креста Господня. Ее совершил с греческим духовенством и клириками из числа паломников архиепископ Днепропетровский и Криворожский Ириней, прибывший с одной из паломнических групп. В память о страданиях Христовых православные архиереи и клирики служат на Голгофе без митр. Пел мужской хор из Днепропетровска. Многие паломники причащались.

После Божественной Литургии Святейший Патриарх Алексий посетил священное место Тайной вечери — Сионскую горницу, где положено было начало бытия Церкви Христовой через сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.

В тот же день в иерусалимской гостинице «Царь Давид», в зале проведения торжеств, состоялся юбилейный акт, посвященный 150-летию Русской Духовной Миссии, который открыл Святейший Патриарх Алексий. В своей речи, напомнив о важнейших моментах исторического пути Миссии, он отметил, что в различных условиях своего бытия Миссия неуклонно исполняла свой церковный долг и служила делу примирения и взаимопонимания конфессий, религий и этнических сообществ в Святой Земле.

Нынешнее служение Миссии в значительной степени посвящено развитию паломничества. Сегодня она принимает паломников Русской Православной Церкви, прибывающих из России, с Украины, из Белоруссии, Молдавии, стран Балтии, Средней Азии и из других мест, где проживают наши православные соотечественники. Затем с приветственной речью выступил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Диодор, были оглашены приветствия в адрес Святейшего Патриарха Алексия и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от имени Президента Российской Федерации, от российского правительства, от обеих палат Федерального Собрания России; представитель правительства Израиля также приветствовал собравшихся на торжественный юбилейный акт.

Затем в банкетном зале гостиницы Святейший Патриарх Алексий устроил прием по случаю 150-летия Русской Духовной Миссии. Сопровождавший патриаршую делегацию хор исполнил духовные песнопения.

16 июня, в день Святого Духа, Святейший Патриарх Алексий с паломнической делегацией посетил Вифлеем. В Вифлеемской базилике, воздвигнутой над местом рождения Господа Иисуса Христа, Его Святейшество совершил с греческим и русским духовенством Божественную Литургию.


Вифлеем. Место Рождества Господа нашего Иисуса Христа

Поклонившись священному месту Рождества Спасителя в пещере под алтарем базилики, паломники посетили пещеру Вифлеемских младенцев, убиенных Иродом после рождения Богомладенца Христа, находящююся в южной части огромного храмового комплекса; побывали на поле, где ангелы, явившись в ночь Рождества пастухам, пасшим стада, воспели песнь Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Святейшего Патриарха Алексия торжественно встречали власти Вифлеема и Хеврона. Глава Палестинской автономии Ясир Арафат устроил в Вифлееме прием в честь Его Святейшества и сопровождавшей его делегации. В приветствии Святейшему Патриарху Алексию Ясир Арафат дал высокую оценку просветительной, благотворительной и научной деятельности Русской Духовной Миссии и Императорского Православного Палестинского Общества в Святой Земле. Свыше 10 тысяч арабских детей — в Палестине, Сирии, Ливане — обучались на своем родном языке более чем в ста школах и двух учительских семинариях, принадлежавших Обществу. Плоды русского присутствия в Святой Земле огромны, благодарная память старшего поколения местных жителей красноречиво свидетельствует о совершенных здесь жертвенных трудах многих русских людей. Ясир Арафат также заявил о готовности Палестинской администрации принять деятельное участие в подготовке торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова, на земле Палестины, где все священные места будут открыты для свободного посещения христианскими паломниками.

В ответном слове Святейший Патриарх Алексий отметил, что Русская Православная Церковь выступает за полное прекращение насилия, за продолжение мирного диалога на Ближнем Востоке людей, населяющих эти земли. Прочный длительный мир будет достигнут, по словам Его Святейшества, тогда, когда будут уважаться законные права каждого народа и каждого человека, независимо от национальности, вероисповедания и политических убеждений.

В тот же день Святейший Патриарх Алексий нанес визит Президенту Израиля Эзеру Вейцману.

Позднее, вместе с паломниками, Святейший Патриарх Алексий побывал на русском участке в Хевроне, к югу от Вифлеема, где находится древний дуб Мамврийский, у которого праотец Авраам некогда гостеприимно принял трех Вестников Божиих, прообразовавших тайну Триипостасного Божества. Святейший Патриарх посетил здесь храм в честь Пресвятой Троицы.

Иерусалим. Проскомидия на Гробе Господнем

Вечером того же дня Святейший Патриарх Алексий посетил иерусалимский храм Воскресения. Приложившись к Камню помазания, на который положено было снятое со Креста пречистое Тело Иисуса Христа для умащения его ароматами, он молился затем в пещере Живоносного Гроба Господня под пение стихир Святой Пасхи «Пасха священная нам днесь показася…» и облобызал священное погребальное ложе Спасителя, с которого Он тридневно восстал из мертвых.

Его Святейшество обошел с паломниками все приделы огромного храма, посвященные событиям Крестных Страданий Господа, и поклонился святой Голгофе, облобызав место, где стоял Крест Христов.


Святейший Патриарх Алексий на Сорокадневной горе

17 и 18 июня, в последние два дня пребывания на Святой Земле, Святейший Патриарх Алексий с паломнической делегацией посетил древние православные обители Иудейской пустыни, некогда во множестве населенные христианскими подвижниками, и Галилею. Паломники побывали в монастыре преподобного Георгия Хозевита в ущелье Вади-Кельт, на пути к одному из древнейших городов мира — Иерихону. Вместе с Его Святейшеством они предприняли восхождение на Сорокадневную гору близ Иерихона, на которой после сорокадневного подвига поста и молитвы Господь Иисус Христос отразил приражения врага нашего спасения — диавола.

На берегах священного Иордана паломники молитвенно воспоминали явление Пресвятой Троицы при Крещении Господа Иисуса Христа от Иоанна Предтечи. На горе Фавор они молитвенно сопричастились событию преславного Преображения Господня, а в Назарете воспели Пречистую Деву Богородицу на месте благовестил архангела Гавриила о главизне спасения нашего — Рождении от Нее Сына Божия и Сына Человеческого.


Гефсимания. У Гроба Пресвятой Богородицы

На участке Русской Духовной Миссии на берегу Тивериадского озера, в Магдале, близ источника Марии Магдалины, Святейший Патриарх Алексий совершил молебное пение в храме равноапостольной Марии Магдалины и освятил закладной камень на начало строительства гостиницы для паломников.

В приморской Хайфе, на горе Кармил, Святейшего Патриарха и паломническую делегацию сердечно встретили прихожане храма во имя пророка Божия Илии, также принадлежащего Русской Духовной Миссии.

На монастырском участке Русской Духовной Миссии в Яффе, на берегу Средиземного моря (древней Иоппии, основанной, по преданию, сыном праотца Ноя Иафетом), где находится гробница праведной Тавифы, питательницы вдов и сирот, воскрешенной апостолом Петром, Святейший Патриарх Алексий ознакомился с работами по реконструкции гостиничного комплекса для паломников.

В завершение визита в Святую Землю Его Святейшество совершил молебен в путь шествующим в храме во имя апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе, в котором участвовали паломники и большое число православных верующих людей, проживающих в Тель-Авиве (основанный в 1909 году севернее Яффы, Тель-Авив в 1949 году слился с ней в одно целое).

Вечером 18 июня Святейший Патриарх Алексий с сопровождавшей его делегацией возвратился в Москву.

Богу содействующу, визит Святейшего Патриарха Алексия с паломнической делегацией в Святую Землю, посвященный 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, успешно завершился.

Визит свидетельствовал прежде всего о благом стоянии Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, о продолжении и дальнейшем развитии давней традиции русского паломничества в Святую Землю.

Собравшиеся во множестве в Иерусалиме — священном городе трех исторических религий — паломники Русской Православной Церкви в день Пятидесятницы молились о наступлении благословенного мира на благодатной многострадальной земле Палестины, о мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и о соединении всех.

Визит свидетельствовал также о благом совете и единомыслии двух Церквей — Иерусалимской и Русской. В этом единомыслии и единодушии — призыв ко всему разделенному ныне христианскому миру стремиться к заповеданному Христом Спасителем единству.

П. В. Уржумцев
Альманах «К Свету», 2002 г., стр. 101-110
Фото с сайта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Поделиться: