Москва творческая: как поддерживали развитие искусства Великий князь Сергий Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна
Великий князь Сергей Александрович и его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна были большими ценителями и покровителями музыкального, драматического и художественного искусства Москвы. Рассказываем о том, каким творческим учреждениям покровительствовала Великокняжеская чета.
Музыка
Великий князь Сергей Александрович с юности был большим знатоком и ценителем оперы. В 1880-е годы вместе с супругой устраивал домашние музыкальные вечера и приемы в своих резиденциях в Санкт-Петербурге и Подмосковье. Он состоял почетным членом Императорского Русского музыкального общества, в состав которого входили консерватории в обеих столицах России. Сергей Александрович и Елизавета Федоровна поддерживали многих артистов и музыкантов, как именитых, так и начинающих.
Став генерал-губернатором Москвы, Великий князь Сергей Александрович часто общался с В. И. Сафоновым — директором Московской консерватории, пианистом, дирижером и общественным деятелем. Их взаимодействие помогло Московской консерватории получить субсидии для перестройки старого здания учебного учреждения. Сергей Александрович ходатайствовал перед Императором Александром III на отпуск 400 000 рублей.
В 1898 году консерватория начала занятия в новых помещениях, был освящен и открыт Малый зал. Через три года состоялось торжественное открытие Большого зала консерватории.
Великий князь состоял почетным членом Московского Филармонического общества и состоявшего при нем Музыкально-драматического училища, в котором обучалось более 6 тысяч учащихся — будущих музыкантов, драматических и оперных артистов. В 1891-1892 годах в состав преподавателей вошел известный режиссер В. И. Немирович-Данченко, поднявший драматическое образование в училище на высокий уровень.
Церковное пение
Великокняжеская чета внесла большой вклад и в развитие церковного пения как части духовной культуры Первопрестольной. Древнерусская певческая практика была бы безвозвратно утрачена под натиском западной европейской культуры, если бы не поддержка русского музыкального возрождения Императорами Александром III, Николаем II, Великим князем Сергеем Александровичем и Великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Под покровительством Великокняжеской четы в Москве находился Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения при нем. Благодаря попечителям хор и училище получили новые возможности для развития, участвовали в проведении императорских визитов и других значимых событий в Москве и, в целом, стали уникальным явлением в церковно-певческой культуре России.
Театр
Великокняжеская чета всегда признавала за театральным искусством значительную роль в культурной жизни Москвы и оказывала особое покровительство театру. Это проявлялось в организации ежегодных благотворительных спектаклей, поддержки театральных съездов. Особо важным делом стало учреждение под совместным покровительством Великокняжеской четы Общества для призрения престарелых и лишенных способности к труду артистов и их семей.
Благодаря содействию Великой княгини Елизаветы Федоровны появился знаменитый Московский Художественный театр (МХТ). Его первой сценой стал дворец генерал-губернатора на Тверской, 13. В 1897 году, за год до первой премьеры в МХТ, режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко поставили в этом дворце спектакль «Потонувший колокол». В последующие годы там неоднократно проходили театральные любительские представления, с участием ведущих артистов МХТ и других театров Москвы.
Живопись. Открытие Музея изящных искусств
Великий князь Сергей Александрович обладал развитым художественным вкусом и глубоким знанием искусства. Создание Музея изящных искусств имени Императора Александра III стало одним из главных дел в жизни Великого князя как мецената. Музей появился, по словам современников, только благодаря Сергею Александровичу, его просвещенному отношению к делу и любви к Москве.
Профессор историко-филологического факультета Московского университета Иван Владимирович Цветаев с 1889 года пытался воплотить в жизнь замысел создания Музея античного искусства — сначала в Московском университете. Великий князь Сергей Александрович подхватил идею Цветаева и оказал ему поддержку, чтобы открыть большой Музей в отдельном здании.
Место для музея, после долгих переговоров Великого князя с Московской городской думой, отвели на Волхонке близ Храма Христа Спасителя. В 1898 году был создан особый Комитет для устройства музея, председательство в котором взял на себя Великий князь Сергей Александрович. В состав членов вошли крупные промышленники и предприниматели, такие как Ю. С. Нечаев-Мальцев.
На закладке здания Музея изящных искусств 17 августа 1898 года присутствовал Император Николай II. Создаваемый Музей был задуман как наглядная хрестоматия по истории искусства и адресовался учащейся молодежи и широкой общественности.
В конкурсе на проектирование здания Музея участвовало 19 архитекторов из разных городов России. Рассмотрено было 15 проектов, 7 из них удостоены наград. Правлением Московского университета был избран в качестве строителя один из награжденных конкурсантов, молодой, но уже известный московский архитектор Р. И. Клейн.
Великий князь Сергей Александрович старался вникать во все детали проекта. Как ценитель античного архитектурного стиля он ратовал за простоту рисунка музейного фасада, за отказ от чрезмерной лепнины, чтобы не скрывать благородство линий. Архитектурный облик здания должен был отвечать местоположению его на видном месте в центре столицы и соответствовать его назначению.
Великому князю принадлежала идея именных залов Музея, когда расходы по их устроению брал на себя тот или иной попечитель, в том числе представители Императорской Фамилии. Так появились залы имени Государя Императора, Императрицы Александры Федоровны и, конечно же, Великого князя Сергея Александровича и его августейшей супруги Елизаветы Федоровны.
После гибели Сергея Александровича она передала часть его богатой художественной коллекции в будущий Музей. По замыслу профессора Цветаева, в «Зале славы» Музея, кроме статуи Императора Александра III и бюста Императора Николая II, находилось и скульптурное изображение Великого князя Сергея Александровича. Елизавета Федоровна помогала формировать коллекции музея.
Музей изящных искусств имени Императора Александра III открылся 31 мая 1912 года в присутствии Царской семьи. В то же время был освящен памятник Императору Александру III на Пречистенской набережной, возле Храма Христа Спасителя. Это место 12 лет назад было выбрано профессором Цветаевым и утверждено Императором Николаем II и Великим князем Сергеем Александровичем.
Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна покровительствовали многим творческим учреждением. Но одним из самых важных и популярных в наши дни является Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Это один из крупнейших в современной России собраний западного искусства, включающих в себя коллекцию слепков с античных статуй, художественные произведения, археологические находки, а также собрание предметов из Древнего Египта и Древнего Рима.
Источник: mmom.ru
Поделиться: