ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Визит делегации ИППО во главе с Сергеем Степашиным в Палестину и Израиль начался с посещения базилики Рождества Христова

Визит делегации ИППО во главе с Сергеем Степашиным в Палестину и Израиль начался с посещения базилики Рождества Христова

31 августа 2014 года начался визит делегации Императорского Православного Палестинского Общества в Палестину и Израиль, приуроченный к открытию в Вифлееме первой в Палестине государственной школы с изучением русского языка.

Возглавляет делегацию Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Вадимович Степашин. Его сопровождают председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, действительный член ИППО Сергей Николаевич Рябухин, заместитель Председателя ИППО Юрий Алексеевич Грачёв, главный советник Председателя ИППО по международным вопросам Игорь Васильевич Петраков, управляющий Центром ИППО в Москве Самвел Казаросович Казарян. В Вифлееме делегацию сопровождал член Совета, председатель Вифлеемского отделения ИППО Дауд Матар.




По прибытии в Вифлеем члены делегации посетили базилику Рождества Христова, где помолились на месте рождения Спасителя в пещере Рождества и поклонились другим святыням.

Византийская базилика с древними мозаиками VI века построена над Вифлеемским вертепом, где, по преданию, появился на свет Младенец Иисус и куда пришли поклониться Ему пастухи и волхвы. Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает 14-конечная серебряная звезда. Рядом с ней – место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. Сами Ясли были вывезены в Рим во времена крестоносцев, где и находятся до сих пор в соборе Санта Мария Маджоре.

Базилика находится в совместном управлении Иерусалимской (греческой) Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Римско-Католической Церкви (орден францисканцев). Все три христианские церкви имеют при базилике свои монастыри и храмы. Для празднования Рождества Христова сюда стекаются многочисленные верующие и паломники трижды в год, так как все Церкви отмечают этот праздник в разные дни: католики 25 декабря, православные 7 января, армяне 19 января.

К молитве созывают с трех разных колоколен. Примечательно, что только армяне звонят "вживую", греко-православные и католики используют для этого достижения цивилизации - электронных звонарей. Специальное устройство управляется компьютером, с помощью которого устанавливается нужный режим колокольного звона, и после нажатия кнопки колокола приводит в движение автоматика. С одной стороны удобно, не надо в любую погоду взбираться по многочисленным ступеням на высокую колокольню, с другой, как отмечают сами церковнослужители, в этом звоне как будто не хватает души. При паспортизации колоколов греческой колокольни, проведенной в прошлом году специалистами из России по просьбе Иерусалимской Патриархии, было обнаружено, что главный колокол ансамбля весом 2,5 тонны повторяет художественное убранство главного колокола храма Гроба Господня в Иерусалиме. Оба колокола были отлиты в 1886 году на заводе почетного гражданина Москвы Андрея Дмитриевича Самгина. Из 8 колоколов вифлеемской колокольни шесть были отлиты в России. Множество русских колоколов на Святую Землю были отправлены с помощью Императорского Православного Палестинского Общества, учрежденного в 1882 году.

Как известно, помощь русских благотворителей, в том числе российских императоров, не ограничивалась лишь колоколами. Многие храмы и сейчас украшают иконы и церковная утварь, над которыми работали русские мастера. Такие вклады помнит и история вифлеемской базилики, пережившей землетрясение 1834 года и пожар 1869 года, которые вызвали повреждения интерьера пещеры Рождества. Почетные члены Императорского Православного Палестинского Общества императоры Александр III и Николай II неоднократно направляли в храм пожертвования (колокола, паникадила). 


Одна из святынь - находящаяся в нескольких метрах от спуска в пещеру Рождества Христова чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы - тоже пожертвована в базилику Рождества Российским Императорским домом. Святой образ русского письма имеет одну особенность, это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. По мнению кандидата искусствоведения, заведующей сектором прикладного искусства Музея им. А.Рублева, действительного члена ИППО Светланы Гнутовой, икону можно датировать сер. XVIII века, а вот риза на ней изготовлена из ткани более позднего времени, второй половины или даже конца XIX века. В устных рассказах бытует две версии происхождения ризы - из платья первой августейшей паломницы императорской фамилии великой княгини Александры Иосифовны, побывавшей в Святой Земле в 1859 году со своим супругом великим князем Константином Николаевичем, или из платья августейшей председательницы Императорского Православного Палестинского Общества преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, чье 150-летие отмечается в этом году. Это была обычная практика того времени - на платья знатных дам с драпировками и шлейфами уходили многие метры дорогих тканей - парчовых, шелковых, атласных, которые могли еще послужить после того, как наряд выходил из моды. Известно, что Елизавета Федоровна не раз жертвовала свои платья в разные храмы на ризы для икон и священнические облачения. Надежных источников, подтверждающих какую-либо из версий о происхождении вифлеемской ризы, пока не обнародовано, и это не столь важно, главное, что молва связывает эту икону с двумя замечательными женщинами, почетными членами ИППО, единственными из династии Романовых совершившими паломничество на Святую Землю. 

Более достоверной является информация о другом даре вифлеемской базилике от Романовых. По свидетельству секретаря ИППО А.А.Дмитриевского, будущие почетные члены ИППО великокняжеские супруги Александра Иосифовна и Константин Николаевич пожертвовали в Вертеп Рождества по просьбе вифлеемского игумена серебряные лампады в память рождения их второго сына великого князя Константина Константиновича, тоже будущего почетного члена ИППО.






Члены делегации ИППО пообщались с духовенством. Делегацию Императорского Православного Палестинского Общества встречали представитель Иерусалимского Патриархата архимандрит Рафаил и священник Армянской Апостольской Церкви Хат Джундурян. Члены Императорского Православного Палестинского Общества с удовлетворением отметили, что благодаря объединенным усилиям всех трех Церквей, подходит к завершению первый этап реставрации базилики - ремонт старинной и местами прогнившей крыши. Вода, протекавшая сквозь многочисленные дыры в кровле, много лет угрожала древним мозаикам и фрескам, остальному убранству храма. В 2012 году базилика была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в прошлом году началась ее масштабная реставрация. После крыши будут отреставрированы витражи и внутренние интерьеры. В пожертвованиях, собранных на проведение работ, есть и доля России.

Сергей Вадимович попросил у священнослужителей молитв за мир на Святой Земле, на Украине и за процветание России и Императорского Православного Палестинского Общества.

Из базилики делегация Императорского Православного Палестинского Общества направилась в г. Рамаллу на прием, который в честь делегации дает Президент Палестины Махмуд Аббас.