ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

"Бульдозерная археология" или "кровавый антиквариат"

В Ираке и Сирии продолжается разграбление древних культурных ценностей.

Террористические группировки зарабатывают миллионы долларов на продаже награбленных ими артефактов, большая часть которых бесследно исчезает в частных коллекциях. Об особенностях криминального антикварного бизнеса "Исламского государства" рассказывают западные журналисты, археологи,историки религии, исследователи.

"Террористический стартап с четко определенной бизнес-моделью", - так описывает "Исламское государство" (ИГ) историк религии Карен Армстронг, перу которой в числе прочего принадлежат жизнеописания пророка Мухаммеда. Эта радикальная исламистская группировка – самая богатая террористическая организация в мире.

Те, кому приходилось видеть ее гротескные пропагандистские видеоролики, могли обратить внимание на новенькие автомобили-внедорожники, на которых разъезжают боевики ИГ. Откуда у них такие деньги? По словам аналитиков, средства поступают в виде пожертвований, от продажи контрабандной нефти (до 1,65 млн долларов в день), похищений людей с целью выкупа (не менее 20 млн долларов за прошлый год), торговли людьми, вымогательства и грабежей. Наконец, последний по счету, но не по значению источник – торговля предметами старины. Это очень прибыльный бизнес. Продажа только тех древностей, которые были награблены в районе города Набук (Ан-Набек) к западу от Дамаска, принесла "Исламскому государству", как утверждается, не менее 36 млн долларов. Источник газеты Guardian сообщил, что возраст некоторых предметов составлял до восьми тысяч лет.

                           

"Исламское государство" оперирует в самой богатой с археологической точки зрения части мира. Это поистине колыбель цивилизации. По мере того как боевики подвергали разрушениям древние ассирийские и парфянские города – Нимруд, Ниневию, Хатру, поток древних артефактов, похищенных, как подозревают, в этих краях хлынул на черный рынок антиквариата. "Исламское государство" действует либо варварским методом "бульдозерной археологии", раскапывая участки с использованием всех доступных технических средств, что ведет к катастрофическим разрушениям, либо нанимает местных жителей, чтобы те вели археологические работы на раскопах и в гробницах. Группировка взимает затем налог, одобренный законами шариата, размер которого зависит от ценности любого из найденных сокровищ. Впрочем, никто не знает, что извлекается из земли, и эту добычу уже невозможно идентифицировать в дальнейшем. Кстати, не дайте себя одурачить кадрам, снятым на видео боевиками ИГ в музее Мосула, на которых запечатлено, как они разбивают на куски древние ассирийские статуи – по их терминологии, "бесполезных идолов". Может быть, боевики ИГ и обезобразили ценные исторические памятники, которые они не в состоянии продать по причине их размеров, но, по имеющимся достоверным свидетельствам, они вовсю торгуют движимыми предметами.

В любом случае, те "идолы", которых они разбили вдребезги в музее Мосула, были всего лишь гипсовыми копиями древних статуй. "В числе этих артефактов не было ни одного оригинального произведения", - заявила глава департамента древностей Ирака Фавзие аль-Махди в интервью немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle. "Это были копии с оригиналов, хранящихся в Багдадском музее, которые были сделаны в то время, когда Ирак создавал сеть региональных музеев", - говорит д-р Марк Олтавил из Института археологии при Университетском колледже Лондона. Однако, добавляет он, широкомасштабное разграбление художественных и культурных ценностей происходит в Мосуле на протяжении как минимум последних 25 лет и началось еще во времена Саддама Хусейна.

Артур Бранд из компании Artiaz в Амстердаме, одной фирм (их число быстро растет), которые занимаются поиском похищенных произведений искусства, назвал этот вид бизнеса "кровавым антиквариатом". Хотя, как правило, предметы искусства хуже поддаются транспортировке, чем "кровавые алмазы", но потенциально они имеют куда большую ценность.

Сведения о многочисленных древних артефактах из Сирии и Ирака циркулируют на европейском черном рынке. Скотленд-Ярд, как сообщалось, ведет параллельно четыре расследования, связанных с древностями из Сирии. Однако без мощной финансовой подпитки и перекрытия каналов поставки, по разветвленной сети которых награбленные ценности перемещаются по всему миру, задача довести эти расследования до конца представляется неосуществимой.

"Мародеры внедряются в хорошо организованные старые сети, использующие каналы контрабанды, которые проходят зачастую через Турцию и Ливан", - говорит д-р Олтавил. К числу предметов, пользующихся наибольшим спросом, относятся древние клинописные таблички, цилиндрические печати, вазы, монеты, ювелирные украшения, изделия из стекла и мозаика, которую легко разбить и перевозить в "разобранном виде". Чем меньше размеры предмета, чем легче его спрятать и транспортировать, тем более ценным он может оказаться в итоге.

Кристофер Маринелло, представитель консалтинговой компании в сфере искусства Art Recovery Group из Лондона, организации, которая рекомендует своим клиентам проявлять осмотрительность при покупке артефактов, говорит, что истинная ценность награбленных предметов искусства часто является темой интенсивных спекуляций. "Называется множество самых разных цифр, - говорит он. - Теоретически произведения сомнительного происхождения стоят лишь малую долю их истинной ценности, но многое зависит от степени целесообразности [их покупки]. Объект крупного размера, чье происхождение незаконно, может быть продан на черном рынке за 10-15% его настоящий стоимости. Те предметы, которые легко перевозить, могут набрать куда более высокий процент".

ИГ – далеко не первая террористическая организация, которая использует "кровавый антиквариат" для финансирования своей деятельности. В 1974 боевики Ирландской республиканской армии (ИРА) похитили полтора десятка работ старых мастеров из аристократического дома в графстве Уиклоу в Ирландии. Тогда эта коллекция оценивалась в 8 млн ирландских фунтов или 12 млн. долларов* (см. примечания переводчика в конце статьи). Круши и хватай Лишь единицы из тех тысяч артефактов, которые были награблены в Сирии и Ираке, когда-либо можно будет увидеть. Они канут в частных коллекциях и хранилищах, главным образом в Европе и США, где существует особый спрос на предметы доисламского искусства, а также в Японии и Австралии.

Если похищенные артефакты удается найти и изъять, как правило, у следователей уходят годы на то, чтобы привлечь виновных к ответственности. В марте иммиграционная и таможенная полиция США (ICE) продемонстрировала более 60 произведений, изъятых у преступников. В их числе было великолепное скульптурное изображение головы царя Ассирии Саргона II, он же Шаруккин II (722 – 705 гг. до н.э.), оценочная стоимость которой составляет 1,2 млн долларов. "Операция "Утраченное сокровище", название которой напоминает об известном голливудском фильме, началась в 2008 году, когда появилась информация о том, что торговец антиквариатом из Дубая по имени Хасан Фазели осуществляет поставки незаконных товаров в США. В качестве страны происхождения была указана Турция, стоимость головы Саргона II в таможенной декларации оценивалась в 6500 долларов. В числе других предметов, перевозимых контрабандой, была египетская погребальная ладья, оцененная в 57000 долларов. Некоторые грузы были прямо связаны с крупными музеями, галереями и аукционными домами в Нью-Йорке. Уникальность расследования заключалась в том, что в его ходе были выявленные достаточные основания для предъявления фигурантам обвинений в отмывании денег. Это позволило агентам арестовать банковские счета, через которые осуществлялись денежные переводы. Впрочем, предметы, выявленные в ходе операций иммиграционной и таможенной полиции США, были украдены еще во время войны в Ираке. Зная, что война неизбежно нанесет катастрофический ущерб памятникам истории и искусства, археологи, директора музеев и другие представители художественного мира провели встречу с чинами Пентагона с целью убедить их обеспечить охрану и защиту участков археологических раскопок. Эта инициатива провалилась. Вместо этого американские войска превратили Вавилон в печально известные "висячие сады Halliburton"а", соорудив военный лагерь на месте уникальных археологических раскопок. Совещание в Пентагоне оказалось также не в силах предотвратить разграбление Национального музея Ирака в Багдаде. Напротив, мародерство даже поощрялось, исходя из той логики, что в других местах коллекция будет в большей безопасности. Как сказал однажды Эштон Хокинс, президент Американского совета по культурной политике (ACCP), "законное рассеяние культурных материалов на рынке" - это лучший способ обеспечить сохранность сокровищ. По сути дела, это было приглашение к грабежу. Более 15000 тысяч предметов, включая ювелирные изделия, керамику и статуи, были похищены из музея.



Самыми ценными из украденных артефактов были шумерская ваза, известная как "ваза из Варки". Возраст этой реликвии, найденной немецкими археологами в начале 1930-х годов, составляет 5 тысяч лет. На вазе из алебастра впервые в человеческой истории изображены сцены религиозных обрядов. Она была возвращена в виде 14 фрагментов.

Мародеры похитили также знаменитую шумерскую лиру из города Ур, которая считается самым древним в мире музыкальным инструментом. Когда ее нашли, лира также была очень серьезно повреждена. Сотни предметов так и не найдены до сих пор. Утрачены документы, относящиеся к 500-летнему оттоманскому владычеству в Ираке. В огне погибли работы Пикассо и Миро.

По некоторым оценкам, суммарная стоимость произведений, попавших к грабителям в Ираке, достигает 10 млрд долларов. Похищенные артефакты проходят через множество рук, прежде чем всплывают на рынке. Некоторые могут не появляться целыми десятилетиями.

По словам Линды Альбертсон, президента Ассоциации по исследованию преступлений против искусства (ARCA), невозможно точно подсчитать, сколько зарабатывает "Исламское государство" на торговле антиквариатом на черном рынке. Могут пройти годы, прежде, чем тот или иной предмет будет предложен на продажу. Например, артефакты из храмового комплекса Ангкор Ват в Камбодже были выставлены на аукционные торги через 40 лет после окончания гражданской войны в Юго-Восточной Азии. Коллекционеры, стремящиеся приобрести произведения искусства без прозрачного провенанса (истории происхождения и владения), несут огромную ответственность за разрушение объектов исторического и культурного наследия пор всему миру. Впрочем, игра становится все опаснее. Хорошо известные контрабандисты из Турции и Ливана, которые, видимо, и занимались перевозкой головы царя Саргона II, все глубже уходят в подполье и крайне недоверчиво относятся к возможным покупателям. Им не только грозит разоблачение и финансовые потери. Если выяснится, что предметы, которые они предлагают на продажу, получены от ИГ, им могут быть предъявлены обвинения в пособничестве терроризму.

Это, пожалуй, самый мощный сдерживающий фактор.