ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

При содействии членов ИППО в Николо-Берлюковский монастырь доставлена новая икона «Обращение мытаря Закхея»

25 октября 2015 года в Николо-Берлюковский мужской монастырь Московской епархии доставлена новая икона для храма Христа Спасителя «Обращение мытаря Закхея».

 

Необычный евангельский сюжет для иконы был выбран неслучайно. Под изображением в центре будет помещена привезенная из Иерихона частица священного древа, на которое взобрался мытарь Закхей, когда произошла его встреча со Христом Спасителем. Эта частица была передана монастырю в дар благодаря содействию действительных членов Императорского Православного Палестинского Общества: члена Совета Московского областного отделения ИППО, настоятеля монастыря игумена Евмения (Лагутина), руководителям благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Александра Николаевича Панина (заместителя председателя Московского областного отделения ИППО) и Семена Яковлевича Ваксмана, директора Российского музейно-паркового комплекса в Иерихоне (где произрастает древнее дерево Закхея) Игоря Валентиновича Журавлева.

В день передачи в монастырь святыни, привезенной со Святой Земли А.Н. Паниным и С.Я. Ваксманом,  игумен Евмений отметил в своем слове, что «в наших планах написать большой образ, повествующий об этом евангельском событии и вмонтировать в киот иконы часть древа Закхея. Я рад, что в нашей обители собраны такие святыни, что наши прихожане активно участвуют в паломничествах на Святую Землю, посещают места жизни и страданий Спасителя, что многие дела осуществляются в рамках совместных трудов на ниве Императорского Православного Палестинского Общества» 

И вот это величайшее по своему значению действо воплотилось в жизнь. В самое ближайшее время часть древа Закхея будет вмонтирована в икону и установлена на левом столпе в храме Христа Спасителя в каменном киоте, великолепной работы. 

Икона была написана в мастерских Троице-Сергиевой Лавры. 


Росписи монастыря Грачаница XIV век


Росписи монастыря Дечаны XIV век

За образцы были взяты фрагменты росписи храмов сербских монастырей Высокие Дечаны и Грачаница. Эти величайшие сербские духовные центры, их уникальные храмовые росписи относятся к XIV веку. Главный собор монастыря Высокие Дечаны, крупнейший храм на Балканах, обладает самым большим собранием византийских фресок. В таком же каноническом византийском стиле XIV века написаны и все иконы для нового иконостаса храма Христа Спасителя.

Слева и справа от частицы древа размещен текст Священного Писания, повествующий про это трогательное событие:

«Во время оно прииде Иисус во Иерихон. И се муж нарицаемый закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат: и искаше видети Иисуса, кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. И предитек, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. И яко прииде на место, воззрев Иисус виде его, и рече к нему: закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает ми быти. И потщався слезе, и прият его радуяся. И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати. Став же закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Рече же к нему Иисус: яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын авраамль есть: прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 1-10). 

В переводе на русский язык это звучит так:

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». 

Фрагмент из Евангелия от Луки, повествующий о Закхее, включен в чин освящения домов. Главный смысл этих немногих строк из Священного Писания заключается в том, какая на самом деле встреча, и самое главное — где, должна произойти у человека с Богом. Много людей встречались со Спасителем, у многих Он бывал и в гостях. Но впустив Его в жилище, Закхей сделал намного больше: он распахнул двери своего сердца для встречи с Господом, мгновенно изменив себя.

«Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8) — таких слов от Закхея еще никто и никогда не слышал. Это стало лучшим свидетельством перемены его внутреннего человека. Именно поэтому Христос говорит, что «ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19, 9), потому что теперь и Закхей стал истинным сыном Авраама, а Авраам, как известно, более всего прославился именно своей непреложной верой.

Для каждого христианина ничего просто так не происходит в этом мире. Так и эта икона с евангельским сюжетом появилась в Берлюковском монастыре по особому Божьему произволению и промышлению о нас грешных именно в этом 2015 году, когда все монастырские здания наконец-то были возвращены Русской Православной Церкви. Сам Господь Бог наш и великий предстатель перед Ним - святитель Николай Мирликийский Чудотворец незримо вступают в полное владение этим святым местом.

А что, собственно, такое монастырь? Монастырь, как мы видим его и на визуальных изображениях, на иконах - это изображение Небесного и земного Иерусалима. И поэтому приобщение к монастырю - это приобщение к нашим сакральным святыням. И вот, при входе в видимые стены и здания, теперь и насельников монастыря, и прихожан этой святой обители, Христос призывает стать истинными детьми Авраама, утверждаясь в вере и благочестии!