ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

По предложению члена ИППО Дмитрия Зубова жизнеописание святого императора Николая II включено в афонский Патерик

По предложению члена ИППО Дмитрия Зубова жизнеописание святого императора Николая II включено в афонский Патерик

Газета "Русь Державная" в последнем номере №3 2015 года опубликовала подробности круглого стола, проведенного в Институте Русского Афона и посвященного 1000-летию празднования русского монашества на Святой горе в 2016 году.


Предлагаем фрагмент из этой статьи, свидетельствующий о связях с Афоном последнего русского императора Николая II, почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества. Рассказывает сотрудник института Костыгов В.В.

"Я человек новый в Институте Русского Афона. Меня пригласил сюда Дмитрий Васильевич Зубов. Первое, что я увидел, когда вошел в кабинет Валерия Ивановича, – роскошная красочная икона «Собор Святых Русских Афонитов», и тогда я понял, что попал в совершенно необычную организацию к совершенно необычным людям.

Первое задание, которое мне дали – это попросили, чтобы я активизировал работу над Патериком святых русских афонитов.

Они достаточно известны для многих православных, я не буду их перечислять. Это от преподобного Антония Печерского, основателя русского монашества, и до Кукшы Одесского. Моя задача была – найти еще тех афонитов, которые еще не вошли в эту книгу. Было сорок, сейчас у нас пятьдесят жизнеописаний.

Я хотел бы вас познакомить с жизнеописанием, которое вызвало споры. Это жизнеописание последнего Государя-Самодержца Николая II, включаемое в афонский Патерик. Предложил это Дмитрий Васильевич Зубов, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества. Споры по этой фигуре появились даже в монастыре. Мы написали обоснование, и монастырь все-таки согласился с правомочностью включения Государя-Самодержца в этот Патерик. У меня даже есть небольшая статья, которую я хотел бы в сборнике опубликовать. Что послужило поводом? Мне удалось поработать с документами ГАРФа, с дневниками Цесаревича. Там мне любезно их предоставили. В ГАРФе же мне предоставили документы РГИА, где интересные списки. Во-первых, документы учебной программы Цесаревича, он же тринадцать лет готовился, до того, как совершил свое знаменитое путешествие в 1890 году. Как отмечает его воспитатель Богданович, Цесаревич все время изъявлял желание посетить православные места Востока, поклониться Гробу Господню, побывать на Афоне. В первом плане путешествий, которыми заканчивалась его воспитательная, образовательная часть, было написано: «Афон. 13 сентября».

Кроме того, когда он стал совершеннолетним в 1884 году, старцы нашего афонского монастыря Иероним и Макарий просили губернатора Москвы князя Долгорукого, чтобы наши монахи с афонского подворья поднесли Цесаревичу в день совершеннолетия икону великомученика Пантелеимона. Такое письмо существует, в нем говорится, что совершеннолетие наследника – это для русских людей, живущих на Афоне, большая радость...

Следующая важная встреча с Афоном произошла, когда он в составе августейшей семьи в сентябре 1888 года побывал на закладке храма в «Новом Афоне», основанном по инициативе нашего монастыря на Святой Горе. На крейсере «Москва» они прибыли в сентябре 1888 года к берегам «Нового Афона» и были торжественно встречены всей монашеской братией. В присутствии епископа Геннадия Сухумского осуществилась, по случаю такой торжественной встречи августейшего семейства, закладка главного собора Ново-Афонского монастыря – храма Целителя Пантелеимона. В дневнике Цесаревич отмечает это важное событие: первый камень заложил Александр III, а второй – Наследник Цесаревич.

Теперь расскажу про несостоявшееся, к сожалению, путешествие Цесаревича на Афон. Было два маршрута движения. Турки не пропустили два наших корабля и из-за этого маршрут Цесаревичу изменили. По новому маршруту Цесаревич прибыл в Афины к своей крестной матери Ольге Константиновне, Королеве Эллинов, и остановился там, а перед предполагаемой поездкой Цесаревича на Афон, был послан флаг-капитан Цесаревича адмирал Басаргин на канонерской лодке «Запорожец». В книге достопамятных посещений, которая ведется на Афоне – у нас эти документы есть, – отмечено, что адмирал Басаргин принес радостную весть нашим монахам, что приедет Цесаревич. Вы можете себе представить, как активно к этому начали готовиться! Был разработан весь ритуал: как его будут встречать, как будут звонить в колокола, и будет праздничный трезвон, но самое интересное: его должны были встречать в красных ризах – пасхальных! Предполагалось, что Цесаревич заложит новый храм. Есть предположение, что это тот храм Троицкий, который изображен на известной литографии. Но это уже достаточно поздний проект. Первоначально предполагалось, что Председатель Императорского Православного Палестинского Общества великий князь Сергей Александрович Романов заложит камень, но он не смог. И тогда думали, что заложит этот камень Цесаревич.

Для встречи Цесаревича в Афинах были посланы два афонских монаха: Маркелин и Илиодор. В наших архивах сохранились два письма. Одно – послу в Афинах, в котором они просят оказать содействие, чтобы произошла эта встреча, и чтобы затем сопроводить Цесаревича на Афон. Представьте, как готовились к встрече!

Последний интересный документ, попавшийся мне в архиве – это документ, касающийся несостоявшегося визита, письмо адмиралу Басаргину, где они с сожалением говорят, что не получилась эта встреча, и просят помочь, чтобы эти два монаха встретились с Цесаревичем и вручили подарки. Подарки эти были вручены, и в дневнике Цесаревича отмечено, что как раз за три дня до того, как он отправился на своем судне вместе с Георгием Александровичем (на фрегате «Память Азова») к берегам Египта, он встретился с афонскими монахами. Они ему торжественно вручили две наши великие святыни: иконы целителя Пантелеимона и Скоропослушницы. И в списке икон, подаренных наследнику (этот список хранится в РГИА в Санкт-Петербурге), как раз эти две иконы отмечены, что они были вручены.

Когда произошла коронация, Афон посылает ладан. Получает благодарственное письмо от протопресвитера Янушева – духовника, который благодарит и сообщает, что ладан поступил прямо в храм Зимнего дворца.

В августе 1898. игумен о.Андрей пишет: «Быв лишены предполагаемого в 1890 году посещения Вашим Императорским Величеством святой Горы Афонской и нашей древней обители св. вмч. и целителя Пантелеимона и глубоко скорбим о сем.... »

Неоднократно государь Николай II имел встречу с русскими монахами со Святой Горы Афон и на отдыхе в Ливадии (в Крыму), и в Одессе на яхте «Штандарт»".

Полный текст статьи см. К тысячелетию пребывания русских монахов на Святой Горе Афон. А. Печерский