ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

На заседании Научной секции ИППО Николай Лисовой рассказал о судьбе Русской Палестины после 1914 года

14 октября в Центре Императорского Православного Палестинского Общества в Москве состоялось заседание Научной секции на тему «Судьбы Русской Палестины в XX века: к 100-летию начала Первой мировой войны (1914 г.) и к 50-летию «апельсиновой сделки» (1964 г.)».

На заседании Научной секции ИППО Николай Лисовой рассказал
о судьбе Русской Палестины после 1914 года

Первоначально заседание планировалось в формате круглого стола, но по объективным причинам приглашенные эксперты не смогли принять участие в мероприятии.

Заседание открыл руководитель секции, член Совета ИППО доктор исторических наук Александр Васильевич Назаренко. Он обозначил тему заседания и предоставил слово заместителю Председателя ИППО, доктору исторических наук, главному научному сотруднику Института российской истории РАН Николаю Николаевичу Лисовому.

Н.Н. Лисовой обозначил сразу четыре юбилейные даты (все кратные 50), которые являют собой важные вехи в истории Русской Палестины:

1814 год - начало активных сношений Иерусалимского патриарха Поликарпа с русским правительством и русским императором Александром I.
1864 год - завершение русских построек в Иерусалиме - Троицкий собор, Русская Духовная Миссия, генконсульство, мужское и женское подворье, больница.
1914 год - вступление Турции в Первую мировую войну и закрытие всех русских учреждений на Святой Земле.
1964 год - продажа русских недвижимостей на Святой Земле Израилю в правление Н.С.Хрущева.

Докладчик дал определение феномена Русской Палестины, которое включает не только сложную инфраструктуру храмов, монастырей, подворий, больниц, школ, построенных и открытых Россией, но и самих людей, которые все это строили, использовали, обслуживали, сохраняли...

Период с 1814 по 1864 год можно назвать периодом нарастания, подготовки к созданию феномена Русской Палестины. С 1864 по 1914 - периодом расцвета, в это время Святую Землю посещало от 2,5 до в последующем 11 тысяч человек в год, за 50 лет там побывало свыше 90 тысяч человек (в то время как западные паломники исчислялись всего лишь сотнями человек). В 1914 году на взлете вся эта деятельность прекращается, и годы после 1914 - это время выживания и угасания. Связь России со Святой Землей полностью прерывается, причем не только прекращается паломничество, закрываются школы, больницы, подворья, но прекращается и церковная связь. Избранный в 1917 году Патриарх Тихон не имеет возможности поддерживать каноническую связь с Иерусалимским патриархом, со священниками Русской Православной Церкви, создававшими в эмиграции разные объединения.  

В это время на Святой Земле осталось примерно 400 русских паломниц, которые отказались уехать домой, надеясь на скорое прекращение войны и не предвидя грядущую революцию. Архимандрит Леонид (Лобачёв), приехавший в Иерусалим в 1948 году в качестве начальника Русской Духовной Миссии, еще застал некоторых из них в русских монастырях. В своих докладах он сообщал их имена и указывал возраст - 109 лет, 110 лет...

В 1948 году (15 мая 1948 года решением ООН было образовано государство Израиль) русские подворья, пережившие турецких и британских незваных гостей и арендаторов находились в запущенном состоянии, когда-то цветущие и плодоносящие сады были загублены, вся мебель сломана или сожжена... Британское присутствие на русских подворьях по сути ничем не отличалось от турецкого, лишь добавило колючую проволоку, которая опоясала здания, и минимальную арендную плату, которая хотя не покрывала необходимый ремонт, но помогала выживать зарубежному Палестинскому Обществу, оставшимся в Иерусалиме русским паломницам и членам Русской Духовной Миссии.

При И.В. Сталине в отношении русских объектов советская власть придерживалась концепции, что недвижимости нужны для обозначения русского присутствия в регионе, которое позволит, опираясь на еврейских социалистов, влиять на арабских феодалов. В 1950 году было решено укрепить Российское Палестинское Общество и направить в Иерусалим его представителей. Впрочем, вновь образованное при поддержке И.В. Сталина государство Израиль хотя формально не возражало против возвращения русской собственности, на деле не предприняло никаких шагов к практическому возвращению имущества. Были возвращены храмы и монастыри Церкви, но недвижимости ИППО никто не спешил возвращать правительству СССР, а оно не понимало ценности объектов в Святом граде, если не с духовной, то хотя бы с культурно-исторической стороны. Все это привело к тому, что 7 октября 1964 года было подписано соглашение о продаже Израилю 22 лучших объектов ИППО в Иерусалиме, Назарете, Хайфе, за неадекватную сумму в 4,5 млн.долларов. Торг шел между цифрой в 3 млн., предлагаемой Израилем, и суммой в 6,5 млн., запрашиваемой СССР, реальная стоимость объектов продажи была как минимум на порядок выше (в Госархиве Израиля есть документ 1961 года, в котором общая стоимость объектов Русской Палестины оценена израильтянами в 100 млн.долл.). Сумма сделки разбивалась на три равных транша в 1964, 1965 и 1966 годах. Причем, было договорено, что первый транш будет потрачен на закупку верхнего трикотажа у Израиля по мировым ценам, а второй планировалось потратить на строительство здания советского посольства. Хотя апельсины в сделке не фигурировали, журналисты прозвали эту сделку "апельсиновой", так как на тот момент основной статьей израильского экспорта в Советский Союз были яффские апельсины.

В 1967 году дипломатические отношения между Израилем и СССР были прерваны, сотрудники представительства Российского Палестинского Общества покинули страну. Зато в 1968 году в Иерусалиме появляется архимандрит Антоний Граббе, назначенный начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (РПЦЗ), он сразу же занялся делами Православного Палестинского Общества, образованного эмигрантами. Его в то время возглавлял юрист Н. Л. Пашенный, сменивший престарелого князя А. А. Ширинского-Шихматова, избранного Председателем Палестинского Общества вместо подавшей в отставку великой княгини Елизаветы Федоровны в апреле 1917 года и в начале 1918 года эмигрировавшего из России. Архимандрит Антоний Граббе подает на правительство Израиля в суд, оспаривая законность "апельсиновой сделки", и через 15 лет судебных разбирательств получает 7,5 млн. долларов компенсации в обмен на отказ от претензий в будущем. Тем самым суд невольно поставил под сомнение юридическую чистоту "апельсиновой сделки" и попытался оградить свое правительство от претензий по этому поводу в дальнейшем. Заметим в скобках, что тот судебный процесс настолько запомнился израильтянам, что при возвращении Сергиевского подворья в Иерусалиме России, было поставлено условие, чтобы ИППО написало гарантийное письмо об отказе от своих имущественных прав на подворье в пользу российского правительства. Таким образом Израиль перестраховался на случай возможного повторения судебных тяжб с собственником в лице еще и российского ИППО, не вдаваясь в историю взаимоотношений Палестинского Общества с государством, которые делали общее дело, не акцентируя внимание в условиях османских законов, на кого записано имущество, лишь бы русское дело и авторитет России укреплялись.

По мнению докладчика, трагические страницы Русской Палестины были обусловлены не только внешними неблагоприятными обстоятельствами, но и "сбоями вертикали" после смены царского режима на грани знаменитого милюковского "что это? глупость или измена?". В результате в настоящее время Россия не имеет реального присутствия на Ближнем Востоке, потому что не имеет прежнего объема недвижимости, функционал которого реально позволял бы влиять на происходящие в регионе процессы. 

Сейчас Русская Палестина представляет собой лишь несколько храмов и монастырей, к которым в 2008 году добавилось наконец-то возвращенное Сергиевское подворье в Иерусалиме, которое не было включено в "апельсиновую сделку". Из-за масштабного ремонта оно пока никак не функционирует.

Часть исторического русского наследия на Святой Земле до сих пор находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей и уже сто лет как утративших полноценную связь с Россией осколков зарубежного Палестинского Общества. Советский Союз давно прекратил свое существование, религиозные убеждения перестали быть предметом травли, но преемники (и выдающие себя за таковых) бывших русских эмигрантов, которые провозглашали, что они сохраняют имущество, чтобы вернуть его России после падения советского строя, не спешат возвращать исторические недвижимости. Это абсурдно с точки зрения здравого смысла, с точки зрения концепции появления Русской Палестины, которая строилась для русских православных людей, но вполне объяснимо с финансовой точки зрения. Докладчик процитировал сказанные ему лично слова Н.Гофмана, который занимает зарегистрированное на российское императорское правительство Александровское подворье: "Мы поддерживаем подворье, а подворье поддерживает нас". Тот же принцип действует в отношении церковных объектов, т.к. акт о воссоединении РПЦ и РПЦЗ не предусматривал объединения имущества, в этом отношении все осталось по-прежнему.

Рассказ Николая Николаевича Лисового для наглядности есть смысл проиллюстрировать некоторыми документами, которые частично демонстрируются в Музее истории ИППО в Москве и хранятся в государственных архивах России и Израиля.

Это письма секретаря Управления подворьями Православного Палестинского Общества (зарубежного) полковника царской армии В.А. Самарского представителям СССР, датированные 1948 годом, в которых он называет Сталина "Великим Кормчим", а представителей СССР - "представителями нашей дорогой и любимой Родины", выражает готовность преподнести им хлеб-соль и просит скорейшего контакта с "Представителями законных владельцев в лице уполномоченных лиц Советского правительства", так как только они могут уберечь "имущество Русского Народа от посягательств со всех сторон". 

Все объекты ИППО на территории Израиля "зарубежные палестинцы" освободили, Самарский переехал на Александровское подворье в восточном Иерусалиме - на территорию, находившуюся тогда под управлением Иордании. Если бы не сложности со статусом территорий, на которых расположены оставшиеся объекты ИППО, в принципе на этом история зарубежного Палестинского Общества должна была закончиться. Но возможность наживы не дает покоя некоторым последователям архимандрита Антония Граббе, и они вовсю используют потенциал русских объектов и русской истории для извлечения собственной прибыли, даже не чураясь сочинением несуразных мифов для паломников, мало знакомых с историческими фактами.

Вернется ли не распроданное "имущество Русского Народа" законному владельцу, покажет время. Императорское Православное Палестинское Общество прилагает к этому все усилия, остается уповать, что какой-нибудь "сбой вертикали" этому не помешает.

Еще по теме: